Топливные баки, фильтры, подкачивающие насосы
Топливные баки изготавливают из листовой стали. Вместимость бака такова, что обеспечивает работу дизеля с полной нагрузкой в течение 10 ч или более.
В верхней части топливного бака расположена заливная горловина с сетчатым фильтром. Внутренняя полость бака соединена с атмосферой через отверстия в крышке, закрывающей горловину. Крышка для очистки воздуха заполнена фильтрующей набивкой. В нижней части бака имеются расходный кран, перекрывающий выход топлива из бака, и сливной кран для слива отстоя. В дизелях с пусковым двигателем, помимо основного бака, устанавливают бачок для бензина. На тракторах МТЗ-80 и К-701– два топливных бака.
Фильтры грубой очистки в системе питания предназначены для удаления из топлива механических примесей и воды и тем самым обеспечивают длительную и бесперебойную работу топливного насоса и форсунок. На дизелях Д-144, Д-240, А-41 и СМД-62 установлены фильтры-отстойники типа ФГ, отличающиеся только размерами и пропускной способностью. Фильтр-отстойник действует следующим образом.
Топливо, засасываемое из бака подкачивающим насосом через полый болт, заполняет кольцевую полость в корпусе и через восемь отверстий диаметром 2 мм в распределителе поступает в стакан. Поток топлива проходит через кольцевой зазор между фильтрующим элементом и стаканом. Основная часть топлива, резко изменив направление, проходит через сетку фильтрующего элемента с отверстиями размером 0,1 мм в центральное отверстие и через полый болт отсасывается в подкачивающий насос. Остальная часть топлива и механические примеси, капли воды, обладающие большей плотностью, продолжают по инерции двигаться вниз вдоль стенок стакана в зону отстоя. Успокоитель отделяет полость, в которой циркулирует топливо, от зоны отстоя и обеспечивает эффективную работу фильтра при вибрации. Скопившийся отстой периодически сливают через отверстие, закрытое пробкой внизу фильтра.
На дизеле ЯМЗ-240Б установлен двухсекционный фильтр грубой очистки. Секции фильтра включены в систему питания параллельно. Каждый фильтрующий элемент состоит из ворсистого хлопкового шнура, навитого на сетчатый каркас. Элементы плотно зажимают по торцам между корпусом и стаканом. Топливо подводится по каналу, проходит фильтрующие элементы и по внутренним сетчатым каркасам поступает к топливоподкачивающему насосу.
Фильтры тонкой очистки очищают топливо от мельчайших механических частиц. Наибольшее распространение получили фильтры с бумажными фильтрующими элементами, так как они обеспечивают высокое качество очистки топлива. В фильтре тонкой очистки дизеля Д-240 имеется один сменный бумажный фильтрующий элемент, помещенный в корпусе. Корпус закрыт крышкой с вмонтированным в нее вентилем. Резиновое уплотнение предотвращает подтекание топлива. Топливо проходит сквозь штору бумажного фильтрующего элемента, оставляя на ее поверхности механические примеси и воду. Из корпуса 'фильтра очищенное топливо по трубке поступает в головку топливного насоса. Отстой топлива удаляют через закрываемое пробкой отверстие в нижней части корпуса. Воздух, скопившийся в системе питания удаляют, отвернув рукоятку продувочного вентиля.
На дизеле А-41 установлен двухсекционный фильтр с бумажными неразборными фильтрующими элементами. Секции его работают последовательно, т. е. все топливо очищается сначала в одной, а затем в другой секции. Фильтрующий элемент состоит из шторы, цилиндрической картонной обечайки с отверстиями для прохода топлива и двух жестяных крышек. Штора изготовлена из специальной бумаги и свернута в шестигранную винтовую «гармошку». Фильтр без разборки можно промывать обратным потоком топлива. Для отключения и промывки правого фильтрующего элемента предусмотрен двухходовой кран.
При промывке фильтра доступ топлива в правую секцию закрыт, и оно поступает в левую, а из нее при работающем дизеле–в топливный насос. Топливо в правой секции проходит фильтровальную бумагу в обратном направлении с внутренней поверхности, удаляя осевшие частицы с наружной поверхности фильтрующего элемента, восстанавливая его фильтрующую способность. Предварительно в правой секции отвертывают сливной болт на два оборота для слива загрязненного топлива. Фильтр тонкой очистки топлива дизеля СМД-62 – двухступенчатый, с последовательным включением первой и второй ступени. В качестве первой ступени применен фильтр, состоящий из двух одинаковых секций, включенных в топливную систему параллельно.
