9.2 Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"
В системе "Трасса" полевые обследования производятся с помощью передвижной лаборатории, при обработке данных измерений используется ЭВМ, а информационное обслуживание дорожных хозяйств осуществляется на основе автоматизированного банка дорожных данных.
При обследованиях автомобильных дорог передвижной лабораторией измеряют пройденный путь, углы поворота трассы дороги, продольный и поперечный уклоны проезжей части, фиксируется местоположение характерных точек (трубы, мосты, километровые знаки, ЛЭП и др.). Регистрация измеряемых параметров осуществляется в цифровом коде на перфоленту с шагом дискретизации по длине дороги, кратным 1,0 м, а также дублируется в виде графиков на диаграммных лентах самописцев.
Обработка перфолент производится на ЭВМ. Результаты обработки печатаются в виде таблиц, а затем загружаются в автоматизированный банк дорожных данных.
Конструктивно в лаборатории выделены салон водителя, основной аппаратурный отсек и отсек энергообеспечения (см. рис. 4). Отсеки разделены перегородками.
Рисунок 4
Экспликация оборудования приведена в таблице 9.3.
Таблица 9.3
Перечень оборудования передвижной лаборатории
№№ элементов оборудования | Наименование элементов оборудования |
1 | Стол оператора |
2 | Шкаф для одежды и секция ЗИП |
3 | Основной пульт |
4 | Блок формирования служебной информации |
5 | Блок измерения интенсивности движения |
6 | Универсальный измеритель пройденного пути |
7 | Гироскопический датчик курса ГУ-2 |
8 | Гироскопический датчик крена ЦГВ-4 с юстировочным устройством |
9 | Блок перфорации |
10 | Стойка блоков питания |
11 | Бензоэлектрический агрегат |
12 | Мерное колесо (датчик пути) |
13 | Предупреждающий знак с подсветкой и сигнальными маячками |
14 | Слесарный верстак и механизм поднятия колеса |
15 | Блок каротажных регистраторов |
16 | Отопительная установка |
17 | Кресло оператора |
18 | Откидное кресло |
Передвижная лаборатория имеет яркую окраску и оборудована сигнально-опознавательными знаками. В период подготовки к обследованиям проверяется техническое состояние базового автомобиля передвижной лаборатории, а также работоспособность измерительной и регистрирующей аппаратуры. Лаборатория укомплектовывается необходимым количеством диаграммных и перфораторных лент. Составляется маршрут движения и пункты остановок. Обследуемая дорога предварительно разбивается на участке протяжением не более 10 км Определяется местонахождение и пикетаж начальной точки обследуемой дороги.
Непосредственно на дороге проверяется готовность и осуществляется запуск аппаратуры. Работы выполняются согласно инструкциям по эксплуатации лаборатории и отдельных блоков аппаратуры.
В процессе обследований оператор контролирует работу аппаратуры, следит за ситуацией на дороге, регистрирует характерные точки (границы участка, трубы, мосты, километровые знаки и т.д.) в соответствии с кодификатором (см. табл. 9.4). При проезде характерной точки оператор набирает код характеристики на клавишном наборном поле и нажимает на кнопку "Отметка" на блоке регистратора.
Характерная точка "Начало кривой" фиксируется за 10 - 20 м до начала закругления в плане, а точки "Конец кривой", через 10 - 20 м после проезда закругления.
Таблица 9.4
Кодификатор характерных точек
Цифровой код | Тип характерной точки | Цифровой код | Тип характерной точки |
01 | Труба | 09 | Конец съезда |
02 | Мост | 10 | Остановка |
03 | Съезд | 11 | Начало сброса |
04 | Переезд | 12 | Конец сброса |
05 | ЛЭП | 13 | Начало кривой |
06 | Километровый знак | 14 | Конец кривой |
07 | Путепровод | 15 | Начало участка |
08 | Начало объезда | 16 | Конец участка |
При выездах на смежную полосу движения или обочину, вызванных каким-либо препятствием на дороге, участок объезда выделяется характерными точками "Начало объезда", "Конец объезда".
