logo
КУЛП Филин ноябрь 2011

Содержание тем по дисциплине методика летного обучения.

ТEMA 1 - РОЛЬ ИНСТРУКТОРА В ПРОЦЕССЕ ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ. ОБЯЗАННОСТИ.

Деятельность инструктора, деятельность обучаемых и содержание летной подготовки – три неразрывные стороны методики летной подготовки. Требования, предъявляемые к методической и специальной подготовке инструктора. Организация повседневной работы инструктора в группе. Права и обязанности инструктора.

ТEMA 2 - ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И НАЗЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ.

Содержание и объем теоретической подготовки. Формы теоретической подготовки. увеличение объема активных форм по мере приобретения знаний обучаемыми. Зачеты и экзамены.

Наземная подготовка – обязательный элемент конкретной подготовки к выполнению новых

упражнений и задач летной подготовки. рациональные приемы и методы проведения наземной

подготовки. Планирование летной подготовки на год обучения, месяц. Подготовка плановых

таблиц на летную смену и анализ эффективности индивидуального обучения. Согласование

плановой, теоретической, наземной и летной подготовки.

ТEMA 3 – ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ, ПРЕДПОЛЕТНАЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТАМ.

Назначение различных видов подготовки к полетам. Заблаговременная подготовка: содержание, планирование, порядок и время ее проведения. Предварительная подготовка. Составные элементы предварительной подготовки, порядок и методика ее проведения. Постановка задач обучаемым. Самостоятельная работа. Организация тренажей и розыгрыша полета. Контроль готовности к полетам. Время и место проведения предполетной подготовки. Организация, содержание и методика проведения предполетной подготовки. Непосредственная подготовка к очередному полету – важнейшее условие точного выполнения полетного задания и обеспечения его безопасности.

ТEMA 4 - МЕСТО ТРЕНАЖЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Цель и задачи тренажных занятий. Обязанности инструктора и порядок его работы при подготовке, проведения и оценке качества проведения тренажей. Тренажи при проведении наземной, предварительной и предполетной подготовки. Организация и методика тренажных занятий с использованием различных типов тренажеров и параплана.

ТEMA 5 - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПАРАПЛАНЕРИСТА В ПОЛЕТЕ.

Цель показного полета и методика его выполнения. Влияние методической подготовки инструктора на эффективность показных полетов. Анализ и межполетный разбор тренировочных полетов обучаемого. Назначение, методика выполнения, оценка качества выполнения контроль-ных полетов. Основные приемы и методы летного обучения. Показ техники выполнения

элементов полета, совместное выполнение элементов полета (при наличии параплана-тандема),

самостоятельное выполнение элементов полета обучаемым под наблюдением инструктора,

указание (подсказ) инструктором правильных действий по радио или с помощью мегафона,

предупреждение, указание, указание на отклонение и ошибку. Техника исправления и методика

обучения исправлению отклонений и ошибочных действий курсанта (обучаемого) в технике

пилотирования.

ТEMA 6 - ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕТАМ НА ПАРАПЛАНЕ.

Определение готовности обучаемого к выполнению тренировочных полетов. Влияние поведения инструктора на характер самостоятельных действий обучаемого. Наблюдение и контроль за психологическим и физическим состоянием курсанта (спортсмена) при выполнении им различных упражнений первой задачи КУЛПа. Постепенность усложнения полетного задания, учет индивидуальных особенностей обучаемых. Методика обучения полетам в зависимости от типа параплана и подвесной системы. Методика последовательного увеличения высоты старта. Порядок перевода на новые упражнения. Методы предотвращения и исправления наиболее характерных ошибок. Методика проведения межполетного анализа и разбора полета.

Организация и методика выполнения контрольных и зачетных полетов.

ТEMA 7 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕТАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕХАНИЗИРО. ВАННОГО СТАРТА (СМС).

Место методики обучения полетам на параплане с использованием СМС в структуре летной

подготовки, предусмотренной КУЛПом. Методика первоначального обучения с помощью

ручной буксировки. Особенности техники пилотирования при производстве взлета с

использованием СМС. Организация и методика обучения выполнению полетных заданий с

использованием СМС. Порядок выполнения упражнений и задач КУЛПа при летном обучении

с использованием СМС.

ТEMA 8 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕТАМ НА ПАРЕНИЕ В ВОСХОДЯЩИХ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОТОКАХ.

Оценка условий для отработки парения в динамических восходящих потоках. Последовательность отработки элементов парения. Методика обучения эффективному маневрированию в динамических восходящих потоках (ДВП) с учетом рельефа и характеристик потока. Подготовка обучаемых к полетам на продолжительность парения в ДВП и максимальный набор высоты. Обучение взаимодействию группы парапланов и дельтапланов в одном потоке. Организация и методика обучения полетам по маршруту с использованием ДВП.

ТEMA 9 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕТАМ В ТЕРМИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКАХ И ПАРЯЩИМ МАРШРУТНЫМ ПОЛЕТАМ.

Особенности организации полетов по задаче третьей КУЛПа. Методика обучения поиску

термических восходящих потоков. Обучение правильной отработке потоков и техники

выполнения переходов. Методика обучения полетам в составе группы парапланов

(дельтапланов) в одном потоке. Методика штурманской подготовки к полету и штурманские

правила выполнения полета. Выработка у обучаемых навыков ведения визуальной

ориентировки в различных условиях обстановки. Методика решения тактических и

навигационных задач при полетах по маршруту различных конфигураций и при различных

направлениях ветра.

ТEMA 10 - АНАЛИЗ И РАЗБОР ПОЛЕТОВ.

Теория анализа. Значение анализа полета в практике обучения. Методика проведения анализа полета. Контроль и оценка качества выполнения полета. Виды разбора полетов. Место и время проведения разборов. Состав участников. Подготовка разбора полетов. Проведение разбора: обобщение результатов, обсуждение процесса учебно-летной работы: выводы и заключение руководителя разбора. Организация и методика проведения разбора полетов в летной группе.

ТEMA 11 - ВЕДЕНИЕ ЛЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.

Назначение летной документации. Виды летной документации. Журнал подготовки к полетам. Летные книжки спортсменов и контроль за их ведением. Рабочая книжка инструктора. Ведение хронометража полетов. Планирование полетов в группе, звене, секции. Плановые таблицы полетов. Работа с плановой таблицей в процессе подготовки, проведении и разборе полетов.

ТEMA 12 - МЕТОДИКА УЧЕТА И АНАЛИЗА ОШИБОК И ПРЕДПОСЫЛОК К ПАРАПЛАНЕРНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ.

Значение и задачи учета и анализа ошибок в технике пилотирования и предпосылок к парапланерным происшествиям. Характеристика полетов: отклонение, ошибка, предпосылка к происшествию, парапланерное происшествие. Причины и методика проведения анализа отклонений и ошибок в технике пилотирования. Виды и классификация предпосылок к парапланерным происшествиям. Причины и методика анализа предпосылок к парапланерным происшествиям. Способы контроля за качеством выполнения полетных заданий. Значение объективной оценки качества выполнения полета. Методика выработки мероприятий по предотвращению ошибок в технике пилотирования и предпосылок к парапланерным происшествиям.