logo
4 курс 1 сем / ОБД ЗФО 2401 2012 13 у

5.3. Производство автотехнической экспертизы

Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследовательской деятельности эксперта. Исследования эксперта представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов.

В большинстве случаев весь процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

1. Ознакомление с постановлением, изучение материалов дела. Уяснение задачи предстоящей экспертизы и оценка исходных данных.

2. Построение информационной модели исследуемого ДТП.

3. Проведение расчетов, выполнение графиков, схем.

4. Проверка результатов исследования.

5. Оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП.

6. Формулирование выводов.

7. Составление и оформление заключения эксперта.

Изучая материалы, представленные на экспертизу, эксперт-автотехник мысленно воссоздает последовательность событий в ходе ДТП и действий его участников. Одновременно он намечает план предстоящих исследований.

На основании изучения и критического анализа материалов дела эксперт отбирает факторы, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП (особенности дорожной обстановки, тип и техническое состояние транспортных средств, препятствия для движения). Устанавливаются численные значения параметров и коэффициентов, необходимых для расчетов при теоретическом анализе ДТП. Некоторые из этих параметров определяет следователь, а часть параметров эксперт выбирает самостоятельно, пользуясь техническими справочниками, нормативными актами и другими материалами.

В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения автомобилей, автопоездов и других транспортных средств. Методика изложена ниже.

Письменное заключение судебного эксперта (акт экспертизы) состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Исследование механизма ДТП должно проводиться комплексно, когда каждое звено «следствие - экспертиза - суд - прокуратура» имеет одну цель - объективное восстановление обстоятельств ДТП, выявление истинного виновника в случившемся и вынесение объективного решения в соответствии с действующим в стране законодательством по факту ДТП.

Существующий в настоящее время порядок проведения служебного расследования ДТП, к сожалению, не всегда предусматривает инженерно-технический анализ механизма ДТП во всех его пяти фазах:

- первая - фаза сближения (предварительная);

- вторая - начальная фаза;

- третья - кульминационная;

- четвертая - конечная;

- пятая - послеаварийная, с использованием исходных данных, установленных на месте происшествия.

Среди основных исходных данных необходимо отметить следующие:

- определение величины остановочного пути транспортных средств в условиях ДТП;

- определение скорости движения транспортных средств по объективным признакам (след торможения, величина деформации и т. д.);

- определение перемещений транспортных средств в различных фазах ДТП;

- установление технической возможности предотвращения происшествия участниками ДТП;

- восстановление методом масштабного макетирования положений транспортных средств в момент их первоначального контакта;

- установление характера телесных повреждений участников происшествия;

- реконструкция схемы ДТП в масштабе.

В связи с этим выводы о причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий проведенного служебного расследования не всегда объективны, что снижает качество служебного расследования, и, как следствие, могут отличаться от выводов судебно-следственных органов.

Практика проведения анализа материалов дорожно-транспортных происшествий показывает, что автотехническая экспертиза, проводимая по постановлениям судебно-следственных органов, не всегда назначается даже при наличии в результате ДТП телесных повреждений людей и вообще не назначается по материалам «мелких» ДТП, а также в случаях, когда уголовное дело не возбуждается.

Служебная экспертиза, проведенная работниками АТП по объективно установленным данным и приобщенная к материалам дела по ДТП по ходатайству руководства предприятий, безусловно, окажет неоценимую помощь правоохранительным органам в оценке действий участников происшествия. Но для того, чтобы качество служебной экспертизы невозможно было подвергнуть сомнению, необходимо, чтобы основной источник исходных данных для ее проведения - первичные документы ДТП - были корректно составлены и объективно отражали обстановку случившегося. К сожалению, в настоящее время при составлении первичных документов по ДТП могут быть допущены (в том числе и судебно-следственными органами) ошибки, не позволяющие в дальнейшем качественно провести экспертизу с выводами в категоричной форме.

Источниками исходных данных для проведения служебных экспертиз могут являться: копии схемы к протоколу осмотра места ДТП, протокол осмотра транспортных средств, справки по ДТП (если имеются).

Анализ ДТП необходимо начинать, как правило, с вычерчивания масштабной схемы к протоколу осмотра места ДТП. Наиболее удобны, как показала практика, масштабы 1: 100, 1: 50.

Наличие указанных обстоятельств дает возможность максимально точно представить обстановку дорожно-транспортного происшествия и затем провести анализ действий участников происшествия с позиций требований Правил дорожного движения.

Данные протокола осмотра транспортного средства (цифровые величины), касающиеся тормозной системы, рулевого управления и других узлов, необходимо сравнить с нормативными параметрами, выяснить степень влияния отклонений от нормативов на последствия дорожно-транспортного происшествия и сам факт совершения ДТП.

В случаях наезда на пешехода необходимо после установления расположения траектории движения пешехода, ее протяженности и темпа движения пешехода определить взаимное расположение пешехода и автомобиля в различные моменты времени, оценить его перемещение от места наезда в четвертой и пятой фазах ДТП. Эти данные позволят оценить как действия водителя автомобиля перед наездом, так и действия пешехода при движении по проезжей части. Для снижения трудоемкости проведения служебного расследования можно рекомендовать для использования специальные формы-карты, разработанные МАДИ.