5.2. Склады и грузовые терминалы
Основным элементом транспортно-грузовых комплексов является склад.
Целью создания и функционирования склада является преобразование параметров грузопотока, доставляемого на склад одним видом транспорта, в параметры грузопотока, отправляемого со склада на другом виде транспорта, с наименьшими затратами всех ресурсов. Причем то, какие именно изменения параметров грузопотоков должен выполнять склад (изменения размеров транспортных партий, числа наименований грузов в них, характера и параметров транспортной тары или грузовых транспортных единиц, времени отправления транспортных партий со склада), задается в каждом конкретном случае, в зависимости от типа и назначения склада, рода грузов, видов транспорта и других факторов.
Склад представляется как техническая система, состоящая из технологических участков.
В складе обязательно предусматривается прямая перегрузка грузов с транспорта прибытия на транспорт отправления. Внутрискладские перемещения грузов с одних технологических участков на другие могут быть реализованы с применением различных подъемно-транспортных машин циклического (электропогрузчики, электротележки, краны) или непрерывного действия (конвейеры).
Участок временного хранения принимаемых на склад грузов служит для хранения (обычно на срок до одних суток) грузов, поступивших без транспортных документов, поврежденной упаковкой или в нерабочее время (ночью, в праздники и т. д.), когда участок приема и сортировки и зона основного хранения не работают.
Участок приема и сортировки грузов предназначен для приема поступивших грузов по количеству и качеству, составления приемных документов на грузы, сортировки их по наименованиям (при необходимости), перекладки их в специальную складскую тару (в автоматических складах), докладки грузов в пакеты с уже имеющимися такими же грузами.
Участок отборки грузов предусматривается на складах с мелкими партиями выдачи грузов (на комплектовочных складах), в которых порции выдачи отдельны: наименований грузов меньше количества грузов в одном транспортно-складском пакете (на одном поддоне). Методы отборки грузов могут быть различными в зависимости от рода и параметров грузов, размеров порций отборки и других факторов. Выполняться отборка грузов может в пределах зоны хранения (в ручную тележку, на конвейер, комплектовочный поддон с помощью штабелирующей машины, из кабины штабелирующей машины) или на участке комплектации (групповая отборка по заказам, с вызовом грузов из зоны хранения).
Участок комплектации служит для проверки правильности отборки грузов по заказам, сбора грузов, отобранных в разных секциях зоны хранения, упаковки выдаваемых грузов и подготовке их к отправке со склада потребителям.
Участок временного хранения служит для окончательного комплектования транспортных партий выдаваемых со склада грузов, хранения их (сроком до одних суток) в ожидании оформления транспортных документов и подхода транспортных средств транспорта, доставляющего грузы со склада потребителям.
Назначение участков разгрузки, погрузки и хранения грузов очевидны и пояснений не требуют.
Сущность функционирования склада состоит в переработке грузов с использованием имеющихся элементов, структуры, технологии и технического оснащения с целью преобразования параметров грузопотоков. Эффективность этой работы склада зависит от того, насколько его элементы и структура соответствуют поставленной перед складской системой цели.
Эффективность работы склада зависит от взаимодействия склада с предприятиями и организациями двух видов транспорта, которые доставляют грузы на склад и со склада — потребителям, местной администрации территории, на которой расположен склад, органами государственной власти, надзора и контроля, предприятиями-грузоотправителями и грузополучателями, вышестоящими организациями, в структуру которых входит склад, экспедиторскими компаниями, другими предприятиями — деловыми партнерами и конкурентами, всеми участниками логистического процесса.
Взаимодействие склада со всеми этими предприятиями и организациями состоит в передаче потоков грузов, информации и финансов. Это взаимодействие должно быть спроектировано и организовано так, чтобы обеспечить складской системе достижение ее цели.
По результату функционирования склада в течение некоторого времени (квартал, год и т. д.) судят о достижении им поставленной цели и о целесообразности (или нецелесообразности) внесения каких-либо изменений в его элементы, структуру, функционирование или взаимодействие с внешней средой.
Склады, имеющиеся в общей системе складского хозяйства страны, ввиду своего большого разнообразия могут быть классифицированы по многим признакам: по роду грузов, назначению, ведомственной подчиненности, хозяйственно-правовому статусу, величине перерабатываемых грузопотоков, срокам хранения и числу наименований складируемых грузов, технологии складирования, характеру подготовки грузов к выдаче и величине выдаваемых партий, уровню механизации и автоматизации работ, характеру строительной части, применяемому оборудованию и т. д.
