logo
ПУТИ СООБЩ, ТЕХНОЛОГ СООРУЖ В ТРАН СИСТ УП_восс

4.1. Воздушные трассы

Основными компонентами воздушного транспорта являются:

- воздушное пространство для осуществления полетов;

- парк воздушных судов (ВС) или летательных аппаратов;

- аэропорты для наземного обеспечения полетов ВС.

Полеты воздушных судов в воздушном пространстве осуществляются по воздушным трассам (ВТ), местным воздушным линиям (МВЛ), а также по установленным маршрутам.

Постоянный маршрут регулярных полетов транспортных самолетов между населенными пунктами называют воздушной линией. Путь, по которому выполняется полет, называют воздушной трассой, а ее проекцию на земную поверхность – наземной трассой воздушной линии.

Воздушная трасса – это установленная часть воздушного пространства, ограниченная по высоте (эшелону) и ширине воздушного коридора, обеспеченная радиотехническими средствами (РТС) навигации и управления воздушным движением (УВД), обеспечивающими безопасность и регулярность полетов воздушных судов. Ширина воздушной трассы (коридора) устанавливается, как правило, равной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси ВТ). В районах, не обеспеченных радиотехническими средствами УВД, ширина ВТ может быть увеличена до 20 км (10+10). Расстояние между осями параллельных воздушных трасс при наличии радиолокационного контроля должно быть не менее 30 км, а при его отсутствии – не менее 60 км.

Местные воздушные линии (МВЛ) открываются для полетов на высотах ниже низшего воздушного пространства по правилам визуальных полетов с учетом рельефа местности и препятствий на ней. Ширина коридора МВЛ устанавливается не более 4 км.

Пределы высоты воздушного коридора (эшелона) устанавливаются с соблюдением требований безопасности полетов воздушного судна и определяются типом эксплуатируемых воздушных судов и установленными для них ограничениями.

Воздушные трассы включаются в государственный «Реестр воздушных трасс РФ», где для каждой трассы указываются эшелоны и ширина трассы.

Воздушные трассы подразделяются на международные, федеральные и региональные.

Регулярные полеты воздушных судов, совершающих международные рейсы, осуществляются по воздушным трассам, которые оговариваются при заключении двухсторонних соглашений о воздушном сообщении. Каждое государство может часть своих национальных воздушных трасс выделить в качестве международных.

В нижнем воздушном пространстве (НВП) ширина международных воздушных трасс устанавливается 10 морских миль (по 5 морских миль в каждую сторону от оси трассы), а нижняя граница трассы устанавливается не менее 300 м (1000 футов) над наивысшей точкой рельефа.

В верхнем воздушном пространстве (ВВП), где обеспечивается только FIS, боковые границы воздушных трасс не устанавливаются, и трассы обозначаются только осевой линией, указывающей направление трассы.

По своему расположению международные воздушные трассы делятся:

- на международные воздушные трассы НВП (МВТ НВП) – Low Altitude Airways;

- на международные воздушные трассы ВВП (МВТ ВВП) – High Altitude Airways.

Граница между этими трассами дается для каждого государства на титульном листе карты в разделе Upper Limits of Low Altitude Airspace (на картах Jeppesen H / L и Lo указывается только верхний предел нижнего воздушного пространства, а на картах Hi – границы нижнего и верхнего воздушного пространства, кроме того в таблицах на первых листах карт указывается класс воздушного пространства государств). Если в этом разделе встречается надпись «Not Specified», то это означает, что граница между МВТ ВВП и НВП не определена. В этом случае границей между ними будет эшелон FL 200.

По своему оборудованию и обслуживанию МВТ делятся:

- контролируемые МВТ (Controlled Airways – ATCS) – диспетчерское обслуживание;

- консультативные МВТ (Advisory Routes – ATAS) – консультативное обслуживание;

- летно – информационные МВТ (Flight Information Routes – FIS).

