5. 1. Организация экспертизы. Цель и задачи экспертизы
Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин ДТП и сопутствующих факторов. Наиболее полно вскрыть причины ДТП и установить факторы, способствующие его возникновению и развитию, можно лишь на основании детального его расследования.
В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.
Служебное расследование проводится работниками организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП, или сотрудниками дорожных служб, осуществляющими надзор над данным участком дороги.
Целями служебного расследования ДТП являются: определение обстоятельств, условий и причин его возникновения; выявление нарушения норм и правил безопасности дорожного движения, повлекших за собой ДТП или способствовавших его возникновению; разработка мероприятий по профилактике аварийности на автомобильном транспорте.
Служебное расследование должно проводиться во взаимодействии с органами дознания, следствия, ГАИ и организациями, ответственными за состояние автомобильной или железной дороги, а в случае гибели или ранения работников АТП (водителя, кондуктора, экспедитора и др.) - с техническим инспектором отраслевого профсоюза.
Если ДТП связано с неудовлетворительным состоянием или обустройством дорог, для участия в служебном расследовании приглашают руководителей соответствующих дорожных и коммунальных организаций.
Большая роль в борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте принадлежит инженерно-техническому персоналу АТП. Директора, инженеры и техники должны уделять повседневное внимание аварийности на автомобильном транспорте.
Для грамотного анализа аварийности руководители и инженерно-технические работники АТП должны иметь специальные знания по методам исследования ДТП, правильному оформлению технической документации, связанной с происшествием, и по установлению его причин.
Многим должностным лицам АТП приходится принимать участие в работе следственных и судебных органов в качестве автотехнических экспертов или представителей одной из заинтересованных сторон (истца и ответчика) по гражданским искам.
Экспертиза часто имеет решающее значение для правильного вывода о причинах ДТП, факторах, способствующих его развитию во времени и пространстве. Выводы эксперта могут быть использованы для улучшения организации движения, дорожных условий в местах повышенной аварийности, переработки неудачных конструкций транспортных средств и их агрегатов.
Судебная экспертиза представляет собой следственное действие, требующее специальных знаний. Заключение эксперта по закону имеет самостоятельное доказательное значение.
ДТП представляет собой сложное явление, и для его детального исследования требуется привлечение лиц, обладающих различными специальными знаниями, чаще всего в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.
Судебно-медицинская экспертиза устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с ДТП;
выявляет состояние здоровья потерпевших; определяет степень алкогольного опьянения участников. Кроме того, судебно-медицинский эксперт исследует предметы, изъятые в качестве вещественного доказательства, определяя их свойства и характерные признаки. Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.
Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить ответ на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или же событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности.
Каждое ДТП делится условно на три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Начальная фаза характеризуется условиями движения, сложившимися перед опасной ситуацией. Под опасной ситуацией (обстановкой) понимают такую дорожную ситуацию (обстановку), при которой участники движения должны немедленно принимать все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Если эти меры не приняты или оказались недостаточно эффективными, то в процессе сближения транспортных средств и пешеходов опасная обстановка перерастает в аварийную. Аварийной ситуацией (обстановкой) называют такую дорожную обстановку, при которой участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и последнее становится неизбежным.
В опасной дорожной обстановке существует вероятность возникновения аварии, но у участников движения имеется возможность предотвратить ее. В аварийной дорожной обстановке движение транспортного средства определяется законами, не зависящими от воли и действия водителя.
Эксперт-автотехник и занимается расчетами момента возникновения опасной обстановки.
- Коноплянко в. И., Гуджоян о. П., Зырянов в. В., Березин а. С.
- Безопасность движения.
- Учебное пособие.
- Кемерово: Кузбассвузиздат - 1998
- 1. Основные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
- 1. 1. Автомобилизация и аварийность
- 1. 2. Система управления безопасностью дорожного движения
- 1. 3. Нормативно-правовая база по безопасности движения
- 2. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 2. 1. Учет дорожно-транспортных происшествий
- 2. 2. Методы анализа дтп
- 3. Дорожный фактор и безопасность движения
- 3. 1. Основные характеристики дорожного движения
- 3.2. Скорость и аварийность
- Тема 4. Водитель и безопасность движения
- 5. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий
- 5. 1. Организация экспертизы. Цель и задачи экспертизы
- 5. 2. Основы автотехнической экспертизы
- 5.3. Производство автотехнической экспертизы
- 5. 4. Расчет движения автомобиля и пешехода
- Значение к при наличии следов юза
- 6. Организация работы по предупреждению аварийности в атп
- 6. 1. Задачи службы безопасности движения
- Закрепление за автомобилем
- Прохождение медосвидетельствования
- Журнал инструктажей по безопасности движения
- 6. 2. Задачи службы эксплуатации
- 6. 3. Задачи производственно-технической службы