1.3. Конструкция автомобильных дорог
Автомобильную дорогу можно охарактеризовать следующими элементами: планом дороги, продольным и поперечным профилями дороги, конструкциями земляного полотна и дорожной одежды.
План дороги - графическое изображение ее проекций (в пределах ширины дорожной полосы) на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе (рис. 3).
Рис. 3. План автомобильной дороги
Ось улицы или дороги, проложенная в натуре на земной поверхности, называется трассой улицы или дороги. Трасса представляет собой линию в пространстве, так как имеет не только повороты на земной поверхности, но и подъемы и спуски. Выполненное в определенном масштабе графическое изображение горизонтальной проекции трассы называется планом трассы.
Трассу проектируют в виде плавной линии со взаимной увязкой элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с прилегающей местностью, с оценкой их влияния на условия движения и зрительное восприятие дороги. Для сохранения окружающего ландшафта при проложении дороги используются принципы ландшафтного проектирования. Ландшафтным проектированием называется проложение дороги на местности, обеспечивающее плавность сопряжения между собой элементов трассы и гармоническое сочетание дороги с окружающим ландшафтом.
Продольный профиль дороги – это выполненное в определенном масштабе графическое изображение вертикальной проекции оси дороги. Продольный профиль дороги является изображением разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ось трассы. Продольный профиль характеризует величину проектных уклонов отдельных участков дороги и расположение её проезжей части относительно естественной поверхности земли. Проектная линия отдельных участков дороги характеризуется продольным уклоном между двумя точками, который определяется отношением разницы высот между началом и окончанием участка дороги к его длине. Величина уклона выражается в процентах, в промилле (тысячных долях) или в относительных единицах. Подъёмы считаются положительными, спуски отрицательными уклонами.
В точках пересечения соседних участков дороги с разными уклонами образуются переломы. Различают выпуклые и вогнутые переломы профиля.
При построении продольного профиля дороги или улицы сначала вычерчивается линия естественной поверхности земли, которая называется черной линией. Отметки точек проектируемой поверхности называются проектными или красными, а соединяющая их линия проектной, или красной, линией. Проектная линия показывает положение проектируемой дороги по отношению к поверхности земли. Разность проектных и черных отметок, вычисленная для одной и той же ординаты продольного профиля, называется рабочей отметкой.
Поперечным профилем дороги называется изображение, полученное сечением дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной оси дороги (рис.4). В поперечном профиле дорог вдоль проезжих частей с обеих сторон
Рис. 4. Поперечный профиль дороги:
1 – внешний откос канавы; 2 – краевая укрепительная полоса; 3 – ось дороги; 4 – кромка проезжей части; 5 – бровка насыпи; 6 – внутренний откос; 7 – обочина; 8 – проезжая часть; 9 – земляное полотно
устраивают грунтовые полосы — обочины. Обочины создают боковой упор для дорожной одежды проезжей части и используются для временной стоянки автомобилей.
Полоса земли, на которой устраивают проезжую часть и обочины, называется земляным полотном. Земляное полотно отделяется от прилегающей местности откосами или боковыми канавами, которые служат для осушения земляного полотна и отвода поверхностной воды. Важным элементом автомобильной дороги является проезжая часть, которая позволяет беспрепятственно и безопасно двигаться транспортным средствам с заданной скоростью.
При поворотах, если радиус круговой кривой ниже нормы, на протяжении всего закругления устраивают вираж — круговую кривую, имеющую постоянный радиус, а проезжей части и обочинам придают общий односкатный поперечный профиль с уклоном в сторону, обратную действию центробежной силы, — к центру кривой (рис. 5).
Рис. 5. Схема виража:
А – участки отгона виража с переходной кривой; В – ширина проезжей части; i0 – поперечный уклон двускатного профиля; iвир – поперечный уклон виража; iотг – поперечный уклон на участке отгона виража; iпрод – продольный уклон дороги на вираже; l – уширение; r – круговая кривая; R0 – радиус закругления
Для разделения встречных потоков безрельсовых транспортных средств, отделения транзитных потоков от местного движения и изоляции транспортных и пешеходных потоков устраивают разделительные полосы.
Земляное полотно — конструктивная часть дороги, выравнивающая неровности рельефа местности, служит основанием для дорожной одежды. Земляное полотно можно устраивать в насыпях и выемках; к нему относятся устройства и сооружения, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод. Боковые поверхности земляного полотна, представляющие собой наклонные плоскости, называют откосами. Линию пересечения поверхности откоса с поверхностью земли для насыпи называют подошвой откоса, а для выемки — верхней бровкой откоса.
Земляное полотно состоит из грунта, а также устройств и сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод. Грунтами называют поверхностные горные породы, подвергающиеся воздействию внешних природных факторов, вызывающих физическое и химическое выветривание, таких как водная эрозия, воздушное разрушение и температурное воздействие. Самый верхний слой грунтов, имеющий растительный покров и содержащий гумус, называется почвой. Грунт — это многофазная дисперсная система, которая в естественном состоянии содержит три фазы: твердые минеральные частицы горных пород, воду и воздух.
Грунты рассматриваются в качестве наиболее дешевых и доступных местных дорожно-строительных материалов, предназначенных не только для создания земляного полотна, но и для применения в конструкциях дорожных одежд. От вида и свойств грунта зависят прочность и устойчивость земляного полотна, конструкция дорожной одежды, технология дорожно-строительных работ, капитальные и эксплуатационные затраты.
