logo
пте2

Глава 7 сооружения и устойства энергоснабжения железной дороги

7.1. Устройства электроснабжения должны обеспечивать надежное элек­троснабжение:

электроподвижного состава для движения поездов с установленными весо­выми нормами, скоростями и интервалами между ними при требуемых размерах движения;

устройств СЦБ, связи и вычислительной техники как потребителей элек­трической энергии I категории. С разрешения руководства Белорусской железной дороги до завершения переустройства допускается электроснабжение этих устройств по II категории;

всех остальных потребителей железнодорожного транспорта в соответст­вии с установленной на дороге категорией.

При наличии аккумуляторного резерва источника электроснабжения авто­матической и полуавтоматической блокировки он должен быть в постоянной го­товности и обеспечивать бесперебойную работу устройств СЦБ и переездной сиг­нализации в течение не менее 8 ч при условии, что питание не отключалось в пре­дыдущие 36 ч.

Время перехода с основной системы электроснабжения автоматической и полуавтоматической блокировки на резервную или наоборот не должно превы­шать 1,3 с.

Для обеспечения надежного электроснабжения должны проводиться пе­риодический контроль состояния сооружений и устройств электроснабжения, из­мерение их параметров вагонами-лабораториями, приборами диагностики и осу­ществляться плановые ремонтные работы.

7.2. Уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного состава должен быть не менее 21 кВ при переменном токе, 2,7 кВ при постоянном токе и не более 29 кВ при переменном токе и 4 кВ при постоянном токе.

На отдельных участках железных дорог с разрешения руководства Белорусской железной дороги допускается уровень напряжения не менее 19 кВ при переменном токе и 2,4 кВ при постоянном токе.

Номинальное напряжение переменного тока на устройствах СЦБ должно быть 110, 220 или 380 В. Отклонения от указанных величин номинального напря­жения допускаются в сторону уменьшения не более 10 %, а в сторону увеличения – не более 5 %.

7.3. Устройства электроснабжения должны защищаться от токов короткого замыкания, перенапряжений и перегрузок сверх установленных норм.

Металлические подземные сооружения (трубопроводы, кабели и т.п.), а также металлические и железобетонные мосты, путепроводы, опоры контактной сети, светофоры, гидроколонки и т.п., находящиеся в районе линий, электрифици­рованных на постоянном токе, должны быть защищены от электрической корро­зии.

Тяговые подстанции линий, электрифицированных на постоянном токе, а также электроподвижной состав должны иметь защиту от проникновения в кон­тактную сеть токов, нарушающих нормальное действие устройств СЦБ и связи.

7.4. Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть на перегонах и станциях не ниже 5750 мм, а на переездах не ниже 6000 мм.

В исключительных случаях на существующих линиях это расстояние в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях станций, на кото­рых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах с разрешения руководства Белорусской железной дороги может быть уменьшено до 5675 мм при электрификации линии на переменном токе и до 5550 мм – на постоянном токе. Высота подвески контактного провода не должна превышать 6800 мм.

7.5. В пределах искусственных сооружений расстояние от токонесущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряже­нием, до заземленных частей сооружений и подвижного состава должно быть не менее 200 мм на линиях, электрифицированных на постоянном токе, и не менее 350 мм – на переменном токе.

В особых случаях на существующих искусственных сооружениях с разре­шения руководства Белорусской железной дороги может допускаться уменьшение указанных расстояний.

7.6. Расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор контактной сети на перегонах и станциях должно быть не менее 3100 мм.

Опоры в выемках должны устанавливаться вне пределов кюветов.

В особо сильно снегозаносимых выемках (кроме скальных) и на выходах из них (на длине 100 м) расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края опор контактной сети должно быть не менее 5700 мм. Перечень таких мест определяется руководством Белорусской железной дороги.

На существующих линиях до их реконструкции, а также в особо трудных условиях на вновь электрифицируемых линиях расстояние от оси пути до внут­реннего края опор контактной сети допускается не менее: 2450 мм – на станциях и 2750 мм – на перегонах.

Все указанные размеры установлены для прямых участков пути. На кривых участках эти расстояния должны увеличиваться в соответствии с габаритным уширением, установленным для опор контактной сети.

Взаимное расположение опор контактной сети, воздушных линий и свето­форов, а также сигнальных знаков должно обеспечивать хорошую видимость сиг­налов и знаков.

7.7. Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры), на кото­рых крепятся элементы контактной сети, детали крепления контактной сети на железобетонных опорах, железобетонных и неметаллических искусственных со­оружениях, а также отдельно стоящие металлические конструкции (гидроколонки, светофоры, элементы мостов и путепроводов и др.), расположенные на расстоя­нии менее 5 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены или оборудованы устройствами защитного отключения при попа­дании на сооружения и конструкции высокого напряжения.

Заземлению подлежат также все расположенные в зоне влияния контактной сети и воздушных линий переменного тока металлические сооружения, на кото­рых могут возникать опасные напряжения.

На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифици­рованными путями, должны быть установлены предохранительные щиты и сплошной настил в местах прохода людей для ограждения частей контактной сети, находящихся под напряжением.

7.8. Контактная сеть, линии автоблокировки и продольного электроснабже­ния напряжением свыше 1000 В должны разделяться на отдельные участки (сек­ции) при помощи воздушных промежутков (изолирующих сопряжений), ней­тральных вставок, секционных и врезных изоляторов, разъединителей.

Опоры контактной сети или щиты, установленные на границах воздушных промежутков, должны иметь отличительную окраску. Между этими опорами или щитами запрещается остановка электроподвижного состава с поднятым токопри­емником.

7.9. Схема питания и секционирования контактной сети, линий автоблоки­ровки и продольного электроснабжения должна быть утверждена руководством Белорусской железной дороги. Выкопировки из этой схемы включаются в техническо-распоря­дительный акт станции.

7.10. Переключение разъединителей контактной сети электродепо и экипи­ровочных устройств, а также путей, где осматривается крышевое оборудование электроподвижного состава, производится работниками локомотивного депо. Пе­реключение остальных разъединителей производится только по приказу энерго­диспетчера. При этом переключение разъединителей и выключателей может про­изводиться по приказу энергодиспетчера и работниками других служб, прошед­ших обучение.

Приводы разъединителей с ручным управлением должны быть заперты на замки.

Порядок переключения разъединителей контактной сети, а также выключа­телей и разъединителей линий автоблокировки и продольного электроснабжения, хранения ключей от запертых приводов разъединителей, обеспечивающий беспе­ребойность электроснабжения и безопасность производства работ, устанавлива­ется начальником отделения Белорусской железной дороги.

7.11. Расстояние от нижней точки проводов воздушных линий электропере­дачи напряжением свыше 1000 В до поверхности земли при максимально стреле провеса должно быть не менее:

на перегонах……………………………………… 6,0 м

в том числе в труднодоступных местах……….5,0 м

на пересечениях с автомобильными дорогами,

станциях и в населенных пунктах ………..….7,0 м

При пересечениях железнодорожных путей расстояние от нижней точки проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000 В до уровня верха головки рельса неэлектрифицированных путей должно быть не ме­нее 7,5 м. На электрифицированных линиях это расстояние до проводов контакт­ной сети должно устанавливаться в зависимости от уровня напряжения пересе­каемых линий в соответствии с Правилами устройства электроустановок и по тех­ническим условиям железной дороги.