logo
4 курс 1 сем / ОБД ЗФО 2401 2012 13 у

Тема 4. Водитель и безопасность движения

Профессиональная деятельность водителей автотранспортных средств имеет свои характерные особенности, резко отличающиеся от других видов труда. Качество и безопасность труда водителя в этом случае определяется его психофизиологическими характеристиками.

Водитель воспринимает большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников, о состоянии дороги, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Без учета физиологических возможностей водителя в условиях повышенной нагрузки на восприятие, внимание, память, мышление, скорость и координацию движений нельзя оптимально использовать возможности транспортных средств.

Можно отметить следующие свойства организма, снижающие эффективность деятельности водителя: ошибочные реакции, неправильное поведение в экстремальных ситуациях, ограниченная возможность восприятия большого объема информации в процессе управления транспортным средством. Наряду с большим объемом поступающей информации осуществляемый контроль за несколькими объектами движения в условиях неясной подачи сигналов может также являться потенциальной причиной неблагоприятного воздействия на организм человека. Несомненно, можно отнести к неблагополучно воздействующим на организм человека и такие факторы:

действие в условиях навязанного темпа и дефицита времени, высокая ответственность за жизнь пассажиров.

Дефицит времени часто является причиной дорожно-транспортного происшествия. Наиболее характерными ошибками являются:

ошибки в проведении ситуационного анализа;

неверное принятие решения (например, использование экстренного торможения вместо маневра);

ошибочные действия (например, при принятом решении использовать экстренное торможение водитель ошибочно нажимает педаль акселератора, увеличивая скорость движения автомобиля).

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные факторы могут явиться, кроме того, следствием психического состояния водителя в данный момент. Именно поэтому водителю при управлении автомобилем необходимо сохранять длительное время оптимальное психическое состояние. Любое отклонение от оптимального состояния затрудняет процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивает вероятность ошибочных действий водителя.

Психофизиологические характеристики водителя показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решение и своевременно выполнять действия по управлению транспортным средством. К ним можно отнести зрительные и слуховые ощущения, восприятие, реакцию на раздражитель, внимание и оперативные качества.

Ощущения - это отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Различают ощущения слуховые, зрительные, кожные, двигательные, вибрационные и другие.

Зрительные ощущения. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке. Снижение возможности видеть дорожную обстановку влечет за собой увеличение дорожно-транспортных происшествий. Например, в темное время суток наблюдается большое количество ДТП несмотря на низкую интенсивность движения на дороге. Это вызвано, прежде всего, особенностью физиологии человека и должно учитываться водителем при выборе режима движения автомобиля в условиях искусственного освещения.

Зрительным полем называют измеряемую в градусах область, видимую неподвижным глазом. В среднем для белого цвета оно распространяется к наружной стороне на 90°, к внутренней - на 65°, вверх - на 65°, вниз - на 75°. Водители со значительно суженным полем зрения могут допускать в управлении автомобилем ошибки, связанные с невозможностью обнаружения объектов за пределами их поля зрения (например, пешеход или автомобиль на обочине, обгоняемый автомобиль, объекты на перекрестке).

Способность глаза видеть форму предмета и четко различать его очертания называется остротой зрения. Наиболее острое - центральное зрение в конусе с углом около З", хорошая острота зрения - в конусе 5-6°, удовлетворительная - 12-14°. Предметы, расположенные за пределами угла 14°, видны без ясных деталей и цвета. Для рассмотрения предмета, находящегося в периферическом или боковом поле зрения, человек рефлекторно переводит на этот предмет глаза так, чтобы он попал в зону острого зрения. Это требует времени. Например, при проезде перекрестка водитель затрачивает на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения до другой от 0, 5 до 1, 16 с. В зависимости от скорости движения пройденное расстояние в этом случае будет составлять от нескольких до десятков метров.

Большое значение для зрения имеет освещенность объекта наблюдения. Для того чтобы глаза могли распознать предмет, необходим определенный уровень освещенности. Предметы могут распознаваться по силуэту - когда яркость объекта ниже яркости окружающего его фона, по обратному силуэту - когда яркость препятствия больше окружающего его фона, но детали поверхности неразличимы, по высокой яркости предмета либо по деталям его поверхности.

При изменении уровня освещенности глаз к ней приспосабливается. Этот процесс называется адаптацией. Время адаптации, т. е. время, необходимое для перехода глаза на новый режим освещения, является важной физиологической особенностью зрения, непосредственно влияющей на безопасность движения. При переходе от темноты к свету глаз приспосабливается быстрее, чем наоборот. Наибольшие затруднения для водителя возникают при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточной освещенности. Во всех этих случаях процесс зрительного восприятия существенно замедляется. Быстрое изменение уровней освещенности вызывает раздражение сетчатки глаз, и наступает временное ослепление. Время ослепления колеблется в широких пределах и может продолжаться от нескольких секунд до нескольких минут.