В зависимости от степени разрушения горных пород и некоторых других свойств грунты подразделяют на классы, группы, подгруппы, типы, виды и разновидности. В соответствии с классификацией грунты подразделяются на два класса — скальные и нескальные.
Скальные горные породы подразделяют на изверженные, метаморфические и осадочные с жесткой связью между минералами или зернами, залегающие в виде сплошного массива или трещиноватого слоя.
Изверженные горные породы вулканического происхождения подразделяют на глубинные (граниты, сиениты) и излившиеся (базальт, диабаз и порфиры), обладающие высокой прочностью и плотностью.
Метаморфические горные породы — это породы, подвергшиеся вторичному воздействию температуры и высокого давления (кварциты, мрамор, гнейс), обладающие достаточно высокой прочностью.
Осадочные горные породы образовались в результате осаждения из водных взвесей и растворов с последующим цементированием в монолит (песчаники, мергели), химического осаждения (мел, доломит, гипс) и органогенных процессов (известняк, торф). Осадочные грунты по условиям образования классифицируют на морские, речные (аллювиальные), эоловые (образовавшиеся под действием ветра), моренные и водно-ледниковые (сформированные под действием ледника и талых вод) и др.
Обломочные (рыхлые) грунты подразделяют на две основные группы по характеру связей между частицами: несвязные (пески, галечники, гравий) и связные (глинистые, лёссовые).
Нескальные горные породы подразделяют по степени дисперсности (раздробленности) на крупнообломочные, песчаные и глинистые грунты.
Крупнообломочные грунты представляют собой смеси несцементированных частиц размером более 2 мм каждая, в которых содержится более 50 % таких частиц.
Песчаные грунты — это смеси сыпучих в сухом состоянии частиц размером менее 2 мм каждая, содержащие более 50 % таких частиц и не обладающие свойствами пластичности.
Глинистыми называют не дренирующие грунты, монолитные или комковатые в сухом состоянии, пластичные во влажном, содержащие более 3 % глинистых частиц.
Свойства грунтов в основном зависят от происхождения горных пород, которые отличаются друг от друга минералогическим и химическим составом, жесткостью связей между частицами, их размером и формой.
Грунты по дорожной классификации разделены по крупности частиц на три основных класса: крупнообломочные, песчаные и глинистые.
Крупнообломочные грунты подразделяют на следующие виды:
- щебенистый (при окатанности зерен галечниковый), у которого масса зерен крупнее 10 мм составляет более 50 %;
- дресвяный (при окатанности зерен гравийный), у которого масса зерен крупнее 2 мм составляет более 50 %.
Песчаные грунты подразделяют на следующие виды:
- гравелистые (с содержанием зерен крупнее 2 мм от 25 до 50 %);
- крупные (с содержанием более 50 % зерен крупнее 0,5 мм);
- средней крупности (с содержанием более 50 % зерен крупнее 0,25 мм);
- мелкие (с содержанием более 75 % зерен крупнее 0,1 мм);
- пылеватые (с содержанием менее 75 % зерен крупнее 0,1 мм).
В песчаных фунтах глинистых частиц содержится менее 3 %, а пылеватых — менее 15 %.
Глинистые грунты разделяют по содержанию глинистых частиц на следующие виды:
- легкие супеси (с содержанием глинистых частиц от 3 до 8 %);
- тяжелые супеси (от 8 до 12 %);
- легкие суглинки (от 12 до 18 %);
- тяжелые суглинки (от 18 до 25 %);
- глины (более 25 %).
При содержании в супесях и суглинках пылеватых частиц больше, чем песчаных, их дополнительно называют пылеватыми. При наличии в грунтах более 50 % пылеватых частиц их называют одним словом — пылеватые.
Физико-механические и физические свойства грунтов оказывают существенное влияние на конструкцию земляного полотна, способы производства работ и, в конечном итоге, на стоимость всей автомобильной дороги. Пригодность грунта для сооружения земляного полотна определяется его дорожно-строительными свойствами.
Для насыпей применяют грунты, состояние которых под действием природных факторов не изменяется или изменяется незначительно, что не влияет на их прочность и устойчивость в земляном полотне. К таким грунтам относят: скальные неразмягчаемые породы, крупнообломочные, песчаные (кроме мелких и пылеватых), супеси крупные и легкие. Грунты глинистые, мелкие и пылеватые пески, размягчаемые скальные грунты также пригодны для возведения земляного полотна, но при этом необходимо учитывать некоторые ограничения. Кроме грунтов природного происхождения, для отсыпки насыпей применяют отходы промышленности: золошлаковые материалы, отвалы горнодобывающей промышленности и др.
Дорожной одеждой называют многослойную конструкцию, устраиваемую на проезжей части для удобного и безопасного движения транспортных средств с расчетной скоростью (рис. 6). Слой износа на усовершенствованных покрытиях капитального типа защищает покрытие от износа. Дорожное покрытие — верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий нагрузку от транспортных средств. Дорожное покрытие может быть одно- и двухслойным. Основание — несущая часть дорожной одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, укрепленных вяжущими материалами. Основание вместе с дорожным покрытием передает давление от транспортных средств на расположенные
Рис. 6. Дорожная одежда:
1 — слой износа; 2 — верхний слой дорожного покрытия; 3 — нижний слой дорожного покрытия; 4 — основание; 5 — дополнительный слой; 6 — подстилающий грунт
ниже дополнительные слои, а при их отсутствии — непосредственно на грунт земляного полотна. Дополнительные слои располагают между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительный слой оснований может быть дренирующим, выравнивающим, противозаиливающим, морозозащитным. Верхний слой земляного полотна, или подстилающий грунт, представляет собой тщательно уплотненный слой, на котором устраивают дорожную одежду.
