3.2 Классификация грузов на различных видах транспорта
Для успешной работы с огромной номенклатурой грузов (более пяти тысяч наименований), предъявляемых к перевозке, необходимо знать их классификацию. До настоящего времени на различных видах транспорта используются свои принципы и способы классификации перевозимых грузов, которые основаны на разделении грузов по ряду обобщающих признаков.
Рассмотрим системы классификации грузов, принятые на различных видах транспорта.
Система классификации грузов железнодорожного транспорта
На железнодорожном транспорте различают транспортную классификацию и классификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгрузочных работ.
Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность (рис. 3.1). Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.
Рисунок 3.1 – Транспортная классификация грузов железнодорожного транспорта
Насыпные грузыдопускаются к перевозке по железным дорогам насыпью. К ним относятся: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо, кукуруза в зерне и в початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушеный, мучка, вика, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. Другие зерновые культуры, а также муку, крупу и семена калиброванной кукурузы перевозят в таре и относят к подгруппе тарно-упаковочных грузов.
К навалочным грузамотносятся твердое топливо, руда, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т. д. Как правило, навалочные грузы принимают к перевозке без счета мест. Различают навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (твердое топливо, руда, кирпич, лес), и грузы, подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения). Перевозка первой группы навалочных грузов допускается на открытом подвижном составе, а грузов (второй группы – в универсальных крытых и специализированных вагонах и контейнерах).
Тароупаковочные и штучные грузывключают множество наименований промышленной продукции и товаров народного потребления. Эти грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест.
В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-упаковочные и штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах. Тарно-упаковочные и штучные грузы второй, третьей и четвертой групп, называемые тяжеловесными, перевозят на открытом подвижном составе, а иногда в контейнерах-кассетах.
К наливнымотносятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах.Из всех перевозимых железнодорожным транспортом наливных грузов 90 % составляет сырая нефть и нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и др.), 10 % – пищевые грузы (спирт, вино, растительные масла и др.) и химические (кислоты, щелочи, сжиженные газы и др.). Наливные грузы делятся нанеопасные (перевозимые на общих основаниях) иопасные(перевозимые на основании «Правил перевозок опасных грузов»).
К живности относятся: крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери, птица, живая рыба и рыбопосадочный материал, раки и пчелы.
Система классификации грузов морского транспорта
На морском транспорте согласно общности способов транспортирования все грузы делятся на три специфические транспортные категории: генеральные, массовые, особорежимные (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 – Транспортная классификация грузов, принятая на морском транспорте
Генеральными грузаминазывают штучные грузы, состоящие из отдельных упакованных или неупакованных грузовых мест. Внутри этой категории грузы разделяются по характеру упаковки (мешковые, киповые, катно-бочковые, ящичные), а также по массе и габаритам (тяжеловесные, легковесные и негабаритные).
При перевозке грузов морем к тяжеловеснымотносят грузы в таре или без упаковки, если масса места превышает 5 т. Супертяжеловесами при морской перевозке считаются грузы массой 25 т и более.
Легковеснымисчитаются грузы, которые при массе 1 т занимают объем более 2 м3(бамбук, шерсть непрессованная, вата и т. п.).
Па морском транспорте понятие негабаритности относительное. К негабаритным относят грузы, которые не проходят по своим размерам в проем грузового люка судна. К длинномерам относят грузы в таре и без упаковки, если их длина превышает 8м.
Массовые грузысоставляют основную массу грузов на транспорте и представляют собой однородные грузы, перевозимые большими партиями. К ним относят наливные и навалочные грузы. Наливные грузы предназначены для перевозки специализированными судами наливом (нефть и нефтепродукты, растительные и животные жиры, сжиженные газы, вино, спирт и т. д.); навалочные перевозят без тары, навалом, они включают две подгруппы: незерновые (соль, сахар, уголь, руда и т. п.) и зерновые.
Категорию особорежимных грузовсоставляют опасные грузы (кислоты, щелочи и т. п.), скоропортящиеся грузы (овощи, фрукты и т. п.), а также животные и сырые животные продукты. При перегрузке и хранении грузов этой категории необходимо выполнение особых требований, регламентируемых специальными правилами.
Система классификации грузов автомобильного транспорта
Груз, перевозимый автомобильным транспортом, классифицируется в зависимости от степени использования грузоподъемности, способа погрузки и разгрузки и условий перевозки.
