logo
ЛекцииЗА-3

9.2 Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"

В системе "Трасса" полевые обследования производятся с помощью передвижной лаборатории, при обработке данных измерений используется ЭВМ, а информационное обслуживание дорожных хозяйств осуществляется на основе автоматизированного банка дорожных данных.

При обследованиях автомобильных дорог передвижной лабораторией измеряют пройденный путь, углы поворота трассы дороги, продольный и поперечный уклоны проезжей части, фиксируется местоположение характерных точек (трубы, мосты, километровые знаки, ЛЭП и др.). Регистрация измеряемых параметров осуществляется в цифровом коде на перфоленту с шагом дискретизации по длине дороги, кратным 1,0 м, а также дублируется в виде графиков на диаграммных лентах самописцев.

Обработка перфолент производится на ЭВМ. Результаты обработки печатаются в виде таблиц, а затем загружаются в автоматизированный банк дорожных данных.

Конструктивно в лаборатории выделены салон водителя, основной аппаратурный отсек и отсек энергообеспечения (см. рис. 4). Отсеки разделены перегородками.

Рисунок 4

Экспликация оборудования приведена в таблице 9.3.

Таблица 9.3

Перечень оборудования передвижной лаборатории

№№ эле­ментов оборудо­вания

Наименование элементов оборудования

1

Стол оператора

2

Шкаф для одежды и секция ЗИП

3

Основной пульт

4

Блок формирования служебной информации

5

Блок измерения интенсивности движения

6

Универсальный измеритель пройденного пути

7

Гироскопический датчик курса ГУ-2

8

Гироскопический датчик крена ЦГВ-4 с юстировочным устройством

9

Блок перфорации

10

Стойка блоков питания

11

Бензоэлектрический агрегат

12

Мерное колесо (датчик пути)

13

Предупреждающий знак с подсветкой и сигнальными маячками

14

Слесарный верстак и механизм поднятия колеса

15

Блок каротажных регистраторов

16

Отопительная установка

17

Кресло оператора

18

Откидное кресло

Передвижная лаборатория имеет яркую окраску и оборудована сигнально-опознавательными знаками. В период подготовки к обследованиям проверяется техническое состояние базового автомобиля передвижной лаборатории, а также работоспособность измерительной и регистрирующей аппаратуры. Лаборатория укомплектовывается необходимым количеством диаграммных и перфораторных лент. Составляется маршрут движения и пункты остановок. Обследуемая дорога предварительно разбивается на участке протяжением не более 10 км Определяется местонахождение и пикетаж начальной точки обследуемой дороги.

Непосредственно на дороге проверяется готовность и осуществляется запуск аппаратуры. Работы выполняются согласно инструкциям по эксплуатации лаборатории и отдельных блоков аппаратуры.

В процессе обследований оператор контролирует работу аппаратуры, следит за ситуацией на дороге, регистрирует характерные точки (границы участка, трубы, мосты, километровые знаки и т.д.) в соответствии с кодификатором (см. табл. 9.4). При проезде характерной точки оператор набирает код характеристики на клавишном наборном поле и нажимает на кнопку "Отметка" на блоке регистратора.

Характерная точка "Начало кривой" фиксируется за 10 - 20 м до начала закругления в плане, а точки "Конец кривой",  через 10 - 20 м после проезда закругления.

Таблица 9.4

Кодификатор характерных точек

Цифровой код

Тип характерной точки

Цифровой код

Тип характерной точки

01

Труба

09

Конец съезда

02

Мост

10

Остановка

03

Съезд

11

Начало сброса

04

Переезд

12

Конец сброса

05

ЛЭП

13

Начало кривой

06

Километровый знак

14

Конец кривой

07

Путепровод

15

Начало участка

08

Начало объезда

16

Конец участка

При выездах на смежную полосу движения или обочину, вызванных каким-либо препятствием на дороге, участок объезда выделяется характерными точками "Начало объезда", "Конец объезда".

При поступлении перфолент с данными измерений в Вычислительный центр, проверяется комплектность материалов, наличие сопроводительных ярлыков, физическое состояние носителей информации, наличие необходимых реквизитов. Поступившие материалы регистрируются в Журнале входных документов и передаются на обработку. Выходные таблицы, получаемые в результате обработки, приводятся в виде таблиц (табл. 9.5, 9.6, 9.7 и 9.8)

Таблица 9.5

Элементы плана трассы

Местоположение, м

Угол пово­

Параметр

Азимут,

Начало

Конец

рота, град.

Тип

Величина

град.

Таблица 9.6

Элементы продольного профиля

Местоположение

Продольный

Параметр кривой

Начало

Конец

уклон, %о

Тип

Величина

Таблица 9.7

Видимость

Местоположение, м

Расстояние видимости, м

Таблица 9.8

Поперечные уклоны

Местоположение, м

Средний поперечный

Начало участка

Конец участка

уклон, %о

Печать выходных таблиц сопровождается указанием полного наименования дороги, местоположения обследованного участка, даты проведения измерений, полосы и направления движения. В таблицах 9.5 – 9.8 в графе "Тип" указывается характер элемента дороги (прямой участок, круговая или переходная кривые). В графе "Величина" печатается значение радиуса круговой кривой в м, или параметр переходной кривой (клотоиды). Видимость рассчитывается для прямого и обратного направлений движения в точках через 20 м. При этом на печать выводятся только те точки дороги, в которых расстояние видимости меньше 700 м.

Оценка поперечных уклонов покрытия производится по полосам движения. В выходной таблице данные представляются по участкам, на которых величина поперечного уклона изменяется не более, чем на величину строительного допуска, т.е.  10 %.