При управлении автомобилем исключительно важная роль принадлежит зрительному восприятию скорости и направления движения. Водитель по видимому относительному перемещению поверхности дороги и различных предметов может судить о скорости и направлении собственного движения. После продолжительной езды с большой скоростью водитель привыкает к ней, вследствие чего нередко превышает допустимую скорость.

Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей.

Качество восприятия, т. е. быстрота, полнота и точность исполнения, зависят от знаний и опыта водителя. Для водителя наиболее важно восприятие расстояний между предметами и удаленности их от него. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окружения.

Важную информацию получает водитель при восприятии дорожных знаков. Четкость и быстрота их восприятия во многом зависят от размеров знаков и удаления их от водителя, скорости движения и контрастности изображения.

Умение точно оценивать временные интервалы, особенно при совершении маневров автомобиля на высоких скоростях, имеет в ряде случаев решающее значение для безопасности движения. Оценка скорости движения автомобиля, пешеходов и других объектов лежит в основе динамического глазомера, являющегося основным элементом, характеризующим мастерство водителя. Неправильная оценка временного интервала приводит к нервозности, резким изменениям направления движения и, как следствие, к аварийной обстановке. Так, например, большое количество ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скорости.

Неопытные водители могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных интервалов. Наиболее опасна тенденция к переоценке коротких временных интервалов, когда водителю кажется, что для выполнения маневра времени достаточно. Ошибка, как правило, обнаруживается слишком поздно для ее исправления.

Слуховые ощущения. Как средство получения информации слуховое восприятие является для человека вторым по значению психическим процессом. Оно зависит от трех факторов: слухового анализатора, источника звука и среды, передающей звук к слуховому анализатору. Слуховым ощущением называют реакцию слуховой системы на звук. Обычно считается, что человек воспринимает звуки в диапазоне частот от 20 до 20000 Гц. Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в децибелах. В кабине водителя грузового автомобиля, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает нормы и может достигать значительных величин. Допустимым же пределом шума в кабине автомобиля считают 75 дБ.

Водитель слышит и оценивает работу агрегатов автомобиля, звуковые сигналы, подаваемые другими водителями, зуммеры внутренней сигнализации. По интенсивности и частоте некоторых других шумов водитель судит о скорости движения и се изменении. Постоянно действующий шум оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Под влиянием шума увеличивается скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, нарушается координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Под реакцией водителя понимается ответное действие организма на какой-либо раздражитель. Вся деятельность водителя представляет собой непрерывную цепь различных двигательных реакций. Несвоевременные или неточные реакции нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому для обеспечения безопасности движения водителю нужно иметь четкое представление об их продолжительности. Двигательные реакции человека могут быть простыми и сложными.

Простая реакция - это возможно быстрый ответ заранее известным одиночным действием на внезапно появившийся известный сигнал. Среднее время реакции человека на световой раздражитель составляет 0, 2 с, а на звуковой - 0, 15 с.

При сложных двигательных реакциях ответные действия могут быть различными, они зависят от количественных и качественных характеристик различных сигналов, времени и места их появления. Если при выполнении принятого решения необходимо выбрать конкретное действие из ряда возможных, то такая сложная реакция называется реакцией с выбором. Если по определенному сигналу или изменению обстановки следует изменить действия, то такая реакция называется реакцией с переключением.

Все двигательные реакции проверяются как в произвольном, так и в принудительном темпе. При произвольном темпе скорость реакции зависит от самого человека. При работе в навязанном темпе скорость реакции диктуется условиями работы или эксперимента. В большинстве случаев реакция водителя на неожиданно возникающий тормозной сигнал относится к сложным двигательным реакциям. Время реакции в этом случае может колебаться в широких пределах от 0,4 до 1,5 с в зависимости от профессионального опыта и индивидуальных психофизиологических особенностей водителя.

К психофизиологическим характеристикам, имеющим важное значение для безаварийной работы, относится память. В процессе обучения, при накоплении опыта и знаний в памяти водителя откладываются приемы работы, соответствующие определенным дорожным ситуациям. В практической деятельности водителя вырабатывается навык точного и быстрого выполнения действий, без осмысливания каждого составляющего движения.

Управление автомобилем требует от человека выбора такого безопасного режима движения, который бы постоянно учитывал изменение ситуации на дороге. Эту сложную психическую деятельность выполняет мышление. В процессе мышления происходит ряд умо­заключений, следствием которых является выполнение определенных действий. Наряду со скоростью мышления у водителя должна быть развита широта мышления, т. е. способность водителя, позволяющая одновременно учесть различные стороны дорожной обстановки и в соответствии с нею оценить имеющиеся возможности действия. Широта мышления особенно важна, когда водитель поставлен перед необходимостью выбора между различными действиями.

В работе водителя постоянно возникают источники эмоционального напряжения, такие как: опасная ситуация на дороге, экстренное торможение, движение на оживленном перекрестке. Усложнение обстановки движения и возникшая в связи с этим опасность, как правило, вызывают изменение психического состояния водителя. Опытные водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро, а в ряде случаев даже лучше, чем в обычных условиях. Другие же, как правило, неопытные, водители проявляют растерянность, не выполняют необходимых действий либо вместо них выполняют неправильные действия.

