Глава 3 Устройства и оборудование на верхней палубе судна.
(назначение, состав, меры безопасности при обслуживании).
Рангоут судна с механическим двигателем— это деревянные или металлические конструкции, воспринимающие нагрузки, действующие на грузоподъемные устройства и обеспечивающие несение огней, дневных сигналов, государственного флага и антенн.
К рангоуту судна с механическим двигателем относятся грузовые мачты и полумачты (колонны для грузовых стрел), грузовые стрелы, сигнальные мачты, кормовой флагшток, гафель и гюйсшток.
Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции сигнальных мачт.
Большие суда, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (передняя, т.е. первая от носа судна) и грот-мачту (задняя, т.е. вторая от носа судна). Малые суда могут нести одну мачту, которая называется грот-мачтой.
В общем случае мачта представляет собой стальную трубчатую цилиндрическую или коническую конструкцию. Верхний конец мачты называется топом, нижний — шпором. Продолжение мачты вверх называется стеньгой. В большинстве случаев деление мачты на собственно мачту и стеньгу лишь условно. Стеньги носят названия по мачтам: фор-стеньга, гротстеньга.
Для установки грузовых стрел на сухогрузных судах большой грузоподъемности, кроме грузовых мачт, применяют также цилиндрические или конические трубчатые одиночные и парные конструкции, которые называются полумачтами или грузовыми колоннами.
По конструкции грузовые мачты бывают одиночные, П-образные, двуногие (Л-образные) и трехногие.
К мачтам и стеньгам, как к неподвижному рангоуту крепится подвижный рангоут, который может разворачиваться вокруг мачт, и стеньг или перемещаться по ним вверх или вниз. К такому рангоуту в первую очередь относятся грузовые стрелы.
Грузовая стрела балка, шарнирно соединенная с мачтой и обеспечивающая соответствующее расположение груза и про ведение грузовых операций.
Рангоут, закрепленный за середину мачты или стеньги, называется реем, а закрепленный за один из концов — гафелем.
Рей— это металлическая или деревянная часть рангоута которая крепится к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно диаметральной плоскости судна. На нём располагаются одношкивные блоки, в которые основываются сигнальные фалы. Концы рея называются правым и левым ноками соответственно бортам судна. Если на мачте рей не один, то нижний рей на фок-мачте называется фока-рей, на грот-мачте — грота-рей. Верхний рей на фок-мачте называется фор-марса-рей, на грот-мачте — грот-марса-рей. На сугубо сигнальных мачтах верхний рей называется антенный рей, нижний — сигнальный рей.
Гафель располагается на грот-мачте ниже грота-рея под углом (если на мачте имеется грота-рей). Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя — ноком. В нок гафеля врезан шкив для прохода фала с государственным флагом, который поднимается на гафеле на ходу судна.
Флагшток— металлический или деревянный шток, установленный на корме судна, который предназначен для подъема государственного флага, когда судно стоит на якоре или у причала.
Такелаж судна — это совокупность снастей служащих для поддержания и крепления рангоута, а также для подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и т.п. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута, а также для восприятия части внешних сил, действующих на рангоут. Снасти стоячего такелажа_крепят неподвижно и непроводят через блоки. К стоячему такелажу относятся: банты, стеньгы, штаги, контр-штаги, фордуны, бак-штаги, штаг-карнаки и т.п.
Ванты— снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты и стеньги с боков. Верхние концы вант крепят за обухи на топе мачты или на концах салинга, нижние — через талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов. В зависимости от наименования мачт судна, которые раскрепляются бантами, последние носят названия фока-ванты, грот-ванты.
Стень-ванты крепят верхними концами к обухам на топах стеньг, нижними концами через талрепы за обухи на салингах. В зависимости от наименования стеньг судна стень-ванты получают названия: фор-стень-ванты, грот-стень-ванты.
Штаги— тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к носу судна и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении. Штаги могут быть: фокаштаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.
Контр-штаги— тросы, идущие в диаметральной плоскости от топа мачты или стеньги к корме судна. Контр-штаги могут быть: фока-контр-штаги, грот-контр-штаги, фор-стень-контр-штаги, грот-стень-контр-штаги.
Бакштаги— снасти стоячего такелажа, поддерживающие верхние части рангоута, труб, шлюпбалки с боков. Сообразно с назначением бакштаги получают дополнительные названия — бакштаги шлюпбалок, бакштаги дымовых труб, грот-стень-бакштаги и т.п.
Фордуны— снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.
Штаг-карнак — горизонтальная снасть, заводимая между мачтами. Если снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-штаг-кар- нак.
К бегучему такелажу относятся: фалы, лопаря талей и горденей, шкентелей грузовых стрел, оттяжки, топинанты и т.п.
