logo
гос / Stantsii_i_uzly_i_gruzovaya_rabota_voprosy_k_gose

77 Применение информационных технологий в пассажирской и грузовой работе на железнодорожном транспорте

Развитие и внедрение новых информационных технологий – одно из приоритетнейших направлений в деятельности МПС.

Ученые НИИЖА (научно-исследовательского института автоматики) ВНИИЖТа, ГВЦ МПС совместно с учебными институтами разработали Концепцию и Программу информатизации ж.д. транспорта России до 2005 года. Эти документы утверждены Постановлением Коллегии МПС от 28.02.96 г. Программа принята 05.07.97 г., постановление №14.

В Концепции изложены цели и задачи информатизации, пути и методы их решения.

Основная цель – это создать условия для обеспечения рентабельности работы транспорта в условиях рыночной экономики путем внедрения информационных технологий во все сферы транспорта.

Концепция информатизации отрасли основывается на четырех комплексах информационных технологий (КИТах):

-управление перевозками (КИТ-1);

-управление маркетингом, экономикой и финансами (КИТ-2);

-управление инфраструктурой (КИТ-3);

-управление персоналом и социальной сферой (КИТ-4).

Предпочтение в области инвестиции отдается комплексу КИТ-2.

Ряд проблем тормозят развитие информатизации отрасли:

-отсутствие необходимой нормативно-правовой базы (нормативы, ГОСТы отстают от мировых стандартов);

-разработанные в разное время автоматизированные системы плохо взаимодействует между собой;

-отмечается многократный ввод первичной информации, что снижает оперативность решения задач;

-в информационных системах используются не стандартные интерфейсы;

-задачи, разработанные более десяти лет назад, требуют для сопровождения больших трудовых ресурсов;

-вновь приобретаемые мощные ЭВМ загружаются устаревшими программами;

-существующие информационные системы ориентированы, в основном, на интенсификацию использования перевозочных ресурсов (населенность вагона, увеличение веса поезда) и не нацелены на увеличение доходности отрасли и снижения эксплуатационных расходов.

Предполагается увязать в единую сеть 17 дорожных ВЦ и тысячи предприятий.

Основными принципами создания новых технологий являются:

-централизованное ведение нормативов;

-отказ от автоматизации отдельных рабочих мест и переход к разработке сквозных комплексных информационно-технологических вертикалей, от линейного уровня до отрасли;

-ориентация на новые программные средства;

-пересмотр методологии обработки первичной информации;

-создание цифровых линий передачи данных.

В 1996 году образована служба информационных технологий в Свердловской ж.д. Служба работает по пяти направлениям:

I – создание информационного обеспечения СФТО

II – создание центра управления перевозками ЕДЦУ

III – разработка системы управления ресурсами и финансами

IV – развитие инфраструктуры информатизации (телекоммуникации, сети передачи данных, локально-вычислительные сети предприятий)

V – создание информационной среды (комплекс баз данных, знаний, динамической, статистической моделей).

Информационная среда на основе баз данных и знаний является, по сути, электронной моделью объектов и процессов в масштабе времени, необходимом для реализации функций управления. Приоритетными являются поездная, вагонная, контейнерная, локомотивная модели.

Очень важна для дороги электронная схема ж.д., отражающая в близком к реальному времени состояние технических средств (пути, СЦБ, грузового хозяйства, энергетического хозяйства).

Основные информационные системы ж.д.:

АСУ КП - автоматизированная система управления контейнерным пунктом;

АСУ ГС - автоматизированная система управления грузовой станцией;

ДИСПАРК - система управления вагонным парком;

ДИСКОН - система управления контейнерным парком;

ЕДЦУ - единый центр управления перевозками;

АСОУП - автоматизированная система управления перевозочным процессом;

ЭТРАН – система планирования и обработки заявок грузовладельцев;

АКС ФТО – комплексная автоматизированная система фирменного транспортного обслуживания;

АИС ЭДВ – автоматизированная информационная система электронной обработки дорожной ведомости;

АСКО ПВ – автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов;

АСУ СС – автоматизированная система работы сортировочной станции;

ДИСТПС – автоматизированная система управления тяговым подвижным составом;

ЭТП ТЦ – электронная торговая площадка транспортных услуг. На первом этапе внедрения этой системы клиенты будут иметь через Интернет доступ к нормативно-правовым документам МПС РФ, смогут осуществить предварительный расчет провозной платы, а также получить информацию о дислокации и операциях с вагонами и контейнерами.

ЭКСПРЕСС-3 – система управления пассажирскими перевозками.

Создается единая модель перевозочного процесса (ЕМПП).

Реформирование ж.д. отрасли ускорит развитие информационных технологий и будет способствовать быстрейшему их внедрению.