77 Применение информационных технологий в пассажирской и грузовой работе на железнодорожном транспорте
Развитие и внедрение новых информационных технологий – одно из приоритетнейших направлений в деятельности МПС.
Ученые НИИЖА (научно-исследовательского института автоматики) ВНИИЖТа, ГВЦ МПС совместно с учебными институтами разработали Концепцию и Программу информатизации ж.д. транспорта России до 2005 года. Эти документы утверждены Постановлением Коллегии МПС от 28.02.96 г. Программа принята 05.07.97 г., постановление №14.
В Концепции изложены цели и задачи информатизации, пути и методы их решения.
Основная цель – это создать условия для обеспечения рентабельности работы транспорта в условиях рыночной экономики путем внедрения информационных технологий во все сферы транспорта.
Концепция информатизации отрасли основывается на четырех комплексах информационных технологий (КИТах):
-управление перевозками (КИТ-1);
-управление маркетингом, экономикой и финансами (КИТ-2);
-управление инфраструктурой (КИТ-3);
-управление персоналом и социальной сферой (КИТ-4).
Предпочтение в области инвестиции отдается комплексу КИТ-2.
Ряд проблем тормозят развитие информатизации отрасли:
-отсутствие необходимой нормативно-правовой базы (нормативы, ГОСТы отстают от мировых стандартов);
-разработанные в разное время автоматизированные системы плохо взаимодействует между собой;
-отмечается многократный ввод первичной информации, что снижает оперативность решения задач;
-в информационных системах используются не стандартные интерфейсы;
-задачи, разработанные более десяти лет назад, требуют для сопровождения больших трудовых ресурсов;
-вновь приобретаемые мощные ЭВМ загружаются устаревшими программами;
-существующие информационные системы ориентированы, в основном, на интенсификацию использования перевозочных ресурсов (населенность вагона, увеличение веса поезда) и не нацелены на увеличение доходности отрасли и снижения эксплуатационных расходов.
Предполагается увязать в единую сеть 17 дорожных ВЦ и тысячи предприятий.
Основными принципами создания новых технологий являются:
-централизованное ведение нормативов;
-отказ от автоматизации отдельных рабочих мест и переход к разработке сквозных комплексных информационно-технологических вертикалей, от линейного уровня до отрасли;
-ориентация на новые программные средства;
-пересмотр методологии обработки первичной информации;
-создание цифровых линий передачи данных.
В 1996 году образована служба информационных технологий в Свердловской ж.д. Служба работает по пяти направлениям:
I – создание информационного обеспечения СФТО
II – создание центра управления перевозками ЕДЦУ
III – разработка системы управления ресурсами и финансами
IV – развитие инфраструктуры информатизации (телекоммуникации, сети передачи данных, локально-вычислительные сети предприятий)
V – создание информационной среды (комплекс баз данных, знаний, динамической, статистической моделей).
Информационная среда на основе баз данных и знаний является, по сути, электронной моделью объектов и процессов в масштабе времени, необходимом для реализации функций управления. Приоритетными являются поездная, вагонная, контейнерная, локомотивная модели.
Очень важна для дороги электронная схема ж.д., отражающая в близком к реальному времени состояние технических средств (пути, СЦБ, грузового хозяйства, энергетического хозяйства).
Основные информационные системы ж.д.:
АСУ КП - автоматизированная система управления контейнерным пунктом;
АСУ ГС - автоматизированная система управления грузовой станцией;
ДИСПАРК - система управления вагонным парком;
ДИСКОН - система управления контейнерным парком;
ЕДЦУ - единый центр управления перевозками;
АСОУП - автоматизированная система управления перевозочным процессом;
ЭТРАН – система планирования и обработки заявок грузовладельцев;
АКС ФТО – комплексная автоматизированная система фирменного транспортного обслуживания;
АИС ЭДВ – автоматизированная информационная система электронной обработки дорожной ведомости;
АСКО ПВ – автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов;
АСУ СС – автоматизированная система работы сортировочной станции;
ДИСТПС – автоматизированная система управления тяговым подвижным составом;
ЭТП ТЦ – электронная торговая площадка транспортных услуг. На первом этапе внедрения этой системы клиенты будут иметь через Интернет доступ к нормативно-правовым документам МПС РФ, смогут осуществить предварительный расчет провозной платы, а также получить информацию о дислокации и операциях с вагонами и контейнерами.
ЭКСПРЕСС-3 – система управления пассажирскими перевозками.
Создается единая модель перевозочного процесса (ЕМПП).
Реформирование ж.д. отрасли ускорит развитие информационных технологий и будет способствовать быстрейшему их внедрению.
- 68. Классификация и устройство стрелочного перевода. Виды соединения путей, стрелочных улиц.
- 69. Полная и полезная длина путей. Установка предельных столбиков и сигналов. Парки путей. Понятие о горловинах станции, общие требования к их конструкции. Правила нумерации путей, стрелок и сигналов.
- 70. Виды и классификация разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций.
- 71. Схема сортировочной станции с последовательным расположением парков. Понятие поточности, параллельности, взаимозаменяемости путей и маневренности горловин парков.
- 72. Схема сортировочной станции с комбинированным расположением парков. Понятие поточности, параллельности, взаимозаменяемости путей и маневренности горловин парков.
- 73. Основы и технология планирования перевозок на железнодорожном транспорте
- 74. Основы комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ на местах общего и необщего пользования
- 75 Технология работы грузовой станции
- 76 Структурная реформа железнодорожного транспорта
- 77 Применение информационных технологий в пассажирской и грузовой работе на железнодорожном транспорте
- 78 Основные транспортные договора, связанные с взаимодействием ж.Д. Транспорта общего и необщего пользования
- 79 Договор перевозки грузов: понятие, основные условия, комплект документов, ответственность перевозчика и грузовладельца за несоблюдение договора