76 Структурная реформа железнодорожного транспорта
Из-за нехватки средств и резкого роста стоимости производства и ремонта подвижного состава железные дороги испытывают трудности с удовлетворением спроса на подвижной состав для перевозки грузов и пассажиров.
Особенно эта проблема характерна для перевозки наливных, опасных и скоропортящихся грузов, 40' контейнеров.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. на железнодорожном транспорте начат процесс структурной реформы.
Предпосылками реформирования железных дорог можно считать результаты системного анализа развития железных дорог РФ. Для отрасли характерны такие серьезные проблемы как:
1. Низкий уровень мотивации работников. Недостаточный ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям;
2. Система управления отраслью сдерживает развитие рыночных отношений.
3.Несовершенна нормативная база отрасли. Неэффективна тарифная политиках. Отсутствует механизм предоставления равного доступа к инфраструктуре независимым компаниям-перевозчикам.
4. Высокая степень износа основных фондов требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях.
5.Сокращается доля российских железных дорог на мировых рынках, отсутствуют условия для изменения этой тенденции и интеграции России в мировые транспортные рынки.
В целях повышения устойчивости работы железных дорог, безопасности и качества оказываемых услуг, формирования единой эффективной транспортной системы страны, снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов и удовлетворения спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте Правительство РФ установило, что реформирование ж. д. необходимо провести в три этапа:
Первый этап - 2001-2002 годы;
Второй этап - 2003-2005 годы;
Третий этап - 2005-2010 годы.
Смысл реформы состоит в создании рынка железнодорожных перевозок.
На первом этапе предусматривается создание акционерного общества «Российские железные дороги ("РЖД"), 100% акций которого принадлежат государству. К нему переходят функции хозяйствующего субъекта. За МПС сохранятся лишь государственное управление отраслью. На этом этапе осуществляется также разделение компаний-перевозчиков и владельцев инфраструктуры железных дорог, создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом.
На втором этапе с целью создания конкурентной среды планируется выделение из ОАО «РЖД» его дочерних структур - акционерных государственных компаний, занимающихся оказанием транспортных услуг.
При этом будет осуществляться переход к свободному ценообразованию в конкурентных областях.
Цель третьего этапа реформы - создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок; будет продолжено привлечение инвестиций для развития железных дорог путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО "РЖД" и других акционерных обществ, созданных на железной дороге с участием государственного капитала.
Основные функции ОАО «РЖД»
организация перевозочного процесса;
содержание и ремонт и закупка вагонного и локомотивного парков, путевых машин, инфраструктуры и т.д.;
обеспечение безопасности движения;
обслуживание пассажиров;
содержание, ремонт и строительство вокзалов;
строительство новых ж.д. линий, подходов к портам и т.п.;
инвестиционная деятельность;
проведение расчетов с клиентами и партнерами;
здравоохранение.
Впервые в российском законодательстве дано определение инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования как технологического комплекса, включающего в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения, устройства и оборудование.
Теперь перевозчиком на железнодорожном транспорте может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж уполномоченному на его получение лицу. При этом перевозчик должен иметь соответствующую лицензию.
Формирование единой гармоничной транспортной системы страны создаст условия для: рационального распределения перевозок между различными видами транспорта; развития взаимодействия и координации в транспортном секторе при выполнении перевозок в смешанном сообщении; оптимального распределения государственной поддержки между различными видами транспорта; максимального использования транзитного потенциала российской транспортной системы; сокращения экономически обоснованных сфер монопольной деятельности различных видов транспорта в различных сегментах.
Повышение географической доступности железнодорожного транспорта будет обеспечено благодаря вводу в эксплуатацию новых железнодорожных линий, в том числе построенных за счет частных инвестиций.
- 68. Классификация и устройство стрелочного перевода. Виды соединения путей, стрелочных улиц.
- 69. Полная и полезная длина путей. Установка предельных столбиков и сигналов. Парки путей. Понятие о горловинах станции, общие требования к их конструкции. Правила нумерации путей, стрелок и сигналов.
- 70. Виды и классификация разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций.
- 71. Схема сортировочной станции с последовательным расположением парков. Понятие поточности, параллельности, взаимозаменяемости путей и маневренности горловин парков.
- 72. Схема сортировочной станции с комбинированным расположением парков. Понятие поточности, параллельности, взаимозаменяемости путей и маневренности горловин парков.
- 73. Основы и технология планирования перевозок на железнодорожном транспорте
- 74. Основы комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ на местах общего и необщего пользования
- 75 Технология работы грузовой станции
- 76 Структурная реформа железнодорожного транспорта
- 77 Применение информационных технологий в пассажирской и грузовой работе на железнодорожном транспорте
- 78 Основные транспортные договора, связанные с взаимодействием ж.Д. Транспорта общего и необщего пользования
- 79 Договор перевозки грузов: понятие, основные условия, комплект документов, ответственность перевозчика и грузовладельца за несоблюдение договора