Все конструкции дорожных одежд принято подразделять по сопротивлению изгибу на жесткие (цементобетонные) и нежесткие. По конструкции слои дорожной одежды бывают из сыпучих материалов, уплотненных катками и движением транспортных средств, набирающие прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки), удерживающих отдельные частицы в слое; из асфальтобетонных и цементобетонных смесей, образующих монолит после укладки, уплотнения и твердения; сборные цементобетонные покрытия из плит.
Типы дорожных покрытий регламентированы исходя из категории дороги. На дорогах I, II категорий (в ряде случаев III и IV) устраивают усовершенствованные дорожные покрытия капитального типа цементобетонные (монолитные и сборные); асфальтобетонные из смесей, укладываемых в горячем состоянии; мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном или каменном основании; из смесей подобранного состава, обработанных битумом, с применением прочного щебня и вязкого битума.
На дорогах III —V категорий при стадийном строительстве и на дорогах II, III категорий устраивают усовершенствованные облегченные дорожные покрытия: из горячих асфальтобетонных смесей, укладываемых в разогретом состоянии (кроме I дорожно-климатической зоны); из холодных асфальтобетонных смесей, укладываемых в холодном состоянии; устраиваемые по способу пропитки, полупропитки, смешения на дороге. К усовершенствованным облегченным отнесены также дорожные покрытия из прочного щебня (не содержащего зерен мельче 5 мм), обработанного битумом (дегтем) в установке, а также способом пропитки или полупропитки; из крупнообломочных материалов (с размером фракций до 40 мм); из песчаных или супесчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с цементом с обязательным устройством поверхностной обработки.
На дорогах IV, V категорий и при строительстве дорожных одежд в несколько стадий и на дорогах III —V категорий на первой стадии применяют дорожные покрытия переходного типа: щебеночные, гравийные, шлаковые, не обработанные вяжущими; из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими с добавкой или без добавки активных веществ; мостовые из булыжного и колотого камня.
Дорожные покрытия низшего типа устраивают на дорогах V категории и на внутрикарьерных дорогах при стадийном устройстве дорожных одежд и на дорогах IV категории при первой очереди строительства. К дорожным покрытиям низшего типа относятся грунты, укрепленные или улучшенные разными местными скелетными материалами; покрытия лежневые, бревенчатые, сплошные и колейные.
Для строительства дорожных одежд автомобильных дорог используются дорожно-строительные материалы, которые в период эксплуатации подвергаются воздействию внешних механических сил и физико-химических факторов окружающей среды. К внешним механическим воздействиям относят ударные и статические нагрузки транспортных средств, механическую работу воды, ветра и другие.
Для строительства, ремонта и содержания дорог применяют природные и искусственные материалы. Природные дорожно-строительные материалы (песок, гравий, щебень) добывают в местах их естественного образования, обычно в верхних слоях земной коры. Их используют в строительстве, применяя сравнительно несложную, преимущественно механическую переработку. Состав и свойства этих материалов в основном обусловливаются происхождением исходных пород и способами их обработки и переработки. Искусственные дорожно-строительные материалы изготавливают по специальной технологии из природного сырья или отходов промышленности, часто из смеси разных материалов. Свойства исходных составляющих претерпевают при этом физико-химические изменения, в результате чего получается новый материал с новыми свойствами, отличными от свойств исходных материалов. Так, в результате обжига мергеля и последующего помола продуктов обжига получают цемент. После уплотнения смеси щебня, песка, цемента и воды и последующего отвердения получают цементобетон.
Искусственные и природные материалы по их химическому составу можно разделить на два основных класса: состоящие только из неорганических веществ; состоящие из органических веществ или содержащие их в качестве связующего компонента.
Качество дорожно-строительного материала определяют по степени соответствия его свойств техническим требованиям с учетом конструкции элементов и узлов сооружений, в которых предполагается использовать материал, климатических условий, в которых будет работать материал, его экономичности.
Природные каменные материалы, являясь продуктом механической переработки горных пород, отличаются от последних формой и размерами, а также состоянием поверхности раскола.
Скальные горные породы с жесткими структурными связями обладают достаточно высокой прочностью и залегают в земной коре в виде массивов или трещиноватых слоев. Обломочные горные породы - рыхлые (сыпучие), состоят из обломков скальных горных пород без прочных связей между ними и залегают в виде скоплений. В зависимости от назначения и условий, в которых будет работать материал, применяют дробленые материалы (щебень, высевки), а также колотые (бутовый камень, шашку для мощения и др.). К природным обломочным горным породам относят валунный камень, гравий и песок, которые в естественном виде могут быть использованы в строительстве.