Все МВТ имеют свои названия, состоящие из сочетания букв и цифр. Максимальное количество знаков в названии МВТ – 6. Эти знаки можно условно разбить на 4 группы по позициям знаков. Например, МВТ UA205D: 

1.Префикс (приставка). Добавляется при необходимости. Здесь могут быть буквы:

- U – Upper – МВТ ВВП;

- S – Super Sonic – сверхзвуковая МВТ;

- K – Kopter – вертолетная МВТ.

Отсутствие приставки в позиции 1 указывает на МВТ НВП.

2.Основная буква названия трассы. Может применяться одна из 16 букв:

- A B G R – маршруты региональной сети ОВД (трассы), не входящие в сеть RNAV;

- L M N P – совместные участки маршрутов региональной сети ОВД и маршрутов RNAV ;

- H I V W – МВТ, не являющиеся ни маршрутами RNAV, ни маршрутами региональной сети ОВД (местные, сезонные, временные);

- Q T Y Z – маршруты RNAV.

3.Номер трассы. Состоит из сочетания трех цифр и может быть от 1 до 999.

4.Дополнительная буква. Могут указываться буквы:

- D – Advisory – консультативная МВТ;

- F – Flight Information – летно – информационная МВТ.

Отсутствие дополнительной буквы в позиции 6 указывает на контролируемую МВТ.

Название трассы U205D расшифровывается как: Консультативная воздушная трасса верхнего воздушного пространства A205.

Иногда встречаются отклонения от стандартного обозначения МВТ. Эти отличия могут быть в префиксе, в дополнительной букве названия трассы, в номере трассы, в самом названии трассы.

В префиксе (позиция 1) может встречаться буква V, которая указывает на то, что данная МВТ оборудована VOR, и что основной способ самолетовождения по ней – полет по VOR. Например, МВТ VB-4. Встречается в Европе.

В обозначении трассы:

1.Основная буква названия трассы (позиция 2):

V указывает на МВТ НВП, оборудованную VOR (встречается в США и Канаде). Например МВТ V125.

J указывает на МВТ ВВП, предназначенную для полетов реактивных самолетов (встречается в США). Например МВТ J100.

HL – High Level – МВТ ВВП (встречается в Канаде). Например МВТ HL22.

2.Вместо обычного сочетания букв и цифр может встречаться (позиций 2 – 5):

D – Direct Route – белая буква на синем фоне. Указывает на участки маршрутов спрямления, используемые с разрешения службы движения;

ATS – участки, используемые с разрешения службы движения при повышенном внимании;

DOM – Domestic – местные воздушные линии;

AWY – контролируемая МВТ для некоторых стран;

NAT – North Atlantic Track – маршрут выхода на северо – атлантический трек.

В обозначении некоторых МВТ цифры в номере трассы могут стоять через дробь, что указывает на общий участок двух или более МВТ. Например А4/8 означает общий участок двух МВТ А4 и А8.

Иногда в Европе в одном из пунктов обязательного доклада МВТ может разделяться на 2 или 3 ветви. При этом в обозначении трассы указывается дополнительная буква (позиция 6):

- N – North- северная ветвь МВТ. Например МВТ A10N;

- S – South – южная ветвь МВТ. Например МВТ A10S;

- W – West – западная ветвь МВТ. Например МВТ A10W;

- E – East – восточная ветвь МВТ. Например МВТ A10E.

Зональная навигация (RNAV – Area Navigation) – метод самолетовождения, позволяющий выполнять полет по любому избранному маршруту в пределах радиуса действия радионавигационных систем, или в пределах действия бортовых средств, или в пределах использования комбинации тех и других. Маршруты зональной навигации – это такие маршруты, которые установлены для полета воздушных судов, оборудованных средствами зональной навигации.

В последнее время методу зональной (внетрассовой) навигации, примененному впервые в США, в мировой авиационной практике уделяется усиленное внимание. Бортовые комплексы современных ВС в своей основе имеют принцип зональной навигации. А Федеральное авиационное управление США разработало программу превращения зональной навигации в основной метод самолетовождения при полетах над территорией США.

