6. 2. Задачи службы эксплуатации
Основными направлениями деятельности службы эксплуатации в части обеспечения безопасности движения являются:
- разработка графиков работы водителей на линии, организация контроля за режимом труда и отдыха водителей АТП;
- организация режима работы и обеспечение полноценного отдыха водителей при работе их в дальних рейсах или в отрыве от предприятия:
- инструктаж водителей о дорожных условиях и схеме организации дорожного движения на маршруте перевозок;
- обследование соответствия автомобильных дорог, железнодорожных переездов, автобусных остановок, погрузочных пунктов на маршруте перевозок требованиям безопасности движения;
- составление паспортов и схем маршрутов;
- нормирование скоростных режимов на маршрутах, выдача рекомендаций водителям о рациональных режимах движения;
- организация контроля за работой водителей на линии;
- организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- организация стажировки и повышения квалификации водителей.
Именно служба эксплуатации в основном обеспечивает выполнение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса. Поэтому транспортное предприятие должно иметь полную и достоверную информацию об условиях движения на маршрутах перевозок. Это достигается периодическим обследованием улично-дорожной сети. Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов производится не реже одного раза в год, а на маршрутах пассажирских перевозок - не реже двух раз в год.
Исходными материалами для обследования дорог являются данные о геометрических характеристиках дороги, информация о транспортной нагрузке, результаты анализа ДТП, дислокация технических средств организации дорожного движения, сведения о месторасположении постов ГАИ, станций техобслуживания, остановок маршрутного транспорта. По результатам обследования составляется соответствующий акт обследования. Акты обследования с перечнем выявленных недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, передаются в соответствующие организации. Результаты обследования дорог используются службой эксплуатации при организации перевозочной деятельности.
Служба эксплуатации должна вести учет обнаруженных водителями недостатков в состоянии улично-дорожной сети, железнодорожных переездов, остановочных пунктов маршрутного транспорта, неисправностей технических средств организации движения.
Журнал учета замечаний по состоянию дорожной сети на маршрутах перевозок
№ п/п | Дата | Характер замечания | От кого получена информация | Кому направлена | Отметка об устранении недостатков |
|
|
|
|
|
|
При обследовании дорог, по которым проходят маршруты пассажирских перевозок, необходимо предварительно проанализировать результаты устранения недостатков по актам предыдущих обследований маршрута, произвести опрос водителей, работающих на этих маршрутах, изучить статистику аварийности, выявить места концентрации ДТП и потенциально опасные участки. Классификация таких участков основана на коэффициентах аварийности или безопасности (опасные участки при коэффициенте аварийности более 40 или коэффициенте безопасности менее 0, 6). Потенциально опасными считаются также участки, состояние которых не отвечает требованиям безопасности движения.
Обследование автобусного маршрута производится в процессе проезда по нему автобуса с комиссией. При этом обращается внимание на состояние проезжей части, наличие ограждающих устройств на искусственных сооружениях и высоких насыпях, условия видимости, состояние и оборудование железнодорожных переездов, дислокацию дорожных знаков, регламентацию скоростного режима. На городских и пригородных маршрутах необходимо также проверить состояние и информационное оборудование остановочных пунктов, наличие и оборудование пешеходных переходов, искусственное освещение, состояние пересечений с трамвайными путями. По результатам обследования составляется акт с перечнем выявленных недостатков и выводами о возможности выполнения перевозок на существующих маршрутах или об открытии нового.
Для адаптации водителей к условиям работы на данном предприятии или на маршруте, отработки навыков безопасного управления транспортными средствами предусмотрена система стажировки. Обязательная стажировка проводится для водителей, поступающих на работу после получения удостоверения на право управления автомобилем. Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.
Водители грузовых автомобилей, впервые назначаемые на работу, проходят стажировку сроком до одного месяца. Водитель-наставник должен иметь стаж работы на грузовом автомобиле не менее трех лет при отсутствии ДТП и нарушений Правил дорожного движения. Водитель-наставник должен иметь свидетельство, удостоверяющее его специальную подготовку.
Для водителей автобусов предусмотрены предмаршрутная и маршрутная стажировки. Предмаршрутная стажировка направлена на формирование навыков и умения безопасного, экономичного и комфортного управления автобусом. Программа предмаршрутной стажировки включает теоретические занятия, практические занятия на тренажере и учебной площадке.
Маршрутная стажировка проходит под контролем водителя-наставника на том маршруте, где стажер будет в дальнейшем работать. Стажер самостоятельно управляет автобусом без пассажиров, соблюдая при этом расписание движения.
Водитель-наставник должен иметь стаж работы на автобусах не менее пяти лет, работать последние три года без ДТП и нарушений Правил дорожного движения.
Продолжительность стажировки различных категорий водителей автобусов приведена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Категория водителя | Продолжительность стажировки часов, | ||
предмаршрутной | маршрутной | итого | |
I. Лица, не работавшие водителями и получившие удостоверение на право управления автобусом | 61 | 163 | 224 |
II. Водители, прошедшие переподготовку с категорий транспортных средств В и С на Д | 30 | 72 | 102 |
III. Водители I и II класса, ранее не работавшие на автобусе | 18 | 32 | 50 |
IV. Водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода | 8 | 24 | 32 |
V. Водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более трех месяцев | 8 | 16 | 24 |
VI. Водители, переведенные с одной марки автобуса на другую | - | 32 | 32 |
VII. Водители, переведенные с одной категории маршрута на другую |
| от 4 часов до1 рейса |
- Коноплянко в. И., Гуджоян о. П., Зырянов в. В., Березин а. С.
- Безопасность движения.
- Учебное пособие.
- Кемерово: Кузбассвузиздат - 1998
- 1. Основные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
- 1. 1. Автомобилизация и аварийность
- 1. 2. Система управления безопасностью дорожного движения
- 1. 3. Нормативно-правовая база по безопасности движения
- 2. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 2. 1. Учет дорожно-транспортных происшествий
- 2. 2. Методы анализа дтп
- 3. Дорожный фактор и безопасность движения
- 3. 1. Основные характеристики дорожного движения
- 3.2. Скорость и аварийность
- Тема 4. Водитель и безопасность движения
- 5. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий
- 5. 1. Организация экспертизы. Цель и задачи экспертизы
- 5. 2. Основы автотехнической экспертизы
- 5.3. Производство автотехнической экспертизы
- 5. 4. Расчет движения автомобиля и пешехода
- Значение к при наличии следов юза
- 6. Организация работы по предупреждению аварийности в атп
- 6. 1. Задачи службы безопасности движения
- Закрепление за автомобилем
- Прохождение медосвидетельствования
- Журнал инструктажей по безопасности движения
- 6. 2. Задачи службы эксплуатации
- 6. 3. Задачи производственно-технической службы