Глава 6 Главные и вспомогателные энергетические установки судна.
6.1. Состав – валогинератор, дизельгинератор.
Назначение – производиться воздействие на винтовой вал для вращения винта, который движет судно.
Основные сведения – 1500 лошадиных сил, 6 цилиндров, рабочее топливо – дизельное.
Размещение их на судне – два дизельгенератора находятся в машинном отделении.
Правила использования – для запуска проверить уровень масла в розширительном баке, проверить уровень воды внутреннего контура, произвести прокачку масла в главном двигателе для создания давления до 4 кг., нажать кнопку пуска стартера и запустить двигателя.
Правила использования с ЦПУ и ходового мостика – производиться тросиковым управлением.
Судовые устройства и судовые системы обеспечивают безопасную эксплуатацию судов и сохранность перевозимых грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетическая установка состоит из главных и вспомогательных механизмов и аппаратов и предназначена для обеспечения движения судна, снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств управления.
Наибольшее распространение получили дизельные энергетические установки. Автоматизированные энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении; управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в том числе из рулевой рубки. Основной тип применяемых движителей - гребные винты.
Судовая энергетическая установка- комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.
В состав энергетической установки входят:
ГЭУ - гребная электрическая установка (приводящая суднов движение) — подразделяется на главный двигатель, движитель,валопровод.
Вспомогательные механизмы - для обеспечения судна электроэнергией, паром (для бытовых нужд или очистки танков), опресненной водой и др..
Машинное отделение — помещение или помещения на судне, предназна-
ченные для размещения машин и механизмов, обеспечивающие его движе –
ние.
Машинное помещение— пространство, заключенное между теоретической основной плоскостью, плоскостью предельной линии погружения, а также крайними главными поперечными водонепроницаемыми переборками, ограничивающими помещения, в которых находятся главные механизмы, а также обслуживающие их вспомогательные механизмы, котлы и постоянные угольные бункеры.
Специфика и объём данного методического пособия не позволяет полностью отобразить многообразие специальной терминологии, применяемой при эксплуатации СЭУ.
Энергетическая установка современного судна - это сложный комплекс механизмов, устройств, средств контроля, управления и автоматизации. Функционально в составе СЭУ выделяют:
- главные двигатели (ГД) и обслуживающие их механизмы -обеспечивают движение судна;
- вспомогательные двигатели и обслуживающие их механизмы -Служат для жизнеобеспечения судна, грузовых операций и прочего;
- системы энергетической установки - это совокупность механизмов, устройств (танки двойного дна, цистерны, насосы, фильтры и др.) и трубопроводов.
Технические средства автоматизации и контроля СЭУ подразделяют на:
- систему управления и автоматического регулирования, используемую для задания режима работы механизмов и поддержания параметров их работы на заданном уровне;
- систему аварийно - предупредительной сигнализации, используемую для оповещения персонала об отклонениях от нормы в работе СЭУ;
- систему защиты, предназначенную для остановки ГД и вспомогательных механизмов во избежание аварий;
- систему мониторинга, предназначенную для непрерывного измерения и отображения значений существенных параметров работы СЭУ;
- систему регистрации, используемую для фиксации и хранения последовательности событий, характеризующих изменения режима работы СЭУ.
Главные двигатели вырабатывают энергию, необходимую для движения судна.
Главный двигатель обслуживают следующие системы:
1) охлаждения цилиндров дизеля; 2) охлаждения забортной водой; 3) топливоподачи; 4) топливоподготовки; 5) циркуляционной смазки; 6) цилиндровой смазки; 7) газовыпуска и турбонаддува; 8) сжатого воздуха.
Вспомогательные двигатели используются для привода генераторов судовой электростанции.
Насосами называются механизмы, использующие механическую энергию для перемещения жидкости. Насос и двигатель, приводящий его в действие, образуют насосный агрегат. Если в качестве двигателя насоса используются электродвигатель, то агрегат называется электронасосным.
Главный котёл на паротурбинных судах служит для обеспечения паром главного турбозубчатого агрегата.