Фалы— тонкие растительные тросы, предназначенные для подъема флагов, дневных знаков, антенн.
Шкентели стрел и горденей служат для подъема и спуска грузов.
Оттяжки используются для разворота и удержания грузовой стрелы в рабочем положении.
3.2 Якорное устройство судов представляет собой совокупность изделий, приспособлений и механизмов, предназначенных для отдачи или отрыва якорей от грунта, выборки, крепления и хранения якорей и якорных цепей. Основным назначением якорного устройства является обеспечение надежной стоянки судна на свободной воде за счет удержания его за грунт на месте якорной стоянки в море, на рейдах и у причалов в портах. Кроме того, якорное устройство служит для торможения судна при швартовках и обеспечения отхода судна от причала при прижимных ветрах, при опасности столкновения с другими судами, для безопасного плавания и разворота в узкостях и для снятия судна с мели.
Якорное устройство включает следующие основные части: якоря, якорные цепи, якорные и палубные клюзы, брашпили или шпили, стопоры различных систем, цепные ящики.
Якоря по своей конструкции можно разделить на три основные группы.:
Якоря:
а -Холла: 1-веретено; 2-лапа; З- коробка; 4- гребень; 5 -отверстие для штыря; 6-прилив; 7-якорная скоба;
б -Матросова: 1- веретено; 2 -лапа; 3 -прилив; 4- фланец; в-адмиралтейский: 1 -веретено; 2-рога; 3-тренд; 4-лапа: 5- носок;6- буртик штока; 7- отверстие в штоке для чеки; 8- шток.
Якорь Холла.Лапы этого якоря могут вращаться в обе стороны от веретена на угол 40—45°. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не представляет опасности для других судов на мелководье и исключается возможность запутывания на него якорь — цепи. Но его держащая сила меньше, чем у адмиралтейского, и составляет от трех до четырех весов самого якоря, Однако, несмотря на этот и другие некоторые недостатки, якоря Холла, благодаря быстроте отдачи и простоте уборки (они втягиваются в клюз и не требуют особого крепления), получили на морских судах самое широкое распространение.
Якорные цепи служат для соединения якоря с судном.
Якорная цепь выделывается отдельными кусками, называемыми смычками, длиной по 25 метров каждая. Смычка составляется из отдельных звеньев, имеющих овальную форму, с распоркой (контрфорсом) в средней части, которые повышают прочность звена на 20%.
Отдельные смычки якорь-цепи соединяются между собой соединительными скобами.
Толщиной якорь-цепи (калибром) считается диаметр прутка стали, из которого изготовлено нормальное звено. Калибр измеряется в мм.
Смычки якорь-цепи в зависимости от их расположения разделяются: на якорную, крепящуюся к якорю: на промежуточные и на коренную, крепящуюся к корпусу судна и устройству для быстрой отдачи якорь-цепи. Это устройство оборудуется в верхней части цепного ящика с выводом рукоятки отдачи на верхнюю палубу.
Якорная смычка состоит из вертлюга, служащего для того, чтобы якорь-цепь не перекручивалась якорем, из концевого звена и минимапьного количества общих и увеличенных звеньев. Якорная смычка должна соединяться со скобой якоря с помощью концевой скобы.
Коренная смычка якорь-цепи посредством жвака-галса крепится к прочной детали набора судна. Жвака-галс состоит из отрезка цепи нормального диаметра, один конец которого простой скобой крепится за набор корпуса, а другой соединяется с концевым звеном последней смычки глаголь-гаком.
При работе с якорями всегда надо точно знать какое количество якорь-цепи вытравлено за борт. Для этой цели якорь — цепи маркируют установленным образом. Вес и длина якорной цепи увеличивает держащую силу якоря, поэтому для обеспечения надежной стоянки на якоре обычно вытравливают цепь длиной, равной четырем глубинам — при глубине около 20 м, трем глубинам — при глубине 30—50 м и двум с половиной глубинам — при глубине 50— 100 м. Постановка на якорь производится обычно на глубине 15—30м, реже — до 80— 100м.
Якорные и палубные клюзы. Якорные цепи с верхней палубы убираются в цепные ящики через палубные клюзы, состоящие из клюзовых труб, которые в верхней и нижней частях заканчиваются раструбами. Кроме того, верхняя часть палубного клюза имеет невысокий комингс с закругленными краями. Он служит для крепления на нем специального закрытия, защищающего цепной ящик от попадания в него воды. Через якорные клюзы проходит якорная цепь при отдаче якоря, а при съемке с якоря в них входит веретено якоря.
Якорные механизмы. Подъем и отдача становых якорей на морских судах производится при помощи специальных якорных механизмов, к которым относятся брашпили или шпили. Брашпиль представляет собой якорно-швартовное (двухъякорное) устройство, у которого ось вала расположена горизонтально.