Наибольшее применение в дорожном строительстве получили горные породы магматического, осадочного и метаморфического происхождения. Магматические (изверженные) горные породы по химическому составу характеризуются содержанием кремния, алюминия, железа, кальция, магния, калия и натрия. Осадочные горные породы залегают в верхних слоях земной коры. Скальные горные породы осадочного происхождения (известняки, доломиты, гипс, ангидрит, песчаники, конгломераты, брекчии), в отличие от магматических, в той или иной мере растворимы в воде и снижают свою прочность при водонасыщении, за исключением сцементированных пород с кремнистым цементом. В дорожном строительстве используют карбонатные (известняки, мел, известняки-ракушечники) и кремнистые (диатомиты, трепелы, опоки) органогенные осадочные породы. Осадочные породы химического происхождения образовались в результате выпадения из растворов химических осадков. Наиболее распространенными являются доломиты, магнезиты, известняковые туфы, гипс, ангидрит. Для осадочных пород химического происхождения характерна растворимость в воде и наличие пустот и трещин. К наиболее часто встречающимся в недрах земной коры метаморфическим породам относят гнейсы, кварциты, мрамор.
К обломочным горным породам или механическим отложениям относят продукты выветривания изверженных, метаморфических или ранее образованных осадочных пород. Различают рыхлые и сцементированные обломочные породы.
По крупности окатанных обломков рыхлые горные породы условно делят на валуны, гальку, гравий, песок. В дорожном строительстве используют песок природный и дробленый, получаемый путем дробления горных пород. Песок применяют для устройства подстилающих слоев дорожной одежды, приготовления строительных растворов, цементо- и асфальтобетонов, для устройства дренажей.
Керамические строительные материалы и изделия получают в результате переработки глиняных масс с необходимыми добавками и последующего обжига. Основным сырьем для производства строительной керамики служит глина, характерным свойством которой является способность образовывать пластичное тесто при увлажнении водой, а после обжига превращаться в камневидное тело.
Наиболее распространенным керамическим строительным материалом является строительный кирпич. Кроме того, к строительной керамике относятся следующие материалы: кирпич легкий и пустотелый, дорожный клинкерный кирпич, черепица кровельная, трубы дренажные и канализационные, керамические плитки. К керамическим материалам относятся также искусственные пористые заполнители — керамзит и аглопорит, а также плотный керамический щебень для дорожного строительства — керамдор.
Из всех керамических материалов чаще всего в дорожном строительстве применяются дорожный клинкерный кирпич, керамические дренажные трубы, керамическая плитка, а также керамический щебень и гравий.
Ведущее место среди искусственных каменных материалов принадлежит металлургическим шлакам, которые получают в виде отходов при выплавке металлов из руд. Они образуются в виде расплава различных оксидов, пустой породы, флюсов и золы топлива в процессе выплавки, рафинирования и переплавки металлов и сплавов.
В зависимости от вида производства шлаки подразделяются на две группы: шлаки черной металлургии (доменные, мартеновские, бессемеровские, ваграночные) и шлаки цветной металлургии (медные, свинцовые, цинковые).
В дорожном строительстве используются главным образом доменные, мартеновские, электроплавильные и конверторные шлаки.
В дорожном строительстве металлургические шлаки чаще всего применяют в виде шлакового щебня. Шлаковый щебень используют для устройства слоев оснований и покрытий как в обработанном, так и в необработанном вяжущими материалами виде, а также для изготовления асфальтобетона, цементобетона и фрикционного материала для борьбы с гололедом зимой на автодорогах.
Органические вяжущие материалы представляют собой природные или искусственные твердые, вязкопластичные или жидкие материалы темно-коричневого и черного цвета, состоящие из смеси различных углеводородов и их неметаллических производных, образующих сложные дисперсные системы. В дорожном строительстве органические вяжущие материалы применяют для устройства покрытий и оснований в составе асфальтобетонных и битумоминеральных смесей, для укрепления грунтов и изготовления гидроизоляционных материалов.
В зависимости от свойств, химического состава, вида сырья и технологического процесса получения принята следующая классификация органических вяжущих веществ:
- битумы (природные, нефтяные, сланцевые) — вещества, состоящие из смеси углеводородов и их кислородных, сернистых и азотистых производных Нефтяные дорожные битумы получают из нефти после отгона из нее легких фракций до цилиндровых масел включительно;
- дегти (каменноугольные, торфяные, древесные) — вязко-жидкие водонерастворимые материалы, состоящие в основном из смеси ароматических углеводородов и их сернистых, азотных и кислородных производных. Дегти получают в процессе переработки каменного и бурого угля, торфа и древесины. В зависимости от вида перерабатываемого сырья получают каменноугольные, торфяные и древесные дегти.
По виду сырья битумы и дегти подразделяются на следующие группы:
- природные битумы, находящиеся в природе почти в чистом виде или извлекаемые из асфальтеновых горных пород (асфальтовых известняков, песчаников);
- нефтяные битумы, являющиеся продуктами переработки нефти и ее смолистых остатков;
- сланцевые битумы, образующиеся при переработке продуктов перегонки битуминозных сланцев;
- каменноугольные дегти, получаемые из продуктов сухой перегонки каменного угля;
- торфяные дегти, являющиеся продуктами сухой перегонки торфа;
- древесные дегти, являющиеся продуктами сухой перегонки древесины.
По основным строительным свойствам и консистенции дорожные битумы и дегти делятся на вязкие и жидкие. Жидкие битумы и дегти обладают свойством загустевать при температуре 20... 25 °С по мере испарения летучих углеводородов. Жидкие или разжиженные битумы при использовании в строительстве можно либо не подогревать, либо подогревать незначительно, вязкие битумы всегда перед употреблением разогревают до рабочей температуры (150... 160 °С).