Вспомогательный и утилизационный котлы служат для обеспечения нужд различных судовых потребителей: подогревателей воды, топлива и масла;
обогрева жилых помещений и т.п.
Различие между ними заключается в теплоносителе, идущем на получение пара. В главных и вспомогательном котлах используется топливо. В утилизационных - тепло выхлопных газов двигателя.
Валоповоротное устройство дизеля используется для проворачивания коленчатого вала неработающего двигателя.
Способ “продувать” Судовые паровые котлы предусматривает удаление части воды из котла и снижение её солёности. Верхним продуванием удаляются с зеркала испарителя взвешенные частицы, пена и маслянистые вещества, нижним продуванием -частицы оседающего шлама, появляющиеся в результате водообработки.
При эксплуатации дизелей используются следующие понятия и параметры: номинальная и эксплуатационная мощности, направление вращения вала дизеля, смесеобразование, тип двигателя, температура выпускных газов, температура охлаждающих сред, температурные перепады на входе и выходе, давление и температура продувочного воздуха. Все, выше перечисленные, параметры фиксируются штатными приборами, установленными на двигателях и обслуживающих их агрегатах. Они могут дублироваться выносными приборами.
Номинальная мощность - мощность, которую ГД может развивать практически без ограничения по времени при определённых условиях. Номинальную мощность, принимаемую за 100%, и соответствующую ей номинальную частоту вращения, указывают в паспорте дизеля.
Эксплуатационная мощность - мощность, развиваемая главными дизелями на режиме полного хода судна, составляет обычно 75%-95% от номинальной. Эксплуатационную мощность для каждого судна устанавливает судовладелец в зависимости от условий его плавания (с чистым или обросшим корпусом, с полным грузом или в балласте, в тропиках и т.д.). С учётом перечисленных факторов, эксплуатационная мощность корректируется в сторону уменьшения.
Различают дизели правого вращения, если коленчатый вал вращается по часовой стрелке, и левого вращения, если вал вращается против часовой стрелки. Направление вращения при этом определяется со стороны потребителя мощности.
Различают дизели правого вращения, если коленчатый вал вращается по часовой стрелке, и левого вращения, если вал вращается против часовой стрелки. Направление вращения при этом определяется со стороны потребителя мощности.
Процесс смесеобразования это элемент процесса дизеля, который включает процесс подачи топлива и воздуха с последующим смешением их внутри цилиндра двигателя. Топливо, впрыскиваемое в цилиндр, должно быть хорошо распылено на мельчайшие частицы, по возможности одинакового размера и смешано с воздухом так, чтобы каждая частица была обеспечена воздухом для сгорания.
Остов двигателя состоит из фундаментной рамы, станины, блоков.
Анкерная связь предназначена для стягивания фундаментной рамы, станины и блока цилиндров.
Крышка цилиндра предназначена для закрытия цилиндра и размещения на ней форсунки, пускового, индикаторного, предохранительного, всасывающего и выхлопного клапанов.
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для превращения поступательного перемещения поршня, штока, шатуна во вращательное движение коленчатого вала.
В состав кривошипно-татунных механизмов шток поршня, крейцкопф, подшипник крейцкопфа, шатун.
Крейцкопф применяется для снижения напряжения на цилиндро-поршневую группу мощных дизелей.
Поршневые кольца бывают компрессионные и маслосъёмные. Для уплотнения на поршне применяются компрессионные кольца. Маслосъёмные кольца предназначены для удаления излишка масла с зеркала цилиндра. Кольца имеют разрезы - замки. Кольца располагаются на поршне в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
Равномерность частоты вращения коленчатого вала двигателя обеспечивает маховик.
Для равномерного распределения крутящего момента в многоцилиндровом дизеле необходимо, чтобы рабочие ходы поршня в отдельных цилиндрах следовали в строго определённой последовательности друг за другом.
Для уравновешивания силы инерции вращающихся масс в дизеле применяются противовесы на щётках мотыля и демпферы.
Судовой валопровод предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к движителю.
Элементы системы топливоподготовки: отстойная цистерна, сепаратор, топливоподкачивающий “насос” топливоподогреватель, фильтры.