Метод RNAV имеет следующие преимущества:

- более прямые маршруты ортодромии;

- высокая гибкость системы маршрутов ОВД;

- повышенная эффективность использования свободного воздушного пространства, что приводит к повышению пропускной способности ВС через зону;

- расширение тактической гибкости диспетчерских центров ОВД;

- сокращение количества наземных радионавигационных точек в районе.

Маршруты RNAV создаются при соответствующих обстоятельствах и условии оборудования ВС системами зональной навигации: спутниковые системы навигации, автоматические системы определения и коррекции местоположения ВС по DME, оборудование VOR – DME.

Маршруты зональной навигации по Стандартам ИКАО делятся на 2 категории:

- I категория. Основная. ВС, выполняющие полеты по маршрутам RNAV I категории обязаны обеспечить точность самолетовождения по МВТ ( 5nm от оси в течение 95% полетного времени использования оборудования RNAV. Такая точность на отечественных ВС может быть обеспечена при оборудовании их системами Курс – МП и СД с расстоянием установки маяков по МВТ не более 100 морских миль.

- II категория. ВС, выполняющие полеты по маршрутам RNAV II категории обязаны обеспечить точность самолетовождения по МВТ ( 0,5nm (( 930м) от оси. Такая точность может быть обеспечена при оборудовании ВС системами космической навигации и автоматическими системами определения и коррекции местоположения ВС по DME.

По мере накопления опыта полетов по маршрутам RNAV первой категории, требования к точности самолетовождения, возможно, будут снижены с 5 морских миль до 3 морских миль.

В названии трассы в позиции 2 (основная буква названия трассы) используются буквы M L N P Q T Y Z (рассмотрены ранее). При этом буквы:

- M N L T Y Z – для обозначения маршрутов RNAV I категории;

- Q P – для обозначения маршрутов RNAV II категории.

Кроме того, маршруты зональной навигации делятся на:

- фиксированные маршруты зональной навигации – постоянные маршруты сети ОВД, опубликованные на картах, начинающиеся и заканчивающиеся в опубликованных пунктах обязательного донесения. Промежуточные точки маршрутов устанавливаются в соответствии с требованиями данного государства, как правило в местах пересечения с обычными МВТ сети ОВД, с границами районов полетной информации и секторов (как верхнего, так и нижнего воздушного пространства);

- особые маршруты зональной навигации – опубликованные маршруты сети ОВД, которые по мере необходимости предоставляются ВС, имеющим оборудование зональной навигации, или на определенный срок (например на сезон) выделяемые в качестве маршрутов RNAV для удовлетворения временных потребностей диспетчерских центров. Как правило, это МВТ I категории. При этом радиолокационное обслуживание на особых маршрутах RNAV не является обязательным условием;

- неорганизованные треки – неопубликованные маршруты, выбранные экипажем, по которым планируется полет воздушного судна, оборудованного средствами зональной навигации. Маршрут должен выбираться внутри рабочих областей (зон) радионавигационных средств зональной навигации, VOR и DME. При этом должны выполняться следующие условия: неорганизованные зоны наземных радионавигационных средств должны располагать средствами связи воздух – земля , радиолокационным контролем, маршрут полета должен проходить на расстоянии не менее 7,5 морских миль от запретных и опасных зон.

Основными документами, регламентирующими использование мирового воздушного пространства для воздушных сообщений, являются:

- Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, принятая в 1944г. Конвенцией была учреждена постоянно действующая «Международная организация гражданской авиации – ИКАО», деятельность которой заключается в разработке стандартов и рекомендаций Международного воздушного права, в частности, приложение 14 «Аэродромы» включает «Стандарты и рекомендуемую практику по аэродромам»;

- Федеральный закон РФ – Воздушный кодекс Российской Федерации. Воздушный кодекс РФ устанавливает нормы и правила государственного регулирования и контроля за использованием воздушного пространства РФ, деятельностью в области авиации на территории РФ, включая такие ее объекты как аэропорты, аэродромы, летательные аппараты, объекты единой системы организации и контроля воздушного движения и обеспечения безопасности полетов ВС на: воздушных трассах и линиях.