Для обработки органическими вяжущими веществами влажных минеральных материалов (особенно в осенний период) могут быть использованы битумные или дегтевые эмульсии. Эмульсия (дорожная) — жидкий вяжущий материал, представляющий собой коллоидно-дисперсную систему из двух не смешивающихся компонентов — битума или дегтя и воды. Для обеспечения устойчивости эмульсии во времени в ее состав вводят эмульгатор — поверхностно-активное вещество, образующее на границе раздела фаз защитный слой, препятствующий распаду эмульсии. В качестве эмульгаторов применяются растворимые в воде полярные вещества (мыло, сульфатный щелок и т.п.).
В дорожном строительстве в качестве органических вяжущих материалов используются в основном нефтяные дорожные битумы, а также природные и сланцевые битумы.
Минеральные вяжущие материалы представляют собой обычно порошкообразные вещества, которые после затворения водой способны постепенно переходить из пастообразного состояния в твердое, приобретая свойства камня.
Все минеральные (неорганические) вяжущие материалы по характеру их затвердевания подразделяются на три группы:
- воздушного твердения, способные затвердевать только на воздухе;
- водного твердения (гидравлические вяжущие материалы), затвердевающие как на воздухе, так и в воде;
- автоклавного твердения, способные затвердевать при автоклавной обработке в среде насыщенного водяного пара с образованием прочного цементного камня.
К вяжущим материалам воздушного твердения относятся воздушная известь, гипсовые вяжущие вещества (гипс строительный, ангидритовый цемент), магнезиальные вяжущие вещества (каустический магнезит и каустический доломит), а также растворимое (жидкое) стекло.
К гидравлическим вяжущим материалам относятся портландцемент и его специальные виды — быстротвердеющий белый, цветной, гидрофобный, пластифицированный сульфатостойкий, с умеренной экзотермией, дорожный, глиноземистый, расширяющийся и безусадочный. Кроме того, к гидравлическим вяжущим материалам относятся и смешанные цементы — пуццола - новый портландцемент, шлакопортландцемент, гипсоцементно-пуццолановый. В дорожной, аэродромной и других областях строительства все чаще применяются также и полимерцементы, повышающие плотность и эластичность бетонов.
К неорганическим вяжущим материалам автоклавного твердения относятся известково-кремнеземистые, известково-зольные, известково-шлаковые вяжущие материалы и нефелиновый цемент.
Цементобетоном называют строительный материал, полученный в результате перемешивания, укладки, уплотнения и затвердения рационально рассчитанной смеси из щебня (или гравия), песка, цемента, воды и добавок. Смесь перечисленных компонентов до затвердения называют бетонной смесью.
Бетоны классифицируют по основному назначению, виду вяжущего материала, виду заполнителей, структуре и условиям твердения. По структуре бетоны подразделяют на плотные, в которых до 94 % объема пространства между зернами заполнителей занято затвердевшим вяжущим веществом; крупнопористые (с меньшим процентом заполнения объема межзеренного пространства); поризованные, в которых крупный заполнитель связан с поризованным затвердевшим вяжущим веществом; ячеистые, состоящие целиком из поризованного затвердевшего вяжущего материала.
Для изготовления бетонов используют цементные, силикатные (известковые), шлаковые, гипсовые, специальные или смешанные вяжущие материалы. По виду заполнителей различают бетоны на плотных, пористых и специальных заполнителях (крупнозернистых, содержащих как крупный, так и мелкий заполнитель, и мелкозернистых, содержащих только мелкий заполнитель).
Классы и марки — основные характеристики бетонов, задаваемые при проектировании конструкций и их изготовлении. Классы устанавливают по прочности бетона при сжатии и обозначают символом В. Число в обозначении класса соответствует значению гарантированной прочности бетона, выраженной в мегапаскалях, с обеспеченностью 0,95.
По назначению и условиям применения бетоны разделяют на тяжелые (обыкновенные), предназначенные для бетонных и железобетонных мостовых и промышленных конструкций, жилых и общественных зданий; дорожные — для бетонных покрытий и колейных железобетонных покрытий автомобильных дорог; гидротехнические — для плотин, шлюзов и других сооружений; специальные — песчаные, легкие, жаростойкие и др.
Условное обозначение бетонной смеси содержит следующую информацию: вид бетонной смеси (БСГ — бетонная смесь, готовая к употреблению; БСС — бетонная смесь сухая); класс бетона, который может быть получен при соблюдении технических условий по применению бетонной смеси; марку бетонной смеси по удобоукладываемости; марку бетонной смеси по сохраняемости; марку бетона по морозостойкости; марку бетона по водонепроницаемости; марку бетона по средней плотности; стандарт на смеси бетонные.
Дорожный цементобетон является разновидностью тяжелого бетона и применяется для устройства покрытий на автомобильных дорогах, производства мостовых конструкций и элементов труб. Бетон дорожных покрытий работает в неблагоприятных условиях, так как подвергается не только воздействию транспортных средств, но и атмосферных осадков, в особенности многократно повторяющемуся увлажнению и высыханию, замораживанию и оттаиванию, поэтому к нему предъявляют повышенные требования по прочности, морозостойкости и износостойкости.