По физическому состоянию хранящихся и перерабатываемых грузов склады делятся на склады сыпучих, штучных, жидких и газообразных грузов.
По роду перерабатываемых грузов можно выделить склады следующих типов: склады контейнеров (контейнерные терминалы), склады тарно-штучных грузов, склады сыпучих (навалочных) грузов, склады жидких (наливных) грузов, склады металлопроката, склады лесных грузов, открытые склады длинномерных и тяжеловесных грузов, склады взрывоопасных грузов, лакокрасочных материалов и ядохимикатов.
С точки зрения создания механизированных и автоматизированных складов такая классификация представляется более целесообразной, чем, скажем, разделение их по назначению складируемых грузов и отраслям народного хозяйства, в которых они применяются, например — на склады строительных материалов, оборудования, электротехнических товаров и т. д.
По фракционному составу хранящихся грузов склады сыпучих грузов могут быть далее разделены на склады крупнокусковых, мелкокусковых, крупно- и мелкозернистых, порошкообразных и пылевидных грузов, а по сыпучести грузов — на склады хорошо сыпучих, вязких и пластичных грузов.
Анализ логистических цепей и структур показывает, что в них включаются складские объекты разного типа и назначения. По этому признаку и взаимодействию складов с различными транспортными и производственными системами складские объекты можно разделить на следующие группы:
— перевалочные склады на магистральном транспорте (на железнодорожных станциях, в морских и речных портах), взаимодействующие по меньшей мере с двумя видами транспорта, оптовые торговые склады;
— склады сырья, материалов, комплектующих изделий на промышленных предприятиях, взаимодействующие с магистральным транспортом и с производством (через посредство внутризаводского транспорта);
— склады готовой продукции промышленных предприятий, взаимодействующие с производством (через посредство внутризаводского транспорта) и с магистральным транспортом, на который через склад отгружается готовая продукция предприятия для доставки потребителям;
— производственные технологические склады в цехах, располагающиеся на стыке взаимодействия двух разных производств или технологических процессов на промышленном предприятии.
В техническом отношении все указанные типы складов отличаются по срокам хранения грузов, составу и соотношению размеров технологических участков, высотой и технической оснащенностью зоны хранения грузов, видом и характером подхода внешнего транспорта, длиной и оснащенностью участков погрузки и разгрузки транспорта, типом внутрискладского транспорта, технологией переработки грузов и другими характеристиками.
Склады промышленных предприятий целесообразно классифицировать на склады прибытия (материалов, комплектующих изделий), промежуточные производственные склады (заготовок, полуфабрикатов, инструмента, технологической оснастки) и склады отправления (готовой продукции, отходов производства). Склады технологических подразделений предприятий, цехов и отделений, гибких автоматических производств относятся к промежуточным производственным складам и являются элементами производственной логистики промышленного предприятия.
По виду транспорта прибытия и отправления грузов (Ж — железнодорожного, А — автомобильного, М — морского, В — внутреннего водного) склады подразделяют на следующие типы: Ж — А, А — Ж, М — Ж, М — А, М — ЖА, АЖ — М, В — Ж, В — А и т. д.
По типу строительной части склады бывают: крытые, открытые складские площадки, склады-навесы, склады неотапливаемые, склады отапливаемые с температурой + 5 или + 16 градусов, холодильные склады с температурой - 5 и - 18 градусов, склады одноэтажные и многоэтажные. Строительство новых многоэтажных складов не рекомендуется, так как они более дорогие в расчете на 1 м3 объема, перекрытия в них, промежуточные колонны и шахты лифтов отнимают часть полезного объема складского здания, частая сетка колонн (6 х 6 м) и низкая высота помещений не позволяют эффективно использовать современные средства механизации и автоматизации складских работ, затруднена междуэтажная передача грузов с помощью лифтов.
По высоте хранения грузов можно различать три основные группы одноэтажных складов:
- низкие — с полезной высотой зоны складирования до 4 - 5 м;
- средней высоты — с полезной высотой зоны складирования от 5 до 8 м;
- высотные — с высотой зоны складирования грузов 8 - 10 м и более.
По способу подхода внешнего железнодорожного транспорта к складу: с наружным подходом железнодорожного пути и с внутренним вводом железнодорожного пути внутрь склада.
Ввод автомобильного транспорта внутрь складов, как правило, запрещается из-за загрязнения воздуха в складе выхлопными газами двигателя автомобиля.
