9.2 Методы маршрутизации и распределения грузопотоков
Маршрутизация грузопотоков представляет собой обоснование эффективного по различным критериям маршрута следования транспортного средства, осуществляющего перевозку груза. Маршрутизация особо важна для автомобильного транспорта, поскольку в отношении него существует большая свобода выбора. Актуальность маршрутизации снижается в следующей последовательности: воздушный и морской транспорт, речной и железнодорожный транспорт.
Одной из самых распространенных задач маршрутизации является задача коммивояжера (коммивояжёр – бродячий торговец), заключающаяся в отыскании самого выгодного маршрута, проходящего через указанные пункты хотя бы по одному разу с последующим возвратом в исходный пункт. В условиях задачи указываются критерий выгодности маршрута (расстояние, стоимость, время) и соответствующие матрицы расстояний, стоимости, времени и т.д.
Существует множество математических методов нахождения как точного так и приближенного решения данной задачи. Среди точных – метод полного перебора, который эффективен в случае малого количества узлов в транспортной сети, однако в случае их увеличения полный перебор становиться практически не реализуем, так как согласно правилам комбинаторики количество вариантов маршрута есть n!, гдеn – число узлов сети. К примеру, для 100 узлов количество вариантов будет представляться 158-значным числом, это делает данный метод не эффективным с точки зрения быстродействия, даже при условии использования мощных компьютеров.
Другой точный метод, используемый для решения задачи коммивояжера – метод «ветвей и границ». Данный метод является вариацией полного перебора с отсевом подмножеств допустимых решений, заведомо не содержащих оптимальных решений . Данный метод также весьма трудоемок. В связи с этим широкое распространение получили методы приближенного решения задачи, в том числе жадный и деревянный алгоритмы, метод имитации отжига, метод Кларка-Райта. Последний основан на понятии «выгоды» от объединения двух маятниковых маршрутов в один кольцевой и позволяет найти решение близкое к оптимальному (погрешность решения не превосходит в среднем 5-10%). Алгоритм Кларка-Райта позволяет решать задачу рационализации грузопотоков в сфере распределения продукции с учетом эффективной загрузки транспортных средств.
Еще один популярный метод решения задачи маршрутизации в сфере распределения, основанный на формировании кольцевых маршрутов, носит название метод «дворника стеклоочистителя» (алгоритм Свира). Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, т.е. луч, исходящий из точки 0 и направленный на потребителя (рис. 9.2), подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против часовой стрелки, «стирая» при этом с координатного поля изображенных на нем потребителей материального потока.
Рисунок 9.2 –Пример сети распределения продукции
(0 – распределительный склад; 1, 2….12 – потребители)
Как только сумма заказов «стертых» точек достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. Путь объезда в рамках сектора при условии малого числа пунктов формируется методом полного перебора или другими известными методами решения задачи коммивояжера. Данный метод менее эффективен с точки зрения поиска оптимального решения, по сравнению с алгоритмом Кларка-Райта, однако требует меньших трудозатрат.
В транспортной логистике помимо маршрутизации грузопотоков важное значение имеет задача оптимального распределения потока от нескольких источников нескольким потребителем. Данная задача решается методами линейного программирования и носит название «транспортная задача».
В логистическом управлении наиболее часто встречаются задачи, относящиеся к транспортным: прикрепление потребителей ресурсов к производителям; привязка пунктов отправления к пунктам назначения; взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений; оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами изготовителями.
Также широко распространены модификации транспортной задачи:
транспортная задача с приоритетами возникает, если при обеспечении удовлетворения потребителей необходимо обеспечить обслуживание в определенной очередности (динамическая транспортная задача);
многопродуктовые транспортные задачи;
задача с избытком (дефицитом) отправляемой продукции (открытые транспортные задачи);
задачи с обязательными поставками, когда между некоторыми поставщиками и потребителями уже существует договора о прямых поставках определенного количества продукции;
транспортные задачи с запретами, в случае если поставки по некоторым каналам оказываются недопустимыми;
задачи с ограничением пропускной способности коммуникаций.
- «Транспортировка в цепях поставок»
- 2014 Содержание
- 1 Основы функционирования транспорта в логистических системах и цепях поставок
- 1.1 Место транспорта в структуре общественного производства
- 1.2 Особенности функционирования различных видов транспорта
- 2 Основные положения транспортной логистики
- 2.1 Понятие и задачи транспортной логистики
- 2.2 Сущность логистического подхода к организации транспортировки
- 2.3 Концепция общих затрат в транспортной логистике
- 3 Транспортная характеристика и классификация грузов
- 3.1 Свойства и транспортные характеристики грузов
- 3.2 Классификация грузов на различных видах транспорта
- 3.3 Маркировка грузов
- 4 Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 4.1 Виды грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
- 4.2 Виды грузовых перевозок на автомобильном транспорте
- 4.3 Виды грузовых перевозок морского транспорта
- 4.4 Виды грузовых авиаперевозок
- 4.5 Контейнерные и контрейлерные перевозки
- 5 Транспортные тарифы
- 5.1 Особенности формирования транспортных тарифов
- 5.2 Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки
- 5.3 Тарифы на грузовые автомобильные перевозки
- 5.4 Грузовые тарифы водного транспорта
- 5.5 Грузовые тарифы авиатранспорта
- 6 Транспортная документация
- 6.1 Виды транспортных документов и их функции
- 6.2 Условия поставки Инкотермс
- 7 Логистические технологии смешанных перевозок
- 7.1 Формы организации смешанных перевозок
- 7.2 Терминальные перевозки
- 7.3 Формирование логистической цепи при организации смешанных перевозок
- 8 Показатели функционирования транспорта
- 8.1 Общие показатели работы транспорта
- 8.2 Показатели работы транспортных средств
- 9 Методы анализа и рационализации потоков в транспортных системах
- 9.1 Методы анализа густоты грузопотока
- 9.2 Методы маршрутизации и распределения грузопотоков
- 9.3 Имитационные модели потоковых процессов
- Список литературы