Подкачивающие насосы позволяют, преодолевая гидравлическое сопротивление фильтров и топливопроводов, подавать топливо из бака к топливному насосу. Подкачивающие насосы рассматриваемых дизелей – поршневого типа. Их крепят к корпусу топливного насоса. Схема их устройства и работы представлены на рисунке 30.
Рисунок 30. Схема действия подкачивающего насоса:
а – перепуск топлива; б – всасывание и нагнетание: 1 – корпус; 2 – поршень; 3 – пружина поршня; 4 – кулачковый вал топливного насоса; 5 – ролик; 6 –толкатель; 7 –пружина толкателя; 8 и 16–каналы; 9 и 15 – топливопроводы; 10 – перепускной клапан; 11 – крышка; 12 – рукоятка; 13 – поршень ручного насоса; 14 – впускной клапан
Подкачивающий насос приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала 4 (рис. 30, а) топливного насоса. При вращении вала 4 эксцентрик, набегая на ролик 5 толкателя 6, перемещает толкатель и поршень 2 вперед, при этом пружина 3 сжимается. В результате в полости над поршнем давление повышается, а под поршнем создается разрежение. Вследствие этого впускной клапан 14 закрывается, а перепускной 10 открывается, и топливо поступает по каналу 8 (см. стрелки на рис. 30, а).
Когда толкатель сходит с эксцентрика (рис. 30, б), поршень под действием сжатой пружины 3 перемещается назад, создавая давление в нижней полости и разрежение в верхней. Впускной клапан 14 открывается, а клапан 10 закрывается, и топливо по каналу 16 будет засасываться в полость над поршнем из фильтра грубой очистки. Одновременно топливо, находящееся под поршнем, нагнетается по каналу 8 в топливопровод 9, ведущий к фильтру тонкой очистки.
Если по каким-либо причинам (например, вследствие загрязненности фильтра, топливопроводов и т. д.) давление за подкачивающим насосом превысит 0,15...0,17 МПа, то перемещение поршня или прекратится или уменьшится, а следовательно, закончится или уменьшится подача топлива.
Попадание воздуха в топливную систему вызывает нарушение подачи топлива в цилиндры, нечеткую работу дизеля, затрудняет его пуск. Для удаления попавшего в систему воздуха используют насос ручной прокачки, закрепленный на подкачивающем насосе. Рукоятку 12 (рис. 30, а) штока поршня 13 ручного насоса перемещают вниз –вверх при открытом вентиле фильтра тонкой очистки. Прокачивают топливо до тех пор, пока из сливной трубки пойдет топливо без пузырьков воздуха. После этого вентиль закрывают, а рукоятку насоса навертывают на хвостовик крышки 11, иначе во время работы подкачивающего насоса через зазоры между деталями ручного насоса будет подсасываться воздух. На тракторе К-701 при пуске дизеля для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха в кабине установлен ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1К диафрагменного типа.
- Кафедра «Сельскохозяйственные машины»
- Лабораторный практикум
- Теоретическая часть
- Изучить классификацию тракторов по учебным плакатам.
- С помощью макета трактора мтз-80 и учебных плакатов изучить устройство и особенности компоновки колесных тракторов.
- Теоретическая часть
- Карбюраторного двигателя:
- Основные понятия и определения .
- Рабочий процесс четырехтактного дизеля.
- Мощностные и экономические
- 5. Мощностные и экономические показатели работы двигателей
- Теоретическая часть
- «Механизм газораспределения»
- Теоретическая часть Механизм газораспределения обеспечивает наполнение цилиндров в определенные периоды времени воздухом или горючей смесью и своевременный выпуск из них отработавших газов.
- «Механизм газораспределения»
- Теоретическая часть
- Процесс смесеобразования в дизелях
- Турбокомпрессор
- Топливные баки, фильтры, подкачивающие насосы
- Топливные насосы
- Форсунки
- «Система питания двигателя внутреннего сгорания»
- Теоретическая часть
- Пускового двигателя п-10уд:
- «Регулятор частоты вращения»
- «Система смазки двс»
- Теоретическая часть
- Схемы систем охлаждения
- С жидкостным термостатом:
- Теоретическая часть
- Устройство пусковых двигателей
- Трансмиссия пусковых двигателей
- «Пусковые устройства двс»