logo
ПУТИ СООБЩ, ТЕХНОЛОГ СООРУЖ В ТРАН СИСТ УП_восс

5.1. Понятие транспортно-логистической системы

Большинство грузопотоков для многих регионов страны являются транзитными. Для реализации провозных возможностей широко используются возможности воздушного, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта.

Транспортный процесс должен всегда начи­наться и заканчиваться на специальных объектах — механизированных или автоматизи­рованных складах (грузовых терминалах) — хорошо оснащенных и приспособленных для наиболее эффективного выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ по преобразованию параметров грузопотоков. На этих специальных складских объектах выполняются также операции по комплектованию транспортных партий грузов, сорти­ровке, упаковке, временному хранению грузов и т. д. Они приспособлены также по своему устройству для эффективного выполнения прямой перегрузки грузов с одного вида транс­порта на другой, минуя зону хранения грузов.

В транспортной сети и процессах доставки грузов различные виды транспорта взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие практически представляет собой передачу материальных (грузовых), информационных и финансовых потоков.

Взаимодействие между разными видами транспорта (морского, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта) обычно осуществляется в транспорт­ных узлах, в которых сходятся определенные, а иногда и все из указанных видов транс­порта и расположены перевалочные склады и грузовые терминалы, служащие для перегрузки грузов с одних видов транспорта на другие. Часто транспортные узлы являются в то же время крупными городами и промышленными центрами, в которых зарождаются и затухают грузопотоки.

В промышленных центрах расположены производственные предприятия, которые изготавливают различные изделия, товары, продукцию производственного назначения, промышленные и продовольственные товары широкого потребления. Изготовленную промышленными предприятиями продукцию нужно распределять в этом и других регионах, доводить до потребителей. Поэтому здесь возникают («зарождаются») грузопотоки готовых товаров и изделий, отправляемых из этого промышленного центра.

Для изготовления своей продукции промышленным предприятиям нужны сырье, материалы, комплектующие изделия, детали и узлы, которые могут поставляться с пред­приятий-изготовителей, расположенных в этом же или в других регионах страны (а иногда и за рубежом). Поэтому возникают грузопотоки прибытия всех этих товаров и изделий в этот промышленный и транспортный узел, которые здесь «затухают».

Население городов, промышленных и транспортных центров нуждается в продоволь­ственных и промышленных товарах широкого потребления. Поэтому возникают прибы­вающие грузопотоки всех этих грузов и товаров, которые тоже затухают в этих центрах.

Грузопотоки, прибывающие и отправляемые из крупных городов и промышленных центров, могут поступать и отправляться различными видами транспорта. Так формиру­ются транспортные узлы, в которых взаимодействуют различные виды транспорта.

Наиболее дальние перевозки грузов в нашей стране (более 800-1000 км) обычно осуществляются железнодорожным, морским и внутренним водным транспортом, а развозятся грузы в пределах регионов, промышленных районов и городов — автомобильным транспортом. Так возникают перевозки двумя видами транспорта — железнодорожно-авто- мобильные, автомобильно-морские, водно-автомобильные.

Перегрузка грузов с морского и железнодорожного транспорта на автомобильный осуществляется на перевалочных складах (грузовых терминалах) соответственно в портах и на железнодорожных станциях. Эти склады входят в общие логистические цепи доставки грузов.

Поэтому совершенствование транспортного процесса основывается на формировании региональной транспортно-логистической системы. Основными её элементами являются транспортно-грузовые комплексы (ТГК).

Транспортно-грузовой комплекс – это центр распределения, в котором совмещаются транспортные, складские и сбытовые функции при представлении клиентуре полного набора сопутствующих услуг. При этом на территории ТГК одновременно функционируют предприятия различного назначения, имеющие единую конечную цель: оптимизацию транспортно-складских затрат при полном удовлетворении запросов поставщиков и потребителей продукции.

В настоящее время имеется тенденция изменения функций грузоперерабатывающих пунктов. Эти изменения вызываются необходимостью применения таких способов повышения качества транспортного обслуживания, как доставка грузов «от двери к двери», а не от станции к станции (от порта к порту) за счет применения контейнерных и комбинированных перевозок, технологических маршрутов и других современных способов транспортировки. В этих условиях ТГК выполняют функции распределительных центров. Эти центры управляют потоками грузов на территории узла и участвуют в их доставке.