Брашпиль является разновидностью мощной лебедки, имеющей приспособление для выбирания и отдачи якорей. На главном валу брашпиля симметрично насажены две звездочки, имеющие углубления для захвата якорь-цепи. Каждая звездочка или, как ее еще называют, цепной барабан имеет приспособление для соединения и разобщения с валом брашпиля. Эту роль выполняет специальная кулачковая или фрикционная муфта.
для подъема якоря соответствующая звездочка сообщается с валом и при работе брашпиля якорь-цепь выбирается. для удержания якоря после остановки двигателя звездочка зажимается ленточным стопором, имеющим стальную ленту, охватывающую почти всю окружность тормозного диска, находящегося рядом со звездочкой. Стопор зажимается вращением рукоятки винтового привода, стягивающего концы стальной ленты, причем концы ленты закреплены так, что трение ленты о диск ускоряет зажатие стопора.
В походном положении звёздочки брашпиля должны быть разобщены. Якоря удерживаются в клюзах ленточными и дополнительно винтовым, цепным или тросовым стопором. Управление и уход за брашпилем возложены на боцмана, а уметь управлять им должен каждый матрос Iкласса.
Стопоры якорных цепей. Кроме ленточного стопора брашпиля, каждая цепь снабжается палубным стопором, который устанавливается между брашпилем и якорным клюзом. Стопора бывают следующих видов: винтовой, стопор с накидным палом, стопор Легофа. Помимо палубного, на каждую цепь имеется дополнительный цепной стопор.
Палубные и цепные стопоры применяются, в основном, для крепления якорной цепи по-походному. При стоянке на якоре цепь удерживается обычно только ленточным стопором.
Цепной ящик. По числу якорей ящик разделен перегородкой на два отсека. На современных судах цепные ящики делаются по возможности круглого сечения, глубокими и узкими, чтобы цепь, ложащаяся в нем гор- кой, не могла упасть и образовать завал. На старых судах во избежание этого цепь укладывают в цепной ящик вручную матросы, используя при этом специальный железный крюк, называемый обгалдырем.
Для удаления воды из цепного ящика ставится помпа. Если под палубой бака находятся какие-либо помещения, то якорь- цепь проходит через них в массивных цепных трубах.
Теплоход «Хаджибей» оснащен: двумя якорями холла по пол тонны каждый.. якорные цепи – 2шт, 6 смычек по 25 м. на каждой, якорные и палубные клюзы, жвакагалсы, стопоры, цепной ящик разделен на два отсека. Тип брашпиля вертикальный электрический. Имеет ленточный стопор, винтовой стопор и дополнительный стопор.
Меры безопасности при обслуживании:
- перед отдачей и выборкой якорей необходимо убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и в районе клюзов, а на стоянках – также в отсутствии людей на беседках и плавсредствах под клюзами;
- запрещается находиться на линии цепи впереди или позади брашпиля во время его работы;
- запрещается при стоянке в портах оставлять якорные цепи закрепленными только ленточными стопорами.
3.3. Швартовное устройствопредназначено для обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другого судна. Основными деталями его являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмы для выбирания швартовов.
В качестве швартовных тросов могут использоваться как растительные, так и стальные тросы. На нефтеналивных судах применяют только растительные тросы, так как стальные могут быть причиной образования искр, что может привести к пожару.
На одном конце швартовного троса имеется петля – огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.
Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так в одинарные.
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10.
В тех случаях, когда судно имеет фальшборт, в нем для пропуска швартовов с судна на берег делают швартовный. Клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями.
В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульс. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.
В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов в снижают усилие, необходимое для их выбирания.
Для хранения стальных швартовных тросов используют вьюшки, представляющие собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.
К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы.
Швартовное устройство, как правило, не имеет специальных механизмов. для выбирания швартовных тросов используют брашпиль и грузовые лебедки, для чего на них имеются швартовные турачки. И только в корме, где нет никаких механизмов, устанавливают специальный швартовный шпиль.
Состав – швартовные тросы – 8 шт, по 60 м, из синтетических волокон; вьюшки и банкеты; кнехты; киповые планки и швартовные клюзы; бросательные концы; проводники (при необходимости); стопоры на швартовах; кранцы; швартовные механизмы.