По конструкции и расположению складского здания склады могут быть: отдельно стоящие, встроенные или сблокированные с производственными зданиями, склады из сборных железобетонных конструкций, из стальных конструкций, бескаркасные с опорными стеллажами, из деревянных клееных конструкций, хребтово-эстакадные склады сыпучих грузов, шатровые, шатрово-полубункерные, с повышенными путями и т. д.
Важным признаком классификации складов является величина партий прибытия и отправления грузов.
Размеры выдаваемых партий грузов могут резко колебаться даже на одном и том же складе. Для склада сравнительно мелких или легковесных грузов можно условно разделить порции выдачи грузов на: мелкие (до 5-10 кг), средние (10-50 кг), крупные (50-300 кг) и весьма крупные (свыше 300 кг до нескольких тонн). На складах более крупных, тяжелых и массовых грузов, естественно, масса партий грузов будет больше, соответственно: до 100 кг, 100-500 кг, 500-1000 кг и свыше 1000 кг до нескольких десятков тонн. Для некоторых видов грузов целесообразно партии приема и выдачи измерять не в единицах массы, а в штуках (например, 50 деталей или заготовок, два-три поддона с грузом и т. д.).
Более точным в методологическом отношении является соизмерение величины порции приема и выдачи грузов со складов штучных грузов с вместимостью поддонов, в которых грузы хранятся на складах.
По количеству наименований единовременно складируемых грузов склады тарно-штучных грузов можно классифицировать на два больших класса: склады однотипных грузов (с числом наименований до 50-100) и многономенклатурные склады (с числом наименований грузов в несколько сот или тысяч). Число наименований грузов существенно влияет на выбор способа хранения: на многономенклатурных складах применяется рядное хранение (в клеточных стеллажах); на складах однотипных грузов — блочное хранение (в штабелях или в стеллажах с многоместными ячейками).
По складам сыпучих грузов различаются склады с одним и несколькими (обычно до 5-6) наименованиями грузов. На складах с несколькими наименованиями сыпучих грузов предусматриваются отдельные штабели или другие емкости (закрома, бункеры, силосы и т. д.) для разных наименований грузов или в общем штабеле устанавливаются разделительные стенки, отделяющие отсеки для хранения разных грузов.
Склады сыпучих грузов по техническому оснащению бывают с кранами (козловыми, мостовыми, стреловыми) и с конвейерными системами.
По срокам хранения грузов склады могут быть классифицированы на следующие семь групп:
- склады непосредственной перегрузки грузов (срок хранения равен 0);
- склады временного хранения (срок хранения от 0 до 5 суток);
- склады краткосрочного хранения грузов (срок хранения грузов от 5 до 20-ти суток);
- склады со средними сроками хранения (срок хранения от 20 до 40 суток);
- склады длительного хранения (срок хранения от 40 до 90 суток);
- склады долгосрочного хранения (срок хранения от 90 до 365 суток);
- склады многолетнего хранения (срок хранения более 365 суток).
По характеристике номенклатуры грузов и технологии их переработки бывают склады с переработкой грузов целыми транспортными пакетами, без распаковки, и комплектовочные склады, с мелкими партиями приема или выдачи грузов, склады со штабельным и стеллажным хранением грузов — рядным в клеточных стеллажах и блочным во въездных стеллажах.
По техническому оснащению склады тарно-штучных грузов подразделяют на склады с электропогрузчиками, с мостовыми кранами-штабелерами, со стеллажными кранами-штабелерами (обычно — автоматическими).
По уровню механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС) работ склады делятся на 6 основных типов: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные, автоматические и роботизированные.
Характерные особенности этих групп складов следующие.
Немеханизированные склады — это склады, на которых перегрузочно-складские работы выполняются вручную или с применением средств малой механизации (ручных двух- и четырехколесных тележек, наклонных роликовых дорожек, ручных вилочных тележек с гидроприводом подъема и т. д.).
Механизированные склады — это склады, на которых на основных операциях перемещения и складирования грузов применяются средства механизации с ручным управлением, а отдельные вспомогательные операции выполняются вручную или с применением средств малой механизации.
Комплексно-механизированные или высокомеханизированные склады — это склады, на которых все ПРТС работы выполняются с применением машин и механизмов с ручным управлением.
Автоматизированные склады — это комплексно-механизированные склады, на которых отдельные операции выполняются машинами и механизмами с полуавтоматическим управлением, с вводом команд операторами на пульте в диалоговом (интерактивном) режиме.