Грузопереработка в таких центрах осуществляется на основе складских комплексов. Логистика в таких терминалах обеспечивается за счет единого управления не только складскими операциями, но и входящими и выходящими транспортными потоками. Они специализируются по видам перерабатываемых грузов: логистические контейнерные (наливные, угольные и др.) терминалы; логистические терминалы с инфраструктурой в виде крытых складов, обслуживающие широкий ассортимент тарно-штучных грузов.

ТГК могут существовать в виде узловых транспортно-логистических и региональных транспортно-логистических центров.

Узловые транспортно-логистические центры формируются на базе существующих транспортных узлов или транспортно-промышленных центров. В первом случае основная задача узлового транспортно-логистического центра – осуществление единого координирующего воздействия для обеспечения взаимодействия различных видов транспорта и органов государственного контроля. Задача транспортно-промышленных центров заключается в организации перевалки транзитных грузов на виды транспорта, согласованные с грузовладельцами, с минимальными для него затратами, а также полное и своевременное обеспечение транспортно-логистическими услугами предприятий и организаций различных видов деятельности, расположенных в данном узле.

Региональный транспортно-логистический центр является элементом системы в виде координационного органа, обеспечивающего решение задач по привлечению товаропотока в регион, формированию эффективных логистических цепей на основании анализа грузовой базы региона, распределению грузопотоков в зависимости от пропускной способности транспортной инфраструктуры региона, провозной способности различных видов транспорта, созданию сети логистических центров узлового и терминального уровня.

Одним из наиболее распространенных в мировой практике принципов формирования региональных систем грузодвижения является создание терминальных комплексов вокруг крупных городских агломераций в пригородных зонах.

Строительство терминалов, «закрывающих» крупные города, позволяет:

- разгрузить городскую уличную сеть за счет сокращения или полного запрета въезда в город большегрузных автомобилей;

- повысить эффективность использования подвижного состава и производительность работы автомобильного транспорта за счет подгруппировки на терминалах мелких отправок по направлениям и последующего вывоза их большегрузными автомобилями;

- улучшить экологическую обстановку в городе за счет уменьшения общего количества вредных выбросов в атмосферу автомобильными двигателями и повысить безопасность движения на основе рационализации перевозок грузов в пределах территории города;

- рационализировать использование земельного фонда города на основе высвобождения земельных участков под складским и площадями промышленных предприятий за счет передачи (полностью или частично) складских функций на близлежащие терминальные комплексы;

- улучшить условия труда водителей и работу подвижного состава за счет оснащения терминалов гостиницами, пунктами питания, площадками для стоянки автотранспорта, зонами технического обслуживания и ремонта подвижного состава и контейнеров;

- снизить грузонапряженность железнодорожных станций, морских портов, находящихся в черте города, за счет организации перевозок в смешанном сообщении с пунктами перевалки грузов на автомобильно-железнодорожных терминалах, сооружаемых в пригороде;

- улучшить организацию и значительно увеличить объем перевозок грузов в международном сообщении на основе расширения рынка транспортно-экспедиционных услуг за счет подключения к нему развитых стран, в которых применение терминальной технологии грузодвижения нашло повсеместное распространение.

Принятым мировой практикой является создание сети грузовых терминалов вокруг городских агломераций, закрывающих город от въезда большегрузного транспорта и выполняющих функции транспортно-распределительных логистических центров, обеспечивающих высокую коммерческую и социально-экономическую эффективность.

Проекты создания грузовых терминалов всегда стремятся удовлетворить три группы потребностей: нужды потребителей (промышленные и коммерческие фирмы); рассмотрение земельного и городского развития (поощрение железнодорожного и водного транспорта, регулирование движения автомобилей в городах, сохранение благоприятной городской среды); поддержка финансовых потребностей проекта через субсидии, конкурсные аукционы и арендные платы.

В мире интермодальные (связанные с перевозками и передачей грузов («интер») с одного вида транспорта на другой) и мультимодальные (связанные с перевозками грузов многими видами транспорта, при которых тоже осуществляются перегрузки грузов с одних видов транспорта на другие) грузовые терминалы, расположенные около основных городов, предназначены, в первую очередь, для распределения внутри этих городов и, во вторую очередь, для создания запасов, которые в дальнейшем подгруппировываются и направляются в другие крупные областные города или на экспорт.