Асфальтобетон — искусственный монолитный каменный материал, получаемый в результате отвердевания массы, состоящей из рационально подобранного каменного каркаса из песка и щебни (гравия), скрепленного асфальтововяжущим веществом (минеральный порошок и битум). При применении дегтя в качестве вяжущего вещества получают дегтебетон. В зависимости от особенностей состава, структуры, технологических свойств смесей и свойств применяемых материалов выделяют различные разновидности асфальтобетона (дегтебетона).
Асфальтобетонные смеси подразделяются на щебеночные, гравийные и песчаные.
Асфальтобетонные смеси в зависимости от вязкости битума и условий применения подразделяются на следующие виды:
- горячие — приготовленные с использованием вязких и жидких нефтяных и дорожных битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой смеси при укладке не ниже 120 °С;
- холодные — приготовленные с использованием жидких нефтяных дорожных битумов, выдерживающих без потери основных свойств длительное хранение (до 12 мес) и укладываемые при температуре смеси не ниже 5 °С.
Горячие смеси в зависимости от крупности зерен щебня и песка подразделяют на крупнозернистые с наибольшим размером зерен до 40 мм, мелкозернистые — с размером зерен до 20 мм, песчаные — с размером зерен до 5 мм.
Холодные смеси подразделяют на мелкозернистые и песчаные.
Крупнозернистый асфальтобетон рекомендуют для устройства нижнего слоя покрытия. Шероховатая и пористая поверхность крупнозернистого асфальтобетона обеспечивает хорошее сцепление с верхним слоем.
Мелкозернистый асфальтобетон применяют для устройства верхнего слоя многослойных покрытий или однослойных покрытий. Асфальтобетон этого типа обладает высокой сопротивляемостью механическим воздействиям и атмосферным факторам. Песчаный асфальтобетон применяют для устройства верхнего слоя покрытия на дорогах со средней интенсивностью движения.
Асфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от значения остаточной пористости подразделяют на следующие виды: высокоплотные с остаточной пористостью от 1 до 2,5 %; плотные с остаточной пористостью более 2,5 и до 5 %; пористые с остаточной пористостью более 5 и до 10 %; высокопористые с остаточной пористостью более 10 и до 18 %. Холодный асфальтобетон после укладки и уплотнения должен иметь остаточную пористость в пределах 6... 10 %.
Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяются на следующие типы: А — многощебенистые, с содержанием щебня 50... 60 %; Б — среднещебенистые, с содержанием щебня 40...50 %; В — малощебенистые, с содержанием щебня 30...40 %. Щебеночные и гравийные холодные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх.
Горячие и холодные песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на следующие типы: Г и Гх — приготовленные на песках из отсевов дробления, а также на смесях с природным песком при содержании последнего не более 30 %; Д и Дх — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних не менее 70 %.
Асфальтобетоны в зависимости от качества применяемых в них минеральных материалов, количества щебня (гравия) и физико- механических показателей подразделяются на три марки, обозначаемые римскими цифрами I, II, III.
Специально спроектированную смесь щебня, песка, минерального порошка и жидкого битума, приготовленную и уложенную в горячем состоянии без дополнительного уплотнения, называют литым асфальтобетоном. От горячего асфальтобетона литой отличается большим содержанием минерального порошка и битума, технологией приготовления и методом укладки. Литой асфальтобетон применяют в качестве дорожного покрытия на автомобильных дорогах, на проезжей части мостов, а также для устройства полов в производственных зданиях.
Асфальтобетоны, приготовленные на минеральных материалах нестандартного, пониженного качества, носят название битумо- минеральных смесей.
Выбор материалов для приготовления бетонной смеси и технические требования к ним обусловлены их ролью в асфальтобетоне, его типом и назначением в каждый конкретной дорожной одежде.
Для асфальтобетонных смесей применяют щебень, приготовленный из прочных морозостойких горных пород, а также медленно охлажденных металлургических шлаков. Для приготовления асфальтобетона применяют песок природного происхождения и искусственного дробления. Зерновой состав песка должен обеспечивать наибольшую плотность его смеси с другими минеральными материалами. Из этих соображений для приготовления асфальтобетонных смесей применяют крупнозернистые и средне-зернистые пески.
Минеральный порошок для асфальтобетонных смесей получают помолом известняков, доломитов, доменных шлаков, а также битуминозных известняков.
В смеси с битумом минеральный порошок образует так называемое асфальтовое вяжущее вещество, являющееся тем клеем, который объединяет зерна песка и щебня в прочный и плотный монолит.
Марку вязкого битума, а также класс и марку жидкого битума выбирают в зависимости от вида асфальтобетона, климатических условий района строительства и категории дороги, а для холодного асфальтобетона — с учетом условий и сроков хранения смеси на складе. В районах с более низкой среднегодовой температурой применяются битумы с меньшей вязкостью, а в районах с более высокой среднегодовой температурой необходимо применять битумы с большей вязкостью.
Одним из дорожных строительных материалов является укрепленный грунт. Укрепление грунта это ряд последовательных технологических операций по размельчению грунта, перемешиванию его с вяжущими материалами, увлажнению и уплотнению смеси, что обеспечивает рациональное воздействие на грунт добавок вяжущих и других веществ и придает ему высокую прочность и длительную устойчивость не только в сухом, но и в водонасыщенном состоянии.
Грунты после их укрепления способны выдерживать значительные напряжения; они характеризуются большой связностью и прочностью, как в сухом, так и в водонасыщенном состоянии, не размокают и обладают незначительной набухаемостью и влагоемкостью.
