8.2 Показатели работы транспортных средств
Для учета и анализа работы подвижного состава на каждом виде транспорта существует определенный комплекс количественных и качественных показателей.
К количественным показателямможно отнести: интегральный (суммарный) пробег подвижного состава, количество грузовых операций, число единиц подвижного состава, переданных от одних подразделений транспорта к другим (передача) и др.
Качественные показатели позволяют оценить качество использования подвижного состава во времени, а также в части его мощности и грузоподъемности.
Показатели работы железнодорожных вагонов
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные цистерны). Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары вагона и другими показателями.
Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимостью – произведением длины вагона на его ширину и высоту.
Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместимости вагона при перевозке того или иного груза можно судить по соответствующим коэффициентам.
Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением массы груза в вагоне(тонн) к его грузоподъемности:
. (8.1)
Коэффициент вместимости рассчитывают как частное от деления объема груза в вагонена вместимость вагона:
. (8.2)
Чем ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности или вместимости вагона.
Сравнительно часто отправитель предъявляет к перевозке грузы, обладающие различной объемной плотностью. Раздельная их перевозка приводит к тому, что при перевозке высокоплотного груза грузоподъемность вагона используется хорошо, а вместимость – недостаточно. Противоположный результат получается при перевозке груза, обладающего небольшой объемной плотностью: вместимость вагона используется хорошо, а грузоподъемность – недостаточно.
В тех случаях, когда это возможно, целесообразна совмещенная (комбинированная) перевозка в одном вагоне высокоплотных и низкоплотных грузов.
На железнодорожном транспорте также используются показатели: коэффициент тары вагона , погрузочный коэффициент тары вагона, коэффициент удельного объема вагона, коэффициент удельной грузоподъемности вагона.Расчетные формулы следующие:
, (8.3)
, (8.4)
, (8.4)
. (8.5)
где Мт – масса тары вагона, т;q– грузоподъемность вагона, т; Мгр– масса груза в вагоне, т; Vваг– вместимость кузова вагона, м3.
Особое значение имеют технические нормы загрузки вагонов.
Техническая норма загрузки– количество груза, которое должно быть загружено в вагон данного типа при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости. Ввиду того, что учесть все разнообразие грузов, способов их подготовки и погрузки нельзя, разрабатываются местные технические нормы. Эти нормы согласовываются с грузоотправителями. Техническую норму загрузки определяют для тарных грузов с учетом их свойств и схемы укладки, а для навалочных и насыпных рассчитывают отдельно для перевозки в крытых вагонах и на открытом подвижном составе.
Показатели работы морских и речных судов
Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.
Водоизмещение(массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно, вытесняемой плавающим судном.
Грузоподъемность– перевозочная способность судна, выраженная в тоннах.
Дедвейт(или полная грузоподъемность) – количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку, то есть сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия.
Дедвейт представляет собой разность между полным водоизмещением и водоизмещением порожнем:
(8.6)
Грузовместимость– это способность судна вместить груз определенного объема. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.
Одним из показателей, характеризующих эксплуатационные качества судна, является удельная грузовместимость судна – отношение грузовместимости судна к массе груза, для перевозки которого оно проектировалось.
Показатели работы автомобильного транспорта
Показатели оценки работы автотранспортных предприятий характеризуют рациональность использования подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.
Коэффициент выпуска на линию показывает степень использования подвижного состава. Он определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы автотранспортного предприятия.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию зависит от режима работы предприятия, технического состояния автомобилей, состояния дорог на маршрутах грузоперевозок и от четкости организации транспортной работы.
Наряду с коэффициентом выпуска на линию важным показателем работы автомобильного транспорта является продолжительность работы автомобиля на линии, которая определяется фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от характера транспортной работы, от режима работы пунктов загрузки и разгрузки и от расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя возможно при организации сменной работы водителей на линии, заменой основного водителя подменным.
Для оценки эффективности работы автомобиля рассчитывают коэффициенты статического и динамического использования грузоподъемности по формулам:
, (8.7)
, (8.8)
где – масса фактически перевезенного груза, тонн,
–грузоподъемность автомобиля, тонн,
–фактически выполненная транспортная работа, ткм,
–возможная транспортная работа, ткм.
Другим важнейшим показателем эффективности использования автомобильного транспорта является пробег автомобиля.
Пробег автомобиля определяется расстоянием, пройденным автомобилем при работе на линии, в километрах и включает в себя:
общий пробег – расстояние, пройденное автомобилем в течение рабочей смены;
пробег с грузом, который является единственным производительным пробегом автомобиля за время нахождения его в наряде;
порожний пробег – расстояние, пройденное автомобилем без груза между перевалочными пунктами (посадки и высадки пассажиров);
нулевой пробег – расстояние, пройденное автомобилем от гаража до первого пункта нагрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также расстояние, пройденное в поездке на заправку топливом.
Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега , который определяется делением пробега автомобиля с грузомна его общий пробеги рассчитывается по формуле:
(8.7)
Величина коэффициента использования пробега автомобиля главным образом зависит от характера грузопотока, расположения пунктов погрузки и разгрузки, степени организации диспетчерской службы на линии. Использование обратных рейсов для производительного пробега (загрузка попутными грузами) значительно повышает коэффициент использования пробега автомобиля.
- «Транспортировка в цепях поставок»
- 2014 Содержание
- 1 Основы функционирования транспорта в логистических системах и цепях поставок
- 1.1 Место транспорта в структуре общественного производства
- 1.2 Особенности функционирования различных видов транспорта
- 2 Основные положения транспортной логистики
- 2.1 Понятие и задачи транспортной логистики
- 2.2 Сущность логистического подхода к организации транспортировки
- 2.3 Концепция общих затрат в транспортной логистике
- 3 Транспортная характеристика и классификация грузов
- 3.1 Свойства и транспортные характеристики грузов
- 3.2 Классификация грузов на различных видах транспорта
- 3.3 Маркировка грузов
- 4 Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 4.1 Виды грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
- 4.2 Виды грузовых перевозок на автомобильном транспорте
- 4.3 Виды грузовых перевозок морского транспорта
- 4.4 Виды грузовых авиаперевозок
- 4.5 Контейнерные и контрейлерные перевозки
- 5 Транспортные тарифы
- 5.1 Особенности формирования транспортных тарифов
- 5.2 Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки
- 5.3 Тарифы на грузовые автомобильные перевозки
- 5.4 Грузовые тарифы водного транспорта
- 5.5 Грузовые тарифы авиатранспорта
- 6 Транспортная документация
- 6.1 Виды транспортных документов и их функции
- 6.2 Условия поставки Инкотермс
- 7 Логистические технологии смешанных перевозок
- 7.1 Формы организации смешанных перевозок
- 7.2 Терминальные перевозки
- 7.3 Формирование логистической цепи при организации смешанных перевозок
- 8 Показатели функционирования транспорта
- 8.1 Общие показатели работы транспорта
- 8.2 Показатели работы транспортных средств
- 9 Методы анализа и рационализации потоков в транспортных системах
- 9.1 Методы анализа густоты грузопотока
- 9.2 Методы маршрутизации и распределения грузопотоков
- 9.3 Имитационные модели потоковых процессов
- Список литературы