Автоматические склады — это комплексно-механизированные склады, на которых основные технологические операции переработки и складирования грузов выполняются автоматически, без участия оператора, а команды действия исполнительных механизмов и устройств вводятся по каналам связи от управляющего компьютера в реальном масштабе времени.
Роботизированные склады — это автоматизированные склады, на которых отдельные операции выполняются перепрограммируемыми средствами робототехники, с гибкой системой автоматического управления (САУ).
Для оценки состояния, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ на каком-либо погрузочно-разгрузочном участке, складе, станции, железной дороге, на предприятии или в порту применяют следующие показатели: уровень механизации ПРТС работ, степень механизации труда на ПРТС работах, уровень автоматизации ПРТС работ.
Уровень механизации ПРТС работ на каком-либо объекте — это отношение количества грузов Qm, переработанного на этом объекте за определенный период времени с применением машин и механизмов, к общему количеству грузов Q, переработанных на том же объекте за тот же период времени, выраженное в процентах.
Степень механизации труда на ПРТС работах — это отношение числа рабочих пм, перерабатывающих грузы с применением машин и механизмов на некотором объекте, к общему числу рабочих п, работающих по переработке грузов на этом объекте, выраженное в процентах.
Уровень автоматизации ПРТС работ — это отношение количества грузов Qa,, переработанных на рассматриваемом объекте (складе, станции, заводе и т. д.) за некоторый период времени с применением автоматизированного оборудования, к общему количеству грузов Q, переработанных на том же объекте за тот же период времени, выраженное в процентах.
По компоновке зоны хранения по отношению к приемно-отправочным экспедициям и направлениям внутрискладских грузопотоков склады могут быть проходного типа, челночного, тупикового, кольцевого, а по расположению на генплане предприятия — отдельно стоящими и сблокированными с производственными корпусами.
Склады очень разнообразны по назначению, устройству, техническому оснащению, технологии работ и т. д. Они могут осуществляться по многочисленным вариантам, которые существенно отличаются по технико-экономическим показателям и эффективности функционирования.
Иногда, в зависимости от отрасли народного хозяйства, склады классифицируют и называют по-разному: грузовые пункты, грузовые терминалы, транспортно-складские комплексы, перевалочные склады (на магистральном транспорте), складские комплексы, объекты складского назначения, складские базы, логистические или распределительные центры (в оптовой торговле, материально-техническом снабжении), просто складами (в промышленности) и т. д.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каковы функции транспортно-грузового комплекса?
2. Какие задачи решаются в узловых транспортно-логистических центрах?
3. Какие задачи решаются в региональных транспортно-логистических центрах?
4. Какой положительный эффект связан со строительством терминалов?
5.Как оценивается уровень механизации погрузочно-разгрузочных транспортных и складских работ?
6.Как оценивается степень механизации погрузочно-разгрузочных транспортных и складских работ?
7.Как оценивается уровень автоматизации погрузочно-разгрузочных транспортных и складских работ?
8. Как классифицируются склады по срокам хранения грузов?
9. Как классифицируются склады по их механизации?
10. Как классифицируются склады по высоте хранения грузов?
- С. Е. Иванов пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- Информационные ресурсы дисциплины
- Автомобильные дороги и их технологические сооружения
- 1.1. Нормативные документы, действующие при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
- 1.2. Классификация автомобильных дорог
- 1.3. Конструкция автомобильных дорог
- 1.4. Основные транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог
- 1.5. Экологическое качество и безопасность автомобильных дорог
- 1.6. Обследование, диагностирование, содержание и ремонт автомобильных дорог
- 1.7. Технологические сооружения автомобильных дорог
- 2. Железнодорожные пути, станции и узлы
- 2.1. Основные нормативные документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения
- 2.2. Конструкция железнодорожного пути
- 2.3. Содержание и ремонт железнодорожных путей
- 2.4. Железнодорожные станции и узлы
- 3. Водные пути и их технологические сооружения
- 3.1. Водные ресурсы и основные нормативные документы по эксплуатации водных путей
- 3.2. Внутренние водные пути и их транспортно-эксплуатационные характеристики
- 3.3. Шлюзованные внутренние водные пути
- 3.4. Судоходные каналы
- 3.5. Содержание внутренних водных путей
- 3.6. Внешние водные пути
- 3.7. Порты
- 4. Воздушные трассы и аэропорты
- 4.1. Воздушные трассы
- 4.2. Аэропорты
- 5. Транспортно-грузовые комплексы
- 5.1. Понятие транспортно-логистической системы
- 5.2. Склады и грузовые терминалы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Предметный указатель
- Оглавление
- Пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5