В практике строительства дорог находят применение различные методы укрепления грунтов:
- укрепление минеральными вяжущими материалами;
- укрепление органическими вяжущими материалами;
- укрепление полимерными материалами;
- комплексные методы укрепления.
Процессы, происходящие при укреплении грунтов, сложны и весьма разнообразны и зависят от свойств грунта, применяемых вяжущих материалов и добавок. Эти процессы могут быть химическими, физико-химическими, физическими и механическими.
В дорожном строительстве для устройства теплоизоляционных и гидроизоляционных слоев, утепления карьеров при зимнем дорожном строительстве, гидрофобизации материалов и укрепления грунтов, а также в качестве армирующих, разделяющих и дренирующих прослоек используют пластмассы.
Пластмассами называют материалы, содержащие в качестве важной составной части синтетические смолообразные высокомолекулярные вещества (полимеры) и обладающие пластичностью на определенных этапах их производства. По количеству входящих в пластмассы компонентов их подразделяют на простые и сложные. Простой называется пластмасса, состоящая только из одного связующего вещества — полимера, сложной — состоящая из полимера и других компонентов (наполнителей, пластификаторов, красителей и т.д.).
Пластмассы подразделяют на два класса — на термопласты и реактопласты. Термопласты при нагреве расплавляются, а при охлаждении возвращаются в исходное состояние. Реактопласты отличаются более высокими рабочими температурами, но при нагреве разрушаются, а при последующем охлаждении не восстанавливают своих исходных свойств.
Пластмассы обладают ценными для дорожного строительства свойствами: являются диэлектриками, не подвергаются коррозии и очень стойки к воздействию различных химически агрессивных сред; все пластмассы, как правило, плохо проводят теплоту; обладают высокими показателями механической прочности и высокой пластичности.
Пластбетоном называют специальный бетон, вяжущим веществом в котором является синтетическая смола, а наполнителем — щебень, песок и тонкомолотый минеральный порошок. В качестве вяжущих веществ в пластбетонах наибольшее применение нашли эпоксидные, фурановые, полиэфирные, фенолформальдегидные смолы. Получение прочного монолитного бетона происходит лишь при помощи отвердителей, которые переводят смолу в термостабильное состояние. Свойства пластбетонов по ряду показателей аналогичны свойствам обычных цементобетонов, но, кроме того, они обладают повышенной прочностью на растяжение и изгиб, морозостойкостью, износоустойчивостью, а также высокой химической стойкостью. Наряду с этим пластбетоны на основе большинства перечисленных смол характеризуются повышенной деформативностью, невысокой термостойкостью, а иногда и ограниченной водостойкостью. Пластбетон может применяться для устройства дорожных покрытий. Этот материал легче переносит резкие перепады температур благодаря более высокому (в 5 — 10 раз) сопротивлению при растяжении, и в то же время он более пластичен. Покрытие из пластбетона спустя 24 ч после укладки пригодно для эксплуатации.
Полимербетон представляет собой искусственный материал, полученный в результате затвердения рационально подобранной смеси щебня, песка, цемента, воды и полимерной добавки. В качестве полимерной добавки могут быть применены каучуки, поливинилацетат, поливинилхлорид, а также фенолформальдегидные, полиэфирные и кремнийорганические смолы. Полимербетон от обычных цементобетонов отличается значительно более высокой прочностью при растяжении и изгибе, повышенным сцеплением со многими строительными материалами, высокой водонепроницаемостью, износостойкостью и устойчивостью к агрессивным реагентам. Так, полимербетон с оптимальным количеством поливинилацетатной эмульсии обладает прочностью при сжатии в 2 — 3 раза, а при растяжении в 5 раз выше, чем образцы из цементного раствора воздушного твердения.
Полимерцементные составы могут применяться для исправления дефектов в бетонных, железобетонных конструкциях, фундаментах, ремонта колейных железобетонных плит.
Геосинтетические материалы — это обширная группа полимерных материалов, объединяющая различного рода рулонные полотна, выработанные преимущественно из синтетических волокон. Основное их назначение — улучшение физических, механических и гидравлических свойств сооружений из грунтов или на грунтовых основаниях, а также многослойных дорожных одежд.
Можно выделить четыре основных класса геосинтетиков: гео- текстили, георешетки, геомембраны и геокомпозиты.
Геотекстили — плоские тканые и нетканые водопроницаемые полимерные текстильные материалы. На практике преимущественное распространение получил нетканый геотекстиль — более простой и дешевый в производстве. Нетканые синтетические материалы получают непосредственно из волокон, хаотично располагаемых в полотне и соединяемых между собой различными способами: склеиванием, термоупрочнением или механическим скреплением на специальных иглопробивных машинах. В клееных нетканых материалах связь между волокнами обеспечивается за счет их соединения высокомолекулярными клеящими веществами. В термоупрочненных материалах происходит сваривание волокон при их разогреве и одновременном прессовании. Благодаря простоте производства наибольшее распространение получили материалы с механическим упрочнением на иглопробивных машинах.
Геотекстиль обладает рядом важных дорожно-технических свойств. Он не гниет, не чувствителен к воздействию воды и большинства химических веществ обычной природной коцентрации, хорошо выдерживает низкие температуры (до -70 °С). В дорожных конструкциях геотекстиль используют в качестве армирующей, разделяющей и дренирующей прослойки.
