«Пожарные автолестницы»
Назначение: - для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования; проведения спасательных работ в верхних этажах зданий и выполнения вспомогательных работ на высоте; тушения пожара водой или ВМП при помощи лафетного ствола и использования в качестве подъемного крана при сложенном комплекте колен.
АЛ по длине классифицируются:
АЛ-18(52)12 – легкий тип – до 20 м.
– средний тип – от 20 до 30 м.
АЛ-45(133ГЯ)ПМ – 501 – тяжелый тип – более 30 м.
АЛ-45(257)ПМ – 109
Классификация пожарных АЛ:
ТТХ пожарной АЛ-30(131)ПМ-506
1. Базовое шасси ЗИЛ – 131
2. Число мест боевого расчета – 3
максимальная длина полностью выдвинутой лестницы (м) – 30 (можно достичь 8-го этажа).
Максимальная рабочая нагрузка на вершине лестницы при угле подъема 75о (кН) – 250.
Диапазон угла подъема (град) – 0о – 75о.
Наибольший вылет (м) стали поворотного круга с рабочей нагрузкой на вершине – 16
Грузоподъемность при использовании автолестницы в качестве подъемного крана (при сдвинутой лестнице) (кг) при угле подъема град: 0о – 30о – 500кг; 30о – 60о – 750 кг; 60о – 75о – 1000 кг.
Минимальный угол подъема при котором колено может сдвигаться под действием собственного веса, град. – 30о.
Рабочее давление в гидросистеме – 16 (мПа).
Рабочая жидкость гидросистемы – всесезонное масло ВМГ-3.
Вместимость бака гидросистемы – 90 л.
Наименьшее время маневров лестницы без нагрузки (С) подъем от 0о до 75о – 25.
выдвижение на полную длину при угле подъема 75о – 25
поворот на 360о – 60
Маневр: подъем от 0о до 75о, полное выдвижение и поворот на 90о – 90.
Нормы положенности ПТВ, оборудования и инвентаря на автолестнице АЛ-30(131) ПМ-50Б.
Ствол лафетный – 1 шт.
Сменные насадки к лафетному стволу ф25 и 28 мм. – 2 шт.
Веревка спасательная дл. 30 м. в чехле – 1 шт.
Веревка для управления лафетным стволом – 1
Растяжная веревка с катушкой – 2 компл.
Гребенка для 4-х ГПС – 600, 2000м – 1 шт.
Лестница штурмовая – 3 шт.
комплект инструмента для резки эл.проводов – комплект.
ручной немеханический пожарный инструмент ПТО – всего 27 наименований.
Общее устройство АЛ-30(131)ПМ-506
шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой;
комплект колен (телескопически выдвигающиеся);
опорное устройство;
подъемно-поворотное устройство;
дополнительная трансмиссия на гидронасос;
приводы движений (подъема, поворота и выдвижения) с гидросистемой;
органы управления;
автоматические предохранительные и блокирующие устройства;
дополнительное электрооборудование и связь.
Шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой:
базовое шасси ЗИЛ-131 с дополнительной трансмиссией на гидронасос;
кабина водителя трехместная;
платформа металлическая коробчатой конструкции;
ящик для размещения вывозимого оборудования;
за кабиной размещена передняя опорная рама, которая служит для опирания комплекта колен в транспортном положении.
В случае выхода из строя дополнительной трансмиссии или двигателя в конструкции АЛ предусмотрен аварийный привод для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное.
Гидронасос – насос – гидромотор ***** - поршневого типа.
Принцип действия:
При вращении диска 1 система поршней со шторками тоже будет вращаться, а вместе с этим буде вращаться и ротор 2.
Цилиндрические отверстия ротора будут поочередно соединяться с всасывающей и напорной полостями гидронасоса.
Сам же к одной из полостей (всасывающей или напорной) подводить масло под давлением, а от другой отводить в масляный бак, то механизм будет работать как двигатель.
На пожарной автолестнице такие механизмы используются в качестве насосов для создания высокого давления рабочей жидкости и в качестве двигателей приводов поворота лестницы и выдвижения комплекта колен. Мы еще вернемся к ним.
Комплект колен:
Состоит из четырех основных и одного дополнительного колен, выдвигаемых по направляющим пазам на роликах.
Нумерация колен сверху вниз.
Нижнее – четвертое колено крепится к поворотной раме шарнирно при помощи шкворня. Выдвижение основных колен осуществляется с помощью стальных спаренных канатов. Принцип выдвижения аналогичен тому, как на выдвижной ручной пожарной лестнице Л-3К. Канаты выдвижения третьего колена нижними концами наматываются на барабан лебедки, а верхними концами проходят через блоки, установленные на вершине 4 колена, и крепятся в нижней части 3 колена через винтовую муфту с правой и левой резьбой, которая служит для уменьшения длины и натяжения правой и левой ветвей канатов.