В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля грузы делятся на пять классов:
к 1-му классу относятся грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности 1,0;
ко 2-му классу – грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности от 0,71 до 0,99;
к 3-му классу грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности от 0,51 до 0,70;
к 4-му классу – грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности от 0,41 до 0,50;
к 5-му классу – грузы, обеспечивающие коэффициент использования грузоподъемности до 0,4.
Деление грузов по такому принципу принимают для расчета тарифов на оплату за перевозку 1 т груза.
2) В зависимости от способа погрузки и разгрузки грузы на автотранспорте подразделяются на три группы: штучные, навалочные и наливные.
Штучные грузыделятся на тарные и бестарные и отличаются между собой объемом, формой и массой.
Навалочные грузы– грузы, перевозимые насыпью, мелкоштучные в таре или без тары, которые можно складывать в штабеля или кучи.
Наливные грузы, как правило, бестарные и их перевозят в цистернах, устанавливаемых на автомобилях вместо грузовой платформы.
3) В зависимости от условий перевозки и хранения в практике автомобильных перевозок различают грузы: крупногабаритные, длинномерные, большой массы, небольшой массы, антисанитарные, продовольственные и опасные.
К крупногабаритнымотносятся грузы, которые нельзя поместить на обычную грузовую платформу (панели, крупное заводское оборудование, фермы и др.), а перевозка их затруднена.
К грузам большой массыотносятся грузы, масса которых превышает 250 кг, а для грузов катных – более 400 кг.
Длинномерные грузы– крупногабаритные грузы, выступающие более чем на 2 м длины кузова. Для их перевозки применяют прицепы-роспуски.
К опаснымотносятся грузы, которые по своим свойствам могут привести к разрушению автомобиля, окружающих сооружений или нанести травмы людям. Опасные грузы можно перевозить с принятием особых мер предосторожности. Водители, занятые на таких перевозках, должны хорошо знать правила обращения и свойства этих грузов.
К скоропортящимсяотносятся грузы, которые хранят и перевозят при определенной температуре. Для их хранения создают специально оборудованные помещения, а перевозят в кузовах-рефрижераторах, оборудованных холодильной установкой.
Для перевозки антисанитарных грузов предназначены автомобили, имеющие специальные кузова.
- «Транспортировка в цепях поставок»
- 2014 Содержание
- 1 Основы функционирования транспорта в логистических системах и цепях поставок
- 1.1 Место транспорта в структуре общественного производства
- 1.2 Особенности функционирования различных видов транспорта
- 2 Основные положения транспортной логистики
- 2.1 Понятие и задачи транспортной логистики
- 2.2 Сущность логистического подхода к организации транспортировки
- 2.3 Концепция общих затрат в транспортной логистике
- 3 Транспортная характеристика и классификация грузов
- 3.1 Свойства и транспортные характеристики грузов
- 3.2 Классификация грузов на различных видах транспорта
- 3.3 Маркировка грузов
- 4 Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 4.1 Виды грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
- 4.2 Виды грузовых перевозок на автомобильном транспорте
- 4.3 Виды грузовых перевозок морского транспорта
- 4.4 Виды грузовых авиаперевозок
- 4.5 Контейнерные и контрейлерные перевозки
- 5 Транспортные тарифы
- 5.1 Особенности формирования транспортных тарифов
- 5.2 Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки
- 5.3 Тарифы на грузовые автомобильные перевозки
- 5.4 Грузовые тарифы водного транспорта
- 5.5 Грузовые тарифы авиатранспорта
- 6 Транспортная документация
- 6.1 Виды транспортных документов и их функции
- 6.2 Условия поставки Инкотермс
- 7 Логистические технологии смешанных перевозок
- 7.1 Формы организации смешанных перевозок
- 7.2 Терминальные перевозки
- 7.3 Формирование логистической цепи при организации смешанных перевозок
- 8 Показатели функционирования транспорта
- 8.1 Общие показатели работы транспорта
- 8.2 Показатели работы транспортных средств
- 9 Методы анализа и рационализации потоков в транспортных системах
- 9.1 Методы анализа густоты грузопотока
- 9.2 Методы маршрутизации и распределения грузопотоков
- 9.3 Имитационные модели потоковых процессов
- Список литературы