Подготовка к полету
2.2. Командир воздушного судна (далее - КВС) знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.
2.3. Эксплуатант воздушного судна, в случае осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, предоставляемых за плату на основании договоров воздушной перевозки пассажиров, грузов или почты (далее - коммерческие воздушные перевозки) или авиационных работ3, или КВС авиации общего назначения4 (далее - АОН) обеспечивает знание и исполнение членами летного экипажа воздушного судна законов, правил и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.
2.4. Летный экипаж воздушного судна по численности и составу отвечает требованиям, указанным в Руководстве по летной эксплуатации (далее - РЛЭ).
2.4.1. Каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 1475, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
2.4.2. Член летного экипажа воздушного судна, имеющий медицинское свидетельство, которое выдано с условием ношения корректирующих зрение линз, имеет запасной комплект корректирующих линз, который находится в легкодоступном месте во время полета.
2.5. Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также диспетчера обслуживания воздушного движения (далее - ОВД):
- в состоянии алкогольного опьянения;
- под влиянием любых психоактивных веществ.
2.6. В отсутствие служб авиационной безопасности КВС проводит предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа воздушного судна, перевозимых лиц и их имущества, а также груза и почты.
В случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, КВС информирует о нем орган обслуживания воздушного движения, а при отсутствии связи с ним по возможности - орган внутренних дел.
2.7. Перед полетом КВС обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий.
2.7.1. Информация, имеющаяся у КВС, должна включать в себя, как минимум, следующее:
а) для полета по правилам полетов по приборам (далее - ППП), а также полета по
правилам визуальных полетов (далее - ПВП) вне района аэродрома вылета:
- сводки и прогнозы погоды;
- данные запасных аэродромов в случаях, предусмотренных настоящими Правилами;
б) для любого полета:
- данные взлетно – посадочной полосы (далее - ВПП) в намеченных к использованию
местах взлета и посадки;
- потребный запас топлива;
- данные о взлетной и посадочной дистанции, содержащиеся в РЛЭ;
- все известные задержки движения, о которых КВС был уведомлен органом ОВД.
При подготовке к полету КВС или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
2.7.2. КВС разрешается выбирать для взлета и посадки на самолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация, в случае, если она осмотрена с земли или подобрана с воздуха и признана КВС удовлетворяющей требованиям РЛЭ.
Для посадки на площадку, подобранную с воздуха, пилот самолета должен пройти соответствующую подготовку под руководством инструктора.
КВС разрешается выбирать для взлета и посадки на вертолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация, в случае, если она осмотрена с земли или с воздуха и признана удовлетворяющей требованиям РЛЭ.
При осуществлении коммерческих воздушных перевозок пассажиров на вертолетах с посадками на подобранные с воздуха площадки, процедуры выполнения таких посадок устанавливаются в Руководстве по производству полетов (далее - РПП) с оценкой возможных рисков и способов их снижения. Коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах с подбором площадок с воздуха запрещены.
2.8. КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что:
- Воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в
пункте 2.20. настоящих Правил;
- на борту установлены приборы и оборудование, необходимые для ожидаемых условий
полета. КВС убеждается в работоспособности указанных приборов и оборудования в
соответствии с требованиями РЛЭ;
- проведено необходимое техническое обслуживание воздушного судна согласно
положениям пунктов 2.25. - 2.28. настоящих Правил;
- масса воздушного судна и расположение его центра тяжести позволяют безопасно
выполнять полет с учетом ожидаемых условий полета;
- груз на борту правильно распределен и надежно закреплен;
- не будут превышаться эксплуатационные ограничения воздушного судна,
содержащиеся в РЛЭ;
- установлено, что располагаемые и непосредственно необходимые для безопасной
эксплуатации воздушного судна наземные и (или) водные средства, включая связное
оборудование и навигационные средства, позволяют выполнить намеченный полет;
- полет производится на аэродром или с аэродрома при условиях, которые не ниже
эксплуатационных минимумов, установленных для данного аэродрома государством, в
котором он расположен;
- для полета по ППП метеорологическая информация указывает на то, что условия на
аэродроме назначения или, в случаях, когда требуется запасной аэродром назначения –
на одном запасном аэродроме, будут к расчетному времени прилета соответствовать
эксплуатационным минимумам аэродрома или превышать их;
- для полета по ПВП, за исключением полета в районе аэродрома вылета, информация
о фактической погоде или подборка текущих сводок и прогнозов указывают на то, что
метеорологические условия на той части маршрута, по которому воздушное судно
должно следовать в соответствии с ПВП, обеспечат к запланированному времени
возможность соблюдения ПВП.
В качестве указанной информации используются сведения, получаемые из источников, которые КВС посчитает достоверными.