Нижние концы канатов второго колена закреплены на вершине 4 колена, проходят через блоки на вершине 3 колена и закреплены в нижней части второго колена через регулировочную резьбовую муфту. Канаты первого колена нижними концами закреплены за вершину 3 колена, проходят через блоки на вершине второго колена и закреплены через блоки и муфту в нижней части первого колена.
При такой системе все колена относительно друг друга выдвигаются с одинаковой скоростью, а абсолютные скорости их будут разные.
Опорное устройство.
Служит для обеспечения устойчивости АЛ при работе и предотвращения перегрузки колен.
Устройство: - опорная рама;
- четыре выдвижные опоры с гидроцилиндрами и гидрозамками.
- два механизма блокировки (выключения) задних рессор с гидроцилиндрами и гидрозамками;
- золотники управления расположенные в задней части платформы слева и справа.
При выдвижении передних опор срабатывают и механизмы блокировки рессор.
1; 2; 3 – поршни
4; 5 – штуцеры
При подъеме масла под давлением в штуцер 4 поршень 1 перемещается влево и открывает путь А.
Поршни 2 и 3 при этом перемещаются вправо и масло из полости Б поступает через штуцер 5. (и наоборот.
Подъемно-поворотное устройство:
Служит опорным основанием комплекта колен и обеспечивает подъем, опускание и поворот лестницы.
Устройство: - поворотный круг, состоящий из неподвижной и подвижной частей;
поворотная рама;
подъемная рама;
Внутри поворотной рамы на поворотном круге и на подъемной раме размещены привода лестницы: - осевой коллектор;
два цилиндра подъема;
приводы выдвижения и поворота;
механизм бокового выравнивания – для того, чтобы ступени лестницы всегда были в горизонтальном положении. Срабатывает автоматически.
Гидропривод систем подъема, выдвижения и поворота.
Подъем комплекта клен осуществляется двумя гидроцилиндрами. Для безопасной работы привода подъема при выдвинутом положении лестницы предусмотрены гидрозамки и фрикционные гидрозахваты.
Привод выдвижения и сдвигания колен состоит:
гидромотор;
червячный редуктор;
барабан для наматывания стальных канатов.
Вал червяка имеет тормозное устройство, которое по принципу действия аналогично гидрозахвату цилиндра подъема.
Привод поворота состоит из:
гидромотора;
червячного редуктора;
ведущей шестерни.
Гидросистема: - обеспечивает работу всех исполнительных механизмов автолестницы.
Состоит из: - гидронасоса;
бака;
фильтра;
кранов управления;
цилиндров;
гидромоторов;
предохранительного клапана;
осевого коллектора;
датчика газа;
кранов переключения;
гидронасоса с электроприводом;
гидрозамков;
крана разгрузки гидронасоса;
автоматического регулятора оборотов двигателя;
обратных клапанов и маслопроводов.
Элементы управления АЛ, блокировки и дополнительное электрооборудование:
пульт управления с сиденьем для оператора;
на пульте 4 рукоятки «Подъем – опускание», «выдвижение - сдвижение», «поворот» и датчик газа двигателя;
указатель длины выдвижения и указатель подъема;
манометр, показывающий давление рабочей жидкости в сливной линии.
Безопасность работы АЛ обеспечивается наличием в её конструкции блокирующих устройств, это:
концевые выключатели на вершине лестницы которые автоматически выключают поворот или выдвижение лестницы, если вершина лестницы упрется в препятствие;
ограничители длины выдвижения – отключают привод выдвижения при достижении максимально допустимой длины при данном угле подъема колен;
ограничители грузоподъемности;
ограничители вылета лестницы, угла опускания и опрокидывающего момента.
Во всех случаях срабатывания блокирующих устройств оператор на пульте предупреждается звуковым и световым сигналом, а движение лестницы выключается.
Дополнительное электрооборудование:
включает: - приборы сигнализации;
внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков;
датчики и сигнальные лампы различного назначения;
переговорное громкоговорящее устройство.
К ним относятся:
двухканальный звуковой сигнал;
электрическое переговорное устройство;
осветительные фары на вершинах первого и четвертого колен;
лампы освещения пульта и включения блокировок;
сигнальные лампы;
аварийный электропривод гидросистемы и др.
Порядок установки пожарных авто лестниц:
В транспортном положении комплект колен должен опираться на переднюю опорную раму, опоры должны быть подняты, задние рессоры разблокированы.
Подъезд к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки АЛ и ее работы.
Целесообразно АЛ устанавливать на расстоянии приблизительно 10 метров от здания.
Установку производить параллельно зданию, а после подъема комплекта коленьев повернуть их к стене. Если местные условия не позволяют подъехать боковой стороной, можно установить АЛ и перпендикулярно, но не более 18 метров от оси поворотного круга от стены (АЛ-30) и не более 16 метров (АЛ – 45).
После установки на выбранную площадку, надо затянуть ручной тормоз;
На АЛ-30 рычаг включения РК поставить в нейтральное положение, а рычаг КП на четвертую передачу;
Включить компрессор;
нажать на педаль крана разгрузки насоса у АЛ-30 и убедиться в достаточном давлении в гидросистеме по манометру;
Опустить опоры до жесткого упора в грунт и заблокировать рессоры (сначала опускаются передние опоры, а затем задние);
При необходимости подложить под опоры деревянные подкладки, а под задние колеса – упоры.