Назначение топливного насоса высокого давления создать высокое давление, отмерить нужное количество топлива и подать его в заданный момент в цилиндр дизеля.
Форсунка предназначена для подачи топлива в цилиндр двигателя под необходимым давлением и хорошем распыле.
Терморегуляторы устанавливают для поддержания заданных температур в судовых системах в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей.
Пусковая система двигателя состоит из воздушного баллона, разобщительного клапана, маневрового клапана, воздухораспределителя, пускового клапана на цилиндре двигателя.
Назначение главного пускового клапана реверсивного двигателя управление реверсом и подача воздуха к пусковым клапанам цилиндров.
Назначение пусковых клапанов – подача пускового воздуха в цилиндры.
Контрольно-измерительные приборы, которые применяются для контроля за работой дизеля: манометры, мановакуумметры, термометры, психрометры, тахометры (счётчики оборотов).
Машинное помещение оборудовано приточно - вытяжной вентиляцией.
Воздух вентилятором подается в машинное помещение и удаляется через вытяжной воздухораспределитель, вентиляционные каналы в подпольное пространство верхнего строения и далее через жалюзийные решетки наружу, а также забирается двигателем на горение. Энергетическая установка Судно не имеет главного двигателя. В качестве вспомогательной энергетической установки используется дизель-генератор мощностью 20-25 кВт. Дизель-генератор запитывается от топливной системы, в состав которой входят: топливная цистерна, состоящая из двух секций;
· насос топливоперекачивающий (для выдачи остатков топлива на берег); · фильтры;
· быстрозапорный клапан с дистанционным управлением;
· заправочные горловины по одной на каждый борт;
· топливная арматура и трубопроводы.
Все трубопроводы выполнены из стали с оцинковкой. Дизель-генератор имеет собственные системы охлаждения и смазки. Управление энергетической установкой производится с пульта управления в салоне без вахты в машинном помещении.
- Глава 6 Главные и вспомогательные энергетические установки судна.
- Глава 11 Аварийные ситуации.
- Глава 12 Организация службы па судне.
- Глава 1 Общие сведения о судне.
- Глава 2 Штурманское вооружение судна.
- 2.1. План ходовой рубки, мостика.
- 2.3. На ходовом мостике распложены такие средства технической связи и наблюдения судна как:
- Глава 3 Устройства и оборудование на верхней палубе судна.
- 3.7. Грузоподъемные устройства.
- Глава 4 Рулевое устройство судна.
- Глава 5 Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
- Глава 6 Главные и вспомогателные энергетические установки судна.
- 6.2. Судовые валопроводы и двигатели – винтовой вал.
- − Гребной вал
- 6.4. Судовые вспомогательные механизмы – дизель-генератор.
- Глава 7 Судовые системы (схемы, состав, назначение).
- 7.2. Трюмные системы судна – осушительная, водоподачи, пожаротушения.
- 7.3. Системой вентиляции обеспечивается нормальная атмосфера в судовых помещениях путем удаления загрязненного воздуха и замены его свежим.
- Глава 8 Основы малярных и такелажных работ на судне.
- Глава 9 Основы борьбы за живучесть судна.
- 9.1. Специфика пожарной опасности на судах.
- 9.2. Причины возникновения и распространения пожара.
- 9.3. Противопожарные мероприятия на судах.
- 9.4 Нбжс – 86 гл.4
- 9.5 Нбжс – 86 гл.5
- 9.6 Нбжс – 86 гл.6
- Глава 10 Предупреждение несчастных случаев.
- 10.1. При стоянке судна в доке запрещается проведение забортных работ со стороны моря .
- 10.3. Меры безопасности при выполнении работ в закрытых помещениях и емкостях:
- Основные сигналы связи
- 10.7. Меры безопасности при выполнении окрасочных работ
- 10.9. Мероприятия по подготовке судна к плаванию в штормовых условиях
- Глава 11 Аварийные ситуации.
- 11.1. Сигналы судовых тревог.
- Глава 12 Организация службы на судне.
- 12.1. Общие положения устава морского флота.