Глава 8 Основы малярных и такелажных работ на судне.
8.1. Коррозия— это процесс разрушения поверхности металла при его взаимодействии с внешней средой. Основная причина износа корпуса судна — это электрохимическая коррозия. Она представляет собой процесс разрушения поверхности металла электрическим током, возникающим при соприкосновении металла с жидкостями, проводящими электрический ток (электролитами). В основе электрохимической коррозии лежит тот же процесс, что и в гальваническом элементе.
В судовых условиях образование гальванической пары наиболее просто проследить при контакте разнородных металлов. Примерами такого контакта являются бронзовые втулки в дейдвудной трубе, кронштейнах гребных валов и рулевых петлях, а также бронзовый или латунный гребной винт. Медь и ее сплавы, обладая более высоким потенциалом, при контакте со сталью создают катод. В результате этого сталь, являющаяся анодом, подвергается значительному коррозионному разрушению, особенно на участках, близко расположенных к контакту. Но и при отсутствии контактов разнородных металлов могут образоваться гальванические пары. Подобно контактам действует прокатная окалина, шлаковые включения и т. п.
Борьба с коррозией проводится различными способами. Но все они являются разновидностью одного из следующих методов:
легирование;
ингибиторная защита;
защитные покрытия;
электрохимическая защита.
Выбор способа защиты зависит от назначения конструкции и условий ее эксплуатации.
Защитаметалла от коррозии будет достаточно надежной только в том случае, если слой краски наносится на совершенно чистую поверхность, не имеющую ржавчины, следов масел, жиров, воды, пыли и грязи. Поэтому перед окраской металлическая поверхность должна быть очень тщательно очищена. Удаление ржавчины с поверхности металла производится ручным или механическим способом.
В повседневной работе по уходу за корпусом судна, надстройками и рубками, всеми устройствами и механизмами чаще всего применяют ручной инструмент, который включает кирки, скрябки (двухсторонние и односторонние), щетки стальные, шпатели (стальные и алюминиевые), жесткие капроновые и травянные щетки, цикпи (для деревянных поверхностей) и т.п.
Окрасочные работы на морских судах выполняются вручную при помощи малярных кистей или механизированным способом — пистолетом-распылитилем для работы которого требуется сжатый воздух. Пистолет-распылитель применяется при окраске больших площадей и по сравнению с ручным способом намного производительнее, однако качество окраски значительно ниже, чем при окраске кистями, и, кроме того, увеличивается расход краски. Механизированный способ применяется при окраске наружного борта, металлических палуб, подводной части судна при стоянке в доке и иногда палубных надстроек и рубок.
Окраска внутренних помещений производится кистями.
По назначению кисти разделяются на маховые, ручники, малярные, трафаретные, флейцы, отводные, маркировочные, разделочные и торцовые кисти.
Инструменты для подготовки поверхностей к окраске:
а — кирка; б — металлические щетки; в — скребки; г — шпатели; д —цикли; е — пневматические молотки; ж — пневматические щетки; 3 — шарошки.
Малярные кисти:
а — маховые; б — кисти — ручники; в — филеночные; г — трафаретные;
д — флейцы; е — торцовые; ж — валиковые.
Краски бывают масляные, эмалевые, этиленовые, эпоксидные и др. Краски приготовленные на эмульсиях и растворяемые водой, называют эмульсионными.
Шпаклевки применяют для выравнивания неровностей на загрунтованных поверхностях, иногда для антикоррозионной и противошумной защиты.
8.2. Под окрасочными работами подразумеваетсяне только непосредственная окраска, но и подготовительные работы, а именно: подготовка поверхности к окраске, которая в первую очередь заключается в следующем:
— в очистке окрашиваемой поверхности от грязи, пыли, ржавчины и следов влаги;
— подбор окрасочных средств в зависимости от материала окрашиваемых поверхностей и условий, в которых они находятся;
— подготовка лакокрасочных материалов к употреблению;
— обеспечение производства работ в пределах определенных температур, а именно: при отсутствии солнцепёка, сильного ветра, дождя, тумана и т.п.;
— выбор способа окраски (ручного или механизированного), в зависимости от этого необходимо подготовить соответствующий инструмент.
Механизированная окраска краскораспылителем производительнее ручной (кистевой) в три-пять раз, однако расход краски намного выше и применять её можно не во всех местах. Ручная окраска малярными кистями и флейцами обеспечивает более прочное и надежное прилипание пленки и более высокое качество покрытия.
В зависимости от требований, предъявляемых к лакокрасочному покрытию, меняется и технология его производства. Различают три вида окраски: обыкновенную, улучшенную и высококачественную. Независимо от вида окраски первым слоем на чистую и совершенно сухую поверхность наносят слой краски, служащей грунтом.
Обыкновенная окраска предусматривает нанесение нескольких слоев краски поверх высохшего грунта без какой-либо промежуточной их обработки. Улучшенная окраска отличается от обыкновенной тем, что загрунтованную поверхность частично или полностью шпаклюют и шлифуют, а затем окрашивают в несколько слоёв. Последний слой краски заглаживают с помощью флейца. Высококачественную окраску производят при декоративном оформлении внутренних помещений — салонов, жилых помещений и т.д. При такой окраске после грунтовки производят вначале местную шпаклевку неровностей, а затем в два-три слоя сплошную шпаклевку всей поверхности. Каждый слой шпаклевки, как и последующие слои красок, наносимые поверх шпаклевки, шлифуют. Последний слой краски шлифуют или флейцуют или разделывают под ценные породы дерева, мрамор и т.п.
8.3.Окрасочные работы выполняются вручную при помощи малярных кистей. Все инструменты должны быть закрепленными. Покраска закрытых помещений производиться вдвоем, один – внутри, другой – снаружи.