Для использования армирующего свойства материала его расстилают на слабом основании, а сверху отсыпают насыпь или дренирующие материалы дорожной одежды. При действии нагрузок от веса верхнего слоя и транспортных средств геотекстиль воспринимает на себя растягивающие усилия и более равномерно передает их на основание. Разделяющее действие геотекстиля выражается в предотвращении смешивания соседних слоев материалов, например оптимальных гравийных смесей с песчаным подстилающим слоем.
Фильтрующее действие обусловлено способностью геотекстилей пропускать воду и задерживать взвешенные в ней грунтовые частицы. Высокая пористость и рыхлая структура, сохраняющиеся в значительной степени и под нагрузкой, обеспечивают его высокую водопроницаемость вдоль и поперек волокон материала, что позволяет использовать геотекстили в качестве дренажного фильтра, обеспечивающего отвод воды от слабодренирующего грунта, снижение порового давления и способствующего тем самым повышению прочности грунта.
Геотекстиль применяют в следующих дорожных конструкциях: в основании насыпей на слабых грунтах; в теле насыпей; для повышения устойчивости откосов; в качестве защитного фильтра в дренажных конструкциях; а качестве дренажных устройств, обеспечивающих отвод воды из водонасыщенного массива грунта; как армирующую и разделяющую прослойку, препятствующую перемешиванию материалов соседних слоев.
Георешетки (геосетки, геоячейки) состоят из регулярно расположенных открытых ячеек с неподвижными узловыми точками. Благодаря этому нагрузка равномерно распределяется между продольными и поперечными элементами. Данный класс геосинтетиков подразделяют на два основных вида — на армирующие и дренажные.
Георешетки эффективно применяются для защиты откосов земляного полотна от водной и ветровой эрозии, для укрепления крутых склонов. Хорошие результаты дает использование георешеток для армирования грунта и насыпных материалов при строительстве и ремонте автомобильных и железных дорог, укреплении фундаментов и промышленных площадок.
Геомембраны — это рулонные полимерные листовые материалы толщиной более 1 мм и шириной более 5 м. Их основной рабочей характеристикой является практически полная водонепроницаемость. Кроме того, геомембраны устойчивы к воздействию кислот, щелочей и других химически активных веществ. Геомембраны применяются для изоляции строительных конструкций от воздействия воды, газов и паров, как антикоррозионное покрытие поверхности и т. п.
Геокомпозиты — это комбинации нескольких геосинтетических материалов, соединенных друг с другом в заводских условиях. Состав таких комбинаций зависит от цели их применения. Наиболее распространены дренажные композиты, применяемые при гидроизоляции заглубленных сооружений и состоящие из слоя текстиля, мембраны и/или дренажной георешетки.
Совокупность сооружений для сбора, задержания, отвода воды от земляного полотна и пропуска ее через полотно составляет систему дорожного водоотвода. Водой, проникающей в земляное полотно дороги, осуществляется размягчение грунта, сильно снижающее способность земляного полотна к восприятию нагрузок. Для защиты земляного полотна от разрушительного действия поверхностного стока или от капиллярного поднятия грунтовых вод устраивают водоотводные сооружения.
Для отвода поверхностного стока проезжей части и обочинам придают выпуклые очертания. Для ускорения отвода воды от земляного полотна, устроенного в виде небольшой насыпи, устраивают боковые канавы — кюветы. Отвод поверхностных вод, обеспечивающий устойчивость и сохранность земляного полотна автомобильных дорог, осуществляется также резервами, нагорными канавами, лотками.
Дренажные устройства предназначены для защиты земляного полотна от действия грунтовых вод и поверхностного стока. Дренажные устройства служат для прерывания и преграждения доступа воды к земляному полотну снизу, сбора и отвода поверхностного стока с откосов выемки, понижения уровня грунтовых вод в основании земляного полотна, перехвата и отвода грунтовых вод, поступающих к дороге со стороны, а также сброса поверхностного стока в местах с необеспеченным отводом.
- С. Е. Иванов пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- Информационные ресурсы дисциплины
- Автомобильные дороги и их технологические сооружения
- 1.1. Нормативные документы, действующие при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
- 1.2. Классификация автомобильных дорог
- 1.3. Конструкция автомобильных дорог
- 1.4. Основные транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог
- 1.5. Экологическое качество и безопасность автомобильных дорог
- 1.6. Обследование, диагностирование, содержание и ремонт автомобильных дорог
- 1.7. Технологические сооружения автомобильных дорог
- 2. Железнодорожные пути, станции и узлы
- 2.1. Основные нормативные документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения
- 2.2. Конструкция железнодорожного пути
- 2.3. Содержание и ремонт железнодорожных путей
- 2.4. Железнодорожные станции и узлы
- 3. Водные пути и их технологические сооружения
- 3.1. Водные ресурсы и основные нормативные документы по эксплуатации водных путей
- 3.2. Внутренние водные пути и их транспортно-эксплуатационные характеристики
- 3.3. Шлюзованные внутренние водные пути
- 3.4. Судоходные каналы
- 3.5. Содержание внутренних водных путей
- 3.6. Внешние водные пути
- 3.7. Порты
- 4. Воздушные трассы и аэропорты
- 4.1. Воздушные трассы
- 4.2. Аэропорты
- 5. Транспортно-грузовые комплексы
- 5.1. Понятие транспортно-логистической системы
- 5.2. Склады и грузовые терминалы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Предметный указатель
- Оглавление
- Пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5