Меры безопасности при обслуживании - запрещается:
- работать швартовными механизмами, имеющими какие-либо неисправности;
- находиться на линии направления направления тяги как впереди, так и позади механизма;
- находиться внутри угла, образованного швартовом, подданным через киповую планку или отводной роульс;
- находиться внутри бухты или разнесенных по палубе шлагов троса;
- при обнаружении на тросе колышек их следует осторожно разогнать, не пользуясь при этом силой механизмов, т.к. трос в этом случае неизбежно будет испорчен;
- при необходимости соединить два проволочных троса следует применять скобы, а не завязывать их узлом;
- огоны должны быть на обоих концах швартова, т.к. в случае необходимости это позволит быстро соединить два троса скобой или подать на берег трос любым концом;
- при работе с тросами надлежит пользоваться рукавицами без застежек;
- цепные и растительные стопоры должны иметь клейма о проверке;
- лицо, накладывающее на швартов стопор, должно находиться со стороны, противоположной натяжению троса после отдачи стопора;
- перед подачей на берег бросательного конца должен подаваться оклик «Берегись!»;
- выбирать на судне трос, завезенный на бочку, пока на бочке находиться человек;
- запрещается крепить швартовы на турачках механизмов даже на короткое время;
- по окончании швартовных операций все механизмы должны быть выключены, швартовы, кранцы и бросательные концы убраны на место, а вьюшки и бухты троса закрыты чехлами;
- выходить на швартовку необходимо в одежде по сезону, с застегнутыми пуговицами, в противоударной каске.
3.4. Буксирное устройствообеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные кнехты или специальные тумбы, называемые битенгами.
Буксирное устройство на судне отсутствует. Так как по конструкции судно данной проекции не может
буксировать какие либо суда, а также по правилам пассажирские суда не могут производить буксировку.
3.5. Леерное устройство – предназначено для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта.
Состав – леерные стойки высотой не менее 1,0 м, поручни и лееры – стальные прутки или тросы, пропущенные в два-три ряда через леерные стойки. Там, где это необходимо, леерное устройство делается съемным или заваливающимся.
Меры безопасности при обслуживании – смотреть, что бы не было разрывов, загибов, что бы не пораниться. Наблюдать за целосностью.
Тентовое устройство – предназначено для защиты открытых палуб от осадков, защиты пассажиров от ветра и осадков. Пластиковые. Где необходимо тентовое устройство делается съемным.
Меры безопасности при обслуживании – смотреть чтоб не было разрывов, не сорвало ветром, наблюдать за целосностью во избежение несчастных случаев.
Наружный трап – служит для перехода с судна на берег.
Состоит – длинна до 5 м., ширина 600 мм.
3.6.шлюпочное устройствоотсутствует. В наличии только плоты.
Плот спасательный надувной (ПСН), количество – 12 шт, вместимостью по 20 человек каждый.
Состав – камера плавучести и соединенные с ней надувные дуги, которые поддерживают двухслойный тент; днище плота также надувное.
Назначение – для спасения пассажиров и членов экипажей надводных кораблей и судов в любых широтах мирового океана.
- Глава 6 Главные и вспомогательные энергетические установки судна.
- Глава 11 Аварийные ситуации.
- Глава 12 Организация службы па судне.
- Глава 1 Общие сведения о судне.
- Глава 2 Штурманское вооружение судна.
- 2.1. План ходовой рубки, мостика.
- 2.3. На ходовом мостике распложены такие средства технической связи и наблюдения судна как:
- Глава 3 Устройства и оборудование на верхней палубе судна.
- 3.7. Грузоподъемные устройства.
- Глава 4 Рулевое устройство судна.
- Глава 5 Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
- Глава 6 Главные и вспомогателные энергетические установки судна.
- 6.2. Судовые валопроводы и двигатели – винтовой вал.
- − Гребной вал
- 6.4. Судовые вспомогательные механизмы – дизель-генератор.
- Глава 7 Судовые системы (схемы, состав, назначение).
- 7.2. Трюмные системы судна – осушительная, водоподачи, пожаротушения.
- 7.3. Системой вентиляции обеспечивается нормальная атмосфера в судовых помещениях путем удаления загрязненного воздуха и замены его свежим.
- Глава 8 Основы малярных и такелажных работ на судне.
- Глава 9 Основы борьбы за живучесть судна.
- 9.1. Специфика пожарной опасности на судах.
- 9.2. Причины возникновения и распространения пожара.
- 9.3. Противопожарные мероприятия на судах.
- 9.4 Нбжс – 86 гл.4
- 9.5 Нбжс – 86 гл.5
- 9.6 Нбжс – 86 гл.6
- Глава 10 Предупреждение несчастных случаев.
- 10.1. При стоянке судна в доке запрещается проведение забортных работ со стороны моря .
- 10.3. Меры безопасности при выполнении работ в закрытых помещениях и емкостях:
- Основные сигналы связи
- 10.7. Меры безопасности при выполнении окрасочных работ
- 10.9. Мероприятия по подготовке судна к плаванию в штормовых условиях
- Глава 11 Аварийные ситуации.
- 11.1. Сигналы судовых тревог.
- Глава 12 Организация службы на судне.
- 12.1. Общие положения устава морского флота.