При поступлении перфолент с данными измерений в Вычислительный центр, проверяется комплектность материалов, наличие сопроводительных ярлыков, физическое состояние носителей информации, наличие необходимых реквизитов. Поступившие материалы регистрируются в Журнале входных документов и передаются на обработку. Выходные таблицы, получаемые в результате обработки, приводятся в виде таблиц (табл. 9.5, 9.6, 9.7 и 9.8)
Таблица 9.5
Элементы плана трассы
Местоположение, м | Угол пово | Параметр | Азимут, | |||||
Начало | Конец | рота, град. | Тип | Величина | град. | |||
|
|
|
|
|
|
Таблица 9.6
Элементы продольного профиля
Местоположение | Продольный | Параметр кривой | ||||
Начало | Конец | уклон, %о | Тип | Величина | ||
|
|
|
|
|
Таблица 9.7
Видимость
Местоположение, м | Расстояние видимости, м |
Таблица 9.8
Поперечные уклоны
Местоположение, м | Средний поперечный | |
Начало участка | Конец участка | уклон, %о |
|
|
|
Печать выходных таблиц сопровождается указанием полного наименования дороги, местоположения обследованного участка, даты проведения измерений, полосы и направления движения. В таблицах 9.5 – 9.8 в графе "Тип" указывается характер элемента дороги (прямой участок, круговая или переходная кривые). В графе "Величина" печатается значение радиуса круговой кривой в м, или параметр переходной кривой (клотоиды). Видимость рассчитывается для прямого и обратного направлений движения в точках через 20 м. При этом на печать выводятся только те точки дороги, в которых расстояние видимости меньше 700 м.
Оценка поперечных уклонов покрытия производится по полосам движения. В выходной таблице данные представляются по участкам, на которых величина поперечного уклона изменяется не более, чем на величину строительного допуска, т.е. 10 %.
- 6.5.3 Пропускная способность автомобильных дорог
- 6.5.4 Моделирование движения транспортных потоков
- 6.6 Организация обследования автомобильных дорог
- 6.6.1 Цели и задачи обследования дорог
- 5.6.2 Виды обследования автомобильных дорог
- 6.6.3 Организация работ по обследованию дорог
- 6.7.2 Определение прочности дорожных одежд
- 6.7.3 Порядок измерения прочности дорожных одежд
- 6.8.2 Оценка пропускной способности дорог
- 6.9.1 Анализ данных о дтп
- 6.9.5 Оценка потерь от дтп
- 6.9.6 Оценка плавности автомобильных дорог
- 7 Диагностика автомобильных дорог
- 7.1 Основные понятия и определения
- 7.2 Классификация видов диагностики автомобильных дорог и дорожных сооружений
- 7.3 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги
- 7.4 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог
- 7.5 Определение показателя инженерного оборудования и обустройства
- 7.6 Определение показателя содержания автомобильной дороги
- 7.7 Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
- 8 Организация службы диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- 9 Приборы, применяемые для определения параметров плана и продольного профиля автомобильных дорог
- 9.1 Прибор кп-208
- 9.1.1 Назначение и устройство
- 9.1.2 Проведение измерений
- 9.1.3. Обработка результатов измерения
- 9.2 Система автоматизированного измерения геометрических элементов автомобильных дорог "Трасса"
- 10 Методы и приборы измерения ровности и сцепных свойств дорожного покрытия
- 10.1 Лаборатория контроля ровности и коэффициента сцепления дорожных покрытия кп-511
- 10.1.1 Назначение и устройство лаборатории кп-511
- 10.1.2 Технические характеристики лаборатории кп-511
- 10.1.3 Проведение измерений
- 10.1.4 Обработка результатов измерения
- 10.2 Толчкомер тхк-2
- 10.3 Передвижная многоопорная рейка пкр-4м для контроля ровности дорожных покрытий
- 10.4 Прибор ппк-2
- 10.4.1 Назначение и устройство прибора.
- 10.4.2 Проведение измерений
- 10.5 Оборудование для оценки прочности дорожных одежд
- 10.6 Подготовка к проведению детальных инструментальных испытаний
- 10.7 Проведение испытаний
- 6. Обработка результатов испытаний и расчет усиления дорожной одежды