logo
4 курс 1 сем / ОБД ЗФО 2401 2012 13 у

1. 2. Система управления безопасностью дорожного движения

Организационную структуру деятельности по управлению безопасностью дорожного движения можно представить на следующих уровнях: общегосударственном, ведомственном и региональном. Комплекс задач, решаемых на общегосударственном уровне, включает в себя разработку законодательных актов по дорожному движению, разработку государственных стандартов и других нормативные материалов по всем аспектам обеспечения безопасности дорожного движения, реализацию инвестиционной политики по развитию дорожной сети и технических средств управления дорожным движением.

Ведущее место в реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на общегосударственном уровне занимает Государственная автомобильная инспекция. Госавтоинспекция была создана в 1935 г. и первоначально входила в структуру Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совнаркоме СССР. В функции ГАИ на этом этапе входило осуществление государственного надзора за эксплуатацией автотранспорта. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была включена в состав Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР. Соответственно были существенно расширены функции ГАИ: борьба с авариями, контроль за использованием транспортных средств, разработка нормативных документов и т. д.

С развитием автомобилизации и усложнением задач по обеспечению безопасности дорожного движения видоизменялись и функции Госавтоинспекции. В настоящее время перечень задач, возложенных на ГАИ, определен положением о Государственной автомобильной инспекции МВД Российской Федерации. В положении указано, что главной задачей Госавтоинспекции является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья граждан. В соответствии с этим ГАИ осуществляет комплекс мероприятий по организации дорожного движения, надзор за техническим состоянием транспортных средств, их учет и регистрацию и т. д.

Увеличение численности автопарка и усложнение условий движения потребовало более активных действий по регулированию дорожного движения. Поэтому в 1969 г. в структуре ГАИ появились подразделения по организации дорожного движения и дорожному надзору. В функции этих подразделений была включена реализация всего комплекса мероприятий по организации дорожного движения:

обследование параметров дорожного движения и улично-дорожной сети, проектирование схем организации дорожного движения, выявление мест концентрации ДТП.

Дальнейшее развитие функций по организации дорожного движения произошло в 1972 г., когда в системе Госавтоинспекции были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения. Эти подразделения обеспечивают внедрение и эксплуатацию технических средств управления дорожным движением.

В 1991 г. в общегосударственной системе создана еще одна организация, в функции которой входит контроль за обеспечением безопасности дорожного движения - Российская транспортная инспекция (РТИ). К числу основных задач транспортной инспекции отнесены контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта, лицензирование транспортной деятельности.

Для координации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в 1976 г. была создана комиссия. Первоначально эта комиссия входила в структуру МВД, но затем была переименована во Всесоюзную комиссию по безопасности дорожного движения с соответствующим расширением функций и полномочий. В настоящее время существует Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения.

Основными задачами на ведомственном уровне являются разработка и реализация организационно-технических мероприятий по созданию условий безаварийной работы на подведомственном автотранспорте.

На региональном уровне решаются конкретные практические задачи: обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, подготовка и переподготовка водителей, улучшение технического состояния автомобилей, внедрение и эксплуатация технических средств управления дорожным движением, разработка и реализация мероприятий по ликвидации причин ДТП.

На региональном уровне также воспроизводится структура управления безопасностью движения подобно общегосударственной:

областная и городские комиссии по безопасности дорожного движения, областная и городская ГАИ, областное отделение Российской транспортной инспекции и ее филиалы, службы безопасности движения в автотранспортных предприятиях.

Лицензирование на автомобильном транспорте является одним из методов реализации политики регулирования транспортной деятельности. Государственное регулирование транспортной деятельности в условиях рыночной экономики осуществляется экономическими и административными методами воздействия на работу транспорта. Правомерность и необходимость государственного регулирования транспортных, экспедиционных, сервисных и других предприятий любых форм собственности определяется следующими обстоятельствами:

- транспорт как один из важнейших элементов производственно-социальной инфраструктуры при любом типе экономических отношений находится под постоянным контролем со стороны соответствующих государственных органов;

- транспортная деятельность должна регулироваться для обеспечения безопасности движения и экологической безопасности. Только государственные органы имеют возможность организовать и контролировать стандарты и нормативы по безопасности движения, токсичным выбросам, шуму транспортных средств;

- транспортная деятельность контролируется для ограничения монополии. Во многих случаях транспорт находится в условиях «естественной» монополии, например, единственное крупное АТП в населенном пункте. Типичная тактика транспортника в этих ситуациях направлена на получение максимальной выгоды путем повышения тарифов, выполнения наиболее выгодных видов перевозок. Функции государственного регулирования заключаются в контроле качества транспортного обслуживания, контроле уровня тарифов, выявлении отказов в транспортном обслуживании;

- функции государственного регулирования предусматривают также защиту транспортных предприятий от недобросовестных конкурентов. В условиях конкурентной борьбы на рынке транспортно-экспедиционных услуг многие предприятия для привлечения дополнительной клиентуры сокращают расходы за счет снижения уровня безопасности движения, экологической безопасности, снижения показателей качества транспортной деятельности.

Одной из форм государственного регулирования является лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с выполнением транспортного процесса, технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Лицензирование транспортной деятельности осуществляется Российской транспортной инспекцией. Посредством лицензирования обеспечивается контроль за выполнением транспортного и антимонопольного законодательства, требований безопасности движения и экологической безопасности.

Лицензирование осуществляется в соответствии с «Положением о лицензировании перевозочной, транспортно-эксплуатационной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 26 февраля 1992 г. № 118.

Лицензирование распространяется на автотранспортные и другие предприятия независимо от форм собственности, предпринимателей, имеющих транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров. Лицензируются транспортно-экспедиционные услуги, услуги по ремонту и техническому обслуживанию, выполняемые на коммерческой основе.

На каждый вид транспортной деятельности установлены свои лицензии:

- на перевозки грузов - «Г»;

- на перевозки пассажиров - «П»;

- на транспортно-экспедиционное обслуживание - «Т»;

- на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств - «С»;

- на перевозки опасных грузов - «ОГ».

Порядок выдачи лицензий предусматривает представление в отделения транспортной инспекции полной информации о предполагаемой транспортной деятельности, наличии соответствующей технической базы для качественного и безопасного осуществления этой деятельности, профессиональной подготовке водителей или лиц, ответственных за руководство эксплуатацией транспорта.

В процессе транспортной деятельности транспортная инспекция осуществляет контроль за соблюдением условий лицензирования. Этот контроль производится различными методами: контроль на линии, контроль на предприятиях, проверка жалоб клиентуры и конкурирующих предприятий. При нарушении условий безопасной эксплуатации и показателей транспортной деятельности, указанной в лицензии, транспортная инспекция может приостановить действие лицензии до устранения выявленных недостатков или аннулировать лицензию.

Службы безопасности движения автотранспортных предприятий и должностные лица, ответственные за безопасную эксплуатацию автотранспорта, являются непосредственными исполнителями комплекса мероприятий по профилактике ДТП. В деятельность этих служб входит анализ причин аварийности, разработка программ по снижению ДТП, повышение профессионального мастерства водителей, организация контроля за работой автомобилей на линии, обследование дорожных условий и т. д.

Таким образом, в Российской Федерации сформирована система управления безопасностью дорожного движения, позволяющая на достаточно высоком уровне разработать и реализовать государственную политику по обеспечению безопасности функционирования транспортного комплекса.