Воздушный кодекс подразделяет авиацию, по назначению на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную.

Гражданская авиация (ГА) используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики страны. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения.

Государственная авиация используется для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

Экспериментальная авиация используется для проведения экспериментальных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, а также испытания авиационной и другой техники.

Под воздушным пространством РФ понимается часть атмосферы над территорией РФ, используемая для полетов ВС. Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные тpaccы, местные воздушные линии и маршруты), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов ВС, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ), зоны ограничения полетов ВС и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии со статьями Воздушного кодекса разработаны основные правила полетов в воздушном пространстве РФ для авиации всех видов и назначений. Документом, регламентирующим летную работу гражданской авиации, являются Федеральные правила по производству полетов.

В основе организаций воздушного пространства лежат следующие важнейшие принципы:

- охрана суверенитета и интересов государства;

- обеспечение безопасности полетов ВС;

- удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в воздушных перевозках.

В соответствии с этими принципами все воздушное пространство разделено на:

- пространство, в котором запрещены или ограничены полеты ВС;

- пространство, в котором разрешены полеты ВС гражданской авиации. Это выделенное пространство является управляемым и контролируемым. Ни в одной точке этого пространства аэростат, самолет или вертолет не может находиться вне управления и контроля за его полетом.

Управление полетами ВС и контроль за их осуществлением производится диспетчерами единой системы УВД. Выделенное для полетов воздушное пространство РФ разделяется на районы диспетчерской службы (РДС). Воздушное пространство разделяется на нижнее и верхнее. Нижнее – до 6100 м над уровнем Балтийского моря и верхнее – более 6100 м.

В районы диспетчерской службы входят воздушные трассы РФ, районы аэродромов, аэроузлов, зоны МВД. В нижнем и верхнем пространстве располагаются воздушные трассы и маршруты внетрассовых полетов ВС. Полеты сверхзвуковых транспортных самолетов осуществляются, на высоте более 13000 м.

В районы аэродрома включаются:

- воздушные коридоры;

- зоны ожидания;

- зоны взлета и посадки.

Воздушные коридоры – это часть воздушного пространства, предназначенная для входа и выхода из района аэродрома на воздушную трассу. Точность входа ВС в воздушные коридоры обеспечивается отдельными приводными радиостанциями.

Зона ожидания – часть района аэродрома, предназначенная для регулирования очередности и ожидания захода на посадку ВС. Как правило, зона ожидания располагается над какой-либо радионавигационной точкой, например, над дальним приводным радиомаркером (ДПРМ) или ОПРС воздушных коридоров.

Зоны взлета и посадки – это часть района аэродрома от уровня аэродрома до установленной высоты в границах, обеспечивающих маневрирование ВС при взлете и посадке.

При близком расположении нескольких аэродромов, имеющих общий район полетов, организуется аэродромный узел.

Полеты ВС производятся при надлежащем метеорологическом, аэродромном, светотехническом, аэронавигационном, инженерно-авиационном и медицинском обеспечении.

Метеообеспечение полетов организуют расположенные в аэропорту авиационные метеорологические центры, авиационные метеостанции и авиационные метеопосты.

Техническую эксплуатацию и подготовку аэродромов к полетам ВС обеспечивает аэродромная служба в соответствии с «Наставлением по аэродромной службе гражданской авиации (НАС ГА).

Техническую эксплуатацию светотехнического оборудования (ССО) и сетей электроснабжения осуществляет служба светотехнического обеспечения полетов и электроустановок. Работу систем дистанционного управления светосигнальном оборудованием, навигации и посадки, резервных дизельгенераторов на радиообъектах обеспечивает служба радионавигации и связи.

Обеспечение полетов аэронавигационной информацией о состоянии воздушных трасс, аэродромов и средств радиосветотехнического обеспечения возложено на службу аэронавигационной информации. Инженерно-авиационное обеспечение полетов ВС осуществляют авиационные технические базы (АТБ).