Управление при работе.
первой операцией является подъем комплекта коленьев, так как все другие движения (поворот, выдвигание) заблокированы;
подъем вначале надо производить на малой скорости, а после достижения угла 30-40º переводить на большую скорость;
при достижении предельного угла наклона комплекта коленьев, подъем их у АЛ прекращается;
следует иметь ввиду, что АЛ-30 при подходе вершины лестницы к границе поля безопасности (во время опускания выдвинутой лестницы) опускание автоматически прекращается;
при повороте комплекта коленьев вправо оператор должен быть особо внимательным) т. к. поле зрения его в этом случае частично загораживается комплектом коленьев;
поворот полностью выдвинутой и поднятой лестницы должен вестись с очень плавным ускорением и замедлением, во избежание колебаний лестницы;
наиболее ответственным движением лестницы является выдвигание ее коленьев до требуемой высоты. Выдвигание у АЛ возможно только после подъема комплекта коленьев на угол 10º, полное выдвигание у АЛ – 30 возможно при угле подъема 50º и выше;
выдвигание коленьев производиться, как правило, на 1-1,5 м. выше карниза кровли, площадки, ограждения и т. п.;
подвод вершины лестницы к границе поля движения и, в особенности, к месту опоры необходимо производить на малой скорости;
после прекращения выдвигания необходимо посадить коленья на замыкатели;
в ветреную погоду при выдвигании лестницы должны применяться растяжные веревки;
если лестница применяется с использованием опоры, то она должна только касаться опоры, а давление на опору должно передаваться только при загружении комплекта коленьев;
лестница перед сдвиганием должна быть поднята, отведена от опоры и выдвинута на 50 мм.;
укладка лестницы производиться путем опускания сдвинутого до упора комплекта коленьев на переднюю опорную стойку;
в целях уменьшения нагрева рабочей жидкости нагружать насос рабочим давлением только при выполнении движений. В перерывах между движениями в гидросистеме должен быть режим холостого хода;
- Пожарная техника
- Основные пожарные автомобили общего применения Классификация пожарных автомобилей.
- Назначение и общее устройство ац и анр.
- Тактико-технические характеристики пожарных ац и анр.
- Пожарная автоцистерна ац-40(130)-63б”
- Пожарная автоцистерна ац-40(131)-137а
- Ац-40(131)-137а ац-40(130)-63б
- Пневмовентиль Ду-32
- Пневмовентиль Ду-80
- Пневмовентиль Ду-80
- Пожарные автоцистерны ац-30(53-12)-106в и ац-30(66)-184 Пожарная автоцистерна ац-30(53-12)-106в
- Ком – 107
- Пожарная автоцистерна ац-40/3(133гя)-181-01
- Ац-40/3(133гя) 181а-01
- Анр-40(130)-127б
- Водопенные коммуникации
- Пожарные автоцистерны ац-3-40(4333), ацл-3-40-17(4925), анр-40(130)-127б
- Анр-40(130)-127б
- Пожарные автоцистерны ац-3-40(4326), ац-5-40(4310),ац-5-40(4925), ац-7-40(53213),ац-6-40/4(53211)
- «Пожарные автолестницы»
- Правила техники безопасности при работе на авто лестницах.
- Пожарные коленчатые подъемники
- Акп-30(53213)-пм-509 – общее устройство
- Порядок испытания ал и акп. Сроки, методика и учет испытаний пожарных авто лестниц
- Предупреждаем:
- Рекомендуем:
- В обязательном порядке:
- Пожарные автомобили агвт – 100 (131)-141 ап-5 (53213) – 196 и углекислотного тушения.
- Особенности эксплуатации
- Особенности эксплуатации
- «Пожарные автомобили акт – 3/2,5 (133гя) – 197 и быстрого реагирования»
- Автомобили быстрого реагирования.
- Пожарные автомобили асо-12(66)-90а; атсо-20(375)-пм-114; аса-20(4310)пм-523
- Ком – 146
- Предназначен для доставки к месту пожара спец. Оборудования, инструмента, средств связи и освещения, проведения аварийно-спасательных работ и т.Д.
- Аварийно-спасательный автомобиль аса-20(4310)пм-523.
- Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения
- Ком – ц1а
- Ав-20(53213)пм-525 ав-40(43101)
- Пожарные автомобили газодымозащитной службы и штабные Пожарные автомобили аг-12 (130) и аг – 24 (130) – 198. Назначение, общее устройство, ттх и особенности эксплуатации
- Пожарный автомобиль ад – 90 (66) – 183: назначение, общее устройство, ттх и особенности эксплуатации
- Пожарные аэродромные автомобили
- 7. Лафетный ствол с гидроуправлением
- Аа-8/60-50/3(43118)
- Аа-15/80-100/3(790912)