8.4. Тросы (канаты) определения – это изделия, скрученные или сплетенные из растительных и синтетических волокон или свитые из стальных проволок. Тросы бывают: растительные, синтетические, стальные и комбинированные. Основными эксплуатационными характеристиками тросов являются их прочность, эластичность, гибкость, масса, устойчивость к воздействию внешних факторов.
8.5. Такелаж судна— это совокупность снастей, служащих для поддержания и крепления рангоута, а также для подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и т.п. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
К стоячему такелажу относятся: ванты, стень-ванты, штаги, контр-штаги, штаг-карнаки и т.п.
К бегучему такелажу относятся: фалы, лопаря талей и горденей, шкентели грузовых стрел, оттяжки, топенанты и т.п.
8.6. Одним из наиболее распространенных видов ткелажных работ является вязка узлов.
Многие морские узлы получили свое название от снастей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию предметов, к которым они вязались, - сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, например: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, носящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернациональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех узлов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.
Прямой — завязывая прямой узел, концы тросов в каждом полуузле необходимо загибать во встречных направлениях; применяется для связывания тросов примерно одинаковой. толщины при сравнительно небольших нагрузках.
Рифовый — завязывается так же, как и прямой, но один из ходовых концов берут петлей; применяется во всех случаях, когда необходимо иметь надежный, но быстро развязываемый узел, например при взятии рифов на парусах, при закреплении штертов чехлов спасательных шлюпок компасов.
Шкотовый —состоит из одного шлага, наложенного на трос с коушем; коренной конец троса пропускают через коуш, а ходовой прижимают шлагом; применяется при связывании двух тросов, из которых один имеет на конце коуш, и при связывании в коуш различных снастей; надежным является только при небольших размерах коуша и натянутом тросе.
Простой штык состоит из двух петель-полуштыков, обнесенных вокруг коренной части троса; служит для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, а также для связывания тросов.
Гачный узел когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой на гаке, используя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. В этом нехитром узле заложена большая мудрость. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно проходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не отравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному.
Используя принцип гачного узла, можно без троса поднять на гаке мешок, если его горловина позволяет обернуть се один раз вокруг спинки гака.
Выбленочный узел этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.
Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.
Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен второй, когда трос приходится обно-сить непосредственно вокруг предмета.
Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.
Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.
Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.
Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.
На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (King of Knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.
Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.
Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.
8.7. Судовыми такелажными работами называют работы с тросами, производимые при изготовлении и ремонте такелажа и различных предметов судового снаряжения.
При выполнении такелажных работ применяются следующие простейшие инструменты и приспособления :
−свайка — деревянный или стальной конусообразный стержень прямой или изогнутой формы; служит для разделения к пробивка прядей в тросах;
−драек — деревянный брусок круглого сечения, утоняющийся от середины к концам; применяется для обтягивания (выдраивания) тросов и разделения прядей;
−мушкель — деревянный молоток, предназначенный для выравнивания а уплотнения прядей после ремонта троса;
−полумушкель — деревянный молоток с продольным кипом на бойке; используется для натяжения клетня при клетневании троса;
−лопатка — деревянная или металлическая с отверстием посередине для продевания клетня; применяется взамен полумушкеля при клетневании троса;
−трепало—узкая доска, заостренная на конце; употребляется при изготовлении матов.
Такелажный инструмент:
а — свайка; 6— драек; в — мушкель; г — полумушкель; д — лопатка; е — трепало
Кроме перечисленных инструментов, для выполнения такелажных работ необходимо иметь топоры, молотки, зубила, тиски, кувалды, кусачки и т. п.
8.8. Парусина отсутствует. Парусные работы не проводятся.
- Глава 6 Главные и вспомогательные энергетические установки судна.
- Глава 11 Аварийные ситуации.
- Глава 12 Организация службы па судне.
- Глава 1 Общие сведения о судне.
- Глава 2 Штурманское вооружение судна.
- 2.1. План ходовой рубки, мостика.
- 2.3. На ходовом мостике распложены такие средства технической связи и наблюдения судна как:
- Глава 3 Устройства и оборудование на верхней палубе судна.
- 3.7. Грузоподъемные устройства.
- Глава 4 Рулевое устройство судна.
- Глава 5 Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
- Глава 6 Главные и вспомогателные энергетические установки судна.
- 6.2. Судовые валопроводы и двигатели – винтовой вал.
- − Гребной вал
- 6.4. Судовые вспомогательные механизмы – дизель-генератор.
- Глава 7 Судовые системы (схемы, состав, назначение).
- 7.2. Трюмные системы судна – осушительная, водоподачи, пожаротушения.
- 7.3. Системой вентиляции обеспечивается нормальная атмосфера в судовых помещениях путем удаления загрязненного воздуха и замены его свежим.
- Глава 8 Основы малярных и такелажных работ на судне.
- Глава 9 Основы борьбы за живучесть судна.
- 9.1. Специфика пожарной опасности на судах.
- 9.2. Причины возникновения и распространения пожара.
- 9.3. Противопожарные мероприятия на судах.
- 9.4 Нбжс – 86 гл.4
- 9.5 Нбжс – 86 гл.5
- 9.6 Нбжс – 86 гл.6
- Глава 10 Предупреждение несчастных случаев.
- 10.1. При стоянке судна в доке запрещается проведение забортных работ со стороны моря .
- 10.3. Меры безопасности при выполнении работ в закрытых помещениях и емкостях:
- Основные сигналы связи
- 10.7. Меры безопасности при выполнении окрасочных работ
- 10.9. Мероприятия по подготовке судна к плаванию в штормовых условиях
- Глава 11 Аварийные ситуации.
- 11.1. Сигналы судовых тревог.
- Глава 12 Организация службы на судне.
- 12.1. Общие положения устава морского флота.