Способность водителя не поддаваться растерянности и страху, быстро и решительно действовать в создавшейся обстановке определяется эмоциональной устойчивостью.

Оперативные качества обеспечивают высокий уровень готовности к действиям при неожиданно возникающих критических ситуациях, а также определяют способность водителя в условиях жестко ограниченного времени быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие изменения в дорожно-транспортной ситуации, принимать правильные решения и своевременно выполнять необходимые действия. При одном и том же уровне мастерства быстрее и точнее будет действовать водитель, обладающий лучшими оперативными качествами, которые прежде всего зависят от его индивидуальных особенностей. Важнейшими из них являются: эмоциональная устойчивость, скорость переключения и распределения внимания, оперативные качества памяти.

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или определенные их свойства при одновременном отвлечении от всего остального. При управлении автомобилем водитель не может сосредоточить свое внимание только на каких-то заранее определенных предметах вследствие постоянно меняющейся дорожной обстановки. Не всегда безопасно концентрировать свое внимание на каком-либо событии или явлении. Водитель должен обладать способностью концентрировать внимание на одном явлении и исключать другие только до тех пор, пока не произойдет что-либо более существенное. К качествам внимания можно отнести: устойчивость, концентрацию, объем, распределение и переключение внимания.

Устойчивость внимания - это способность сосредоточения в процессе работы в течение длительного времени.

Концентрация внимания - это сосредоточение внимания только на одном объекте с одновременным отключением от всего остального. У водителя автомобиля такая концентрация внимания может быть в течение незначительных промежутков времени: при проезде остановок общественного транспорта, при проезде пешеходных переходов, при встречном разъезде.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Одновременно человек может воспринимать от четырех до шести объектов, если условия их восприятия не слишком сложные. Следует заметить, что у опытных водителей объем внимания больше, чем у начинающих.

Распределение внимания - это способность человека контролировать и одновременно выполнять несколько различные действий. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, выполняя необходимые для управления автомобилем действия автоматически.

Наряду с индивидуальными характеристиками надежность водителей будет определяться и такими факторами, как их квалификация и условия труда и отдыха. От того, как хорошо подготовлен водитель при обучении, как он совершенствует свои навыки в процессе трудовой деятельности, зависят результаты его труда. Водители-профессионалы, находясь ежедневно за рулем, практически совершенствуют свои навыки. Несколько хуже обстоит дело у владельцев индивидуальных транспортных средств, управляющих автомобилем эпизодически и не круглый год. Серьезным препятствием для водителей является смена времени года. Привычки, укрепившиеся при управлении автомобилем на сухом покрытии, часто бывают совершенно неприемлемы при движении по первому снегу, в гололед. Зимние привычки становятся не всегда уместными в летний период эксплуатации автомобиля. Поэтому для того чтобы уверенно управлять автомобилем в любых ситуациях, необходимо постоянно поддерживать свою квалификацию, используя рациональные приемы.

Учитывая то обстоятельство, что автомобиль представляет собой источник повышенной опасности и что надежность водителя зависит от его психофизиологического состояния, к режиму труда предъявляются высокие требования. Требования регламентируют оптимальную продолжительность рабочего дня, условия, обеспечивающие высокую работоспособность, и время, необходимое для полноценного отдыха. По мере того как человек выполняет ту или иную работу, в его организме происходят процессы, которые в определенный момент приводят к снижению работоспособности. Такое состояние, возникающее под влиянием выполненной работы и сказывающееся на уровне работоспособности, называют утомлением. Утомление -сложное и многообразное явление. Часто оно не прямо оказывает влияние на результативность трудовой деятельности, а проявляется косвенно. Например, операции, которые выполнялись легко, без всякого напряжения, автоматически, через несколько часов работы требуют дополнительного усилия, особого внимания. Результативность труда в этом случае может и не снизиться, но само это усилие является симптомом утомления.

Другим характерным признаком утомления может служить появление незначительных ошибочных действий. В некоторых профессиях эти ошибки не играют особой роли и могут не нарушать производственный процесс. Однако в профессии водителя нет маленьких ошибок, поскольку каждое неправильное действие может привести к весьма серьезным последствиям.

Утомление является гораздо более частой причиной дорожно-транспортных происшествий, чем это принято считать. Иногда нарушение Правил дорожного движения является не следствием небрежности или недисциплинированности водителя, а результатом развившегося утомления. Под влиянием утомления ухудшаются зрительные функции, двигательная реакция и координация движения, снижается внимание, теряется чувство скорости.

Развитию состояния утомления способствуют такие факторы, как характер дороги, скорость движения, плотность транспортного потока, время суток, погодные и климатические условия, с которыми сталкивается человек в своей практической деятельности. В ряде случаев движение по хорошо известным дорогам, дорогам с низкой интенсивностью движения, на загородных дорогах сопровождается заторможенным состоянием водителя, возникает так называемый информационный голод. На ранней стадии утомления водитель утрачивает чувство скорости, возникает ощущение неуправляемости автомобиля.