Топливные насосы
Топливный насос НД-21 распределительного типа – базовая модель унифицированного ряда насосов для дизелей с числом цилиндров от двух до восьми. По сравнению с многоплунжерными их масса и размеры меньше. Особенность конструкции насоса заключается в том, что один плунжер подает топливо в два, три или четыре цилиндра и при этом совершает не только возвратно-поступательное движение, но и вращается вокруг своей оси. Топливный насос НД-21/4 дизеля Д-144 выполнен в виде неразъемного алюминиевого корпуса, разделенного на три полости, в которых расположены: насосная секция, регулятор с механизмом управления и кулачковый вал с эксцентриковым валом привода подкачивающего насоса.
Секция насоса состоит из втулки 7 (рис. 33), плунжера 8, дозатора 6, зубчатой втулки 5, пружины 4 с тарелками. В верхней части втулки 7 ввернуты четыре штуцера 9 для каждого цилиндра. В штуцере расположены два подпружиненных клапана: нагнетательный 11 и обратный 12.
Во втулке 10 (рис. 34) имеется впускной канал А, распределительные каналы Б и окно Е, в котором размещается дозатор 12, перемещающийся по плунжеру 11. В плунжере сделаны центральный канал Г, распределительное отверстие В и отсечное отверстие Д.
Кулачковый вал 27 (см. рис. 33) приводится во вращение через распределительные шестерни от дизеля. На кулачке вала, над которым располагается роликовый толкатель, имеются четыре выступа. При набегании выступа кулачка на ролик 2 толкателя 3 плунжер 8 движется вверх во втулке 7–совершается подача топлива. Когда выступ кулачка выйдет из-под ролика толкателя, под действием пружины 4 плунжер движется вниз–происходит всасывание топлива из фильтра. Одновременно кулачковый вал 27 через шестерни 26 и 25 вращает вертикальный вал 15 регулятора, который через шестерни 17 и 16 и зубчатую втулку 5 поворачивает плунжер 8. За один оборот кулачкового вала 27 плунжер 8 совершает четыре двойных хода (вверх – вниз) и один оборот вокруг своей оси, подавая топливо в цилиндры дизеля. Работает насос следующим образом.
Рисунок 33. Топливный насос НД-21/4 с регулятором:
1 – корпус насоса; 2 – ролик толкателя; 3 – толкатель; 4 – пружина плунжера; 5– зубчатая втулкй; б – дозатор; 7 – втулка плунжера; 8 – плунжер; 9 – штуцер; 10 – пружийа нагнетательного клапана; 11 и 12 – нагнетательный и обратный клапаны; 13 – пружина обратного клапана; 14 – сапун; 15 – вал регулятора; 16 – промежуточная шестерня; 17–шестерня вала регулятора; 18 – вильчатый рычаг; 19 – подвижная муфта регулятора; 20 – рычаг управления; 21 – пружина регулятора; 22 – корректор; 23 – ступица грузов; 24 - вал с эксцентриком привода подкачивающего насоса; 25 и 26 – шестерни привода вала регулятора; 27 – кулачковый вал; 28 – привод дозатора.
Когда выступ кулачка не давит на толкатель 3, плунжер 8 под действием пружины опускается. Топливо по впускному каналу А (рис. 34, а) во втулке 10 поступает в надплунжерное пространство. Топливо не подается, пружины 2 и 7 плотно прижимают обратный 4 и нагнетательный 5 клапаны один к другому.
Когда под действием кулачка и толкателя плунжер 11 движется вверх, часть топлива до момента перекрытия плунжером канала А вытесняется обратно в топливопровод низкого давления. При перекрытии плунжером канала А (рис. 34, б) в надплунжерном пространстве создается давление и топливо по центральному каналу Г и распределительному отверстию В в плунжере начнет подаваться в распределительный канал Б втулки и далее через обратный 4 и нагнетательный клапаны в штуцере 9 и топливо-провод высокого давления–в форсунку.
Рис. 34. Схемы работы элементов топливного насоса:
I–плунжерной пары; II–обратного и нагнетательного клапанов; а– всасывание топлива; б – подача топлива; в – отсечка подачи топлива; 1 –канал; 2 и 7–пружины; 3 – седло; 4– обратный клапан; 5 – нагнетательный клапан; 6 –жиклер нагнетательного клапана; 8– ограничитель; 9 – штуцер; 10 – втулка; 11 – плунжер; 12 – дозатор; 13 – привод дозатора; А – впускной канал; Б – распределительный канал; В – распределительное отверстие; Г– центральный канал; Д– отсечное отверстие; Е – окно.
Чрезмерный подъем клапанов предотвращается ограничителем 8. В это время дозатор 12 плотно закрывает отсечное отверстие Д плунжера 11. Подача топлива прекращается в момент выхода отсечного отверстия Д из дозатора 12. Когда происходит отсечка подачи топлива (рис. 34, в), оба клапана опускаются и занимают первоначальное положение. Нагнетательный клапан 5 перекрывает отверстие седла 3 и не дает топливу двигаться в канал 1. Но часть топлива по инерции проходит через жиклер 6 нагнетательного клапана 5 и отжимает обратный клапан 4, обеспечивая резкое падение давления в топливопроводе. При следующем опускании и подъеме плунжера процесс повторяется, но плунжер поворачивается на 90° и топливо подается в следующий цилиндр.
Количество подаваемого топлива регулируют перемещением дозатора 12 по плунжеру 11. Наибольшая подача соответствует верхнему положению дозатора. Находясь в крайнем нижнем положении, дозатор не перекрывает отсечное отверстие Д, и подача топлива прекращается. Положение дозатора изменяют регулятором через систему рычагов.
- Кафедра «Сельскохозяйственные машины»
- Лабораторный практикум
- Теоретическая часть
- Изучить классификацию тракторов по учебным плакатам.
- С помощью макета трактора мтз-80 и учебных плакатов изучить устройство и особенности компоновки колесных тракторов.
- Теоретическая часть
- Карбюраторного двигателя:
- Основные понятия и определения .
- Рабочий процесс четырехтактного дизеля.
- Мощностные и экономические
- 5. Мощностные и экономические показатели работы двигателей
- Теоретическая часть
- «Механизм газораспределения»
- Теоретическая часть Механизм газораспределения обеспечивает наполнение цилиндров в определенные периоды времени воздухом или горючей смесью и своевременный выпуск из них отработавших газов.
- «Механизм газораспределения»
- Теоретическая часть
- Процесс смесеобразования в дизелях
- Турбокомпрессор
- Топливные баки, фильтры, подкачивающие насосы
- Топливные насосы
- Форсунки
- «Система питания двигателя внутреннего сгорания»
- Теоретическая часть
- Пускового двигателя п-10уд:
- «Регулятор частоты вращения»
- «Система смазки двс»
- Теоретическая часть
- Схемы систем охлаждения
- С жидкостным термостатом:
- Теоретическая часть
- Устройство пусковых двигателей
- Трансмиссия пусковых двигателей
- «Пусковые устройства двс»