2.9. Перед полетом по ППП в целях выполнения авиационных работ или АОН выбирается и указывается в плане полета не менее одного запасного аэродрома назначения, за исключением тех случаев, когда:
а) для самолетов, имеющаяся текущая метеорологическая информация указывает на то,
что в течение одного часа до и одного часа после расчетного времени прилета будут
сохраняться визуальные метеорологические условия;
б) для вертолетов, имеющаяся текущая метеорологическая информация указывает на то,
что в течение двух часов до и двух часов после расчетного времени прилета будут
сохраняться следующие метеорологические условия:
- нижняя граница облаков не менее, чем на 300 м. превышает минимум,
предусмотренный схемой захода на посадку по приборам;
- видимость составляет не менее 5 км. или на 4 км. превышает минимум,
предусмотренный схемой захода.
2.10. Перед полетом по ПВП в целях выполнения авиационных работ или АОН количество топлива и масла на борту должно позволять:
а) для самолетов – выполнить полет до аэродрома назначения и затем продолжить его на
запланированной крейсерской скорости:
- днем - в течение 30 минут;
- ночью - в течение 45 минут;
б) для вертолетов - выполнить полет до вертодрома назначения и затем продолжить его на
запланированной крейсерской скорости в течение 20 минут.
2.11. Перед полетом по ППП в целях выполнения авиационных работ или АОН количество топлива и масла на борту должно позволять:
- выполнить полет до аэродрома назначения, а затем на запланированной крейсерской
скорости выполнить полет до запасного аэродрома, за исключением случаев,
указанных в пункте 2.9. настоящих Правил, а затем продолжать полет на
запланированной крейсерской скорости в течение 45 минут для самолетов и 30 минут
для вертолетов;
- выполнить полет до запасного аэродрома через любой заранее определенный рубеж
ухода и затем продолжить полет в течение 30 минут при условии, что перед полетом
имеется не меньший запас топлива и масла, чем необходимо для выполнения полета
до аэродрома намеченной посадки и затем продолжения его в течение 1 часа для
самолета и 45 минут для вертолета.
2.12. При расчете количества топлива и масла учитывается следующее:
- прогнозируемые метеорологические условия;
- предполагаемые отклонения от маршрута, а так же задержки, связанные с
воздушным движением;
- необходимость, при выполнении полета по ППП, выполнения одного захода на
посадку по приборам на аэродроме намеченной посадки, включая уход на второй
круг;
- повышенный расход топлива при разгерметизации кабин воздушного судна или при
отказе одного двигателя во время полета по маршруту;
- любые другие известные условия, которые могут задержать посадку или вызвать
повышенный расход топлива и (или) масла.
- (Минтранс россии)
- II. Общие правила подготовки к полетам
- Подготовка к полету
- Запас кислорода
- Полеты в условиях обледенения
- Учет эксплуатационных ограничений воздушных судов
- Бортовые приборы и оборудование
- Руководства и судовые документы
- Учет информации о бортовом аварийно-спасательном оборудовании
- Инженерно-авиационное обеспечение
- Техническое обслуживание воздушного судна
- III. Общие правила выполнения полетов Основные требования
- Установка барометрического высотомера
- Минимальная высота полета
- Правила визуальных полетов
- Правила полетов по приборам
- Руление
- Набор высоты
- Крейсерский полет (полет по маршруту)
- Снижение, заход на посадку и посадка
- Особенности полетов на вертолетах
- Особенности выполнения полетов на гидросамолетах
- Полеты в особых условиях и особые случаи в полете
- Полеты в зоне повышенной электрической активности атмосферы
- Учебные полеты и имитация полета по приборам
- Контрольные полеты (облеты)
- Акробатические полеты
- Использование парашютов
- Буксировка планеров
- Подготовка к полетам
- Учет ограничений летно-технических характеристик
- Дополнительные судовые документы и бортовое оборудование
- Электронные навигационные данные
- Допуск экипажа вс к полету
- V. Правила подготовки и выполнения полетов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок Общие требования
- Эксплуатационные минимумы аэродромов
- Учет заправки топливом и маслом
- Рабочее время, полетное время и время отдыха
- Подготовка к полету
- Запасные аэродромы
- Метеорологические условия
- Запас топлива и масла
- Дополнительные требования при выполнении полетов
- Учет ограничений летно-технических характеристик
- Учет сведений о препятствиях
- Судовые документы
- Перечни минимального исправного оборудования
- Бортовые приборы и оборудование
- 5.77. (Исключен. Приказ № 242 от 21 декабря 2009 года)
- Допуск экипажа воздушного судна к полету
- Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер)
- Авиационная безопасность
- VI. Общие правила выполнения авиационных работ
- VII. Правила выполнения видов авиационных работ Авиационно-химические работы в сельском хозяйстве
- Воздушные съемки
- Лесоавиационные работы
- Строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы
- VIII. Обеспечение полетов Авиатопливообеспечение полетов
- Аварийно-спасательное обеспечение полетов
- Медицинское обеспечение полетов
- Аэродромное обеспечение полетов
- Метеорологическое обеспечение полетов
- Орнитологическое обеспечение полетов
- Обеспечение авиационной безопасности
- Электросветотехническое обеспечение полетов
- IX. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Общие требования
- Предоставление аэронавигационной информации
- Предоставление метеорологической информации
- Поиск и спасание
- Обслуживание воздушного движения
- Термины и определения