После преобразования получим
М2 = C/12+ H/2+Lo - 0,21Lo . (9)
Подставив , будем иметь в кмоль
М2 = Lo+1/4(H+O/8). (10)
Определим количество продуктов сгорания через характеристику топлива:
М2 = , где = .
Для стехиометрического состава смеси ( = 1) Мо2 = 0;
М2 (=1)= C/12 + H/2 + 0.79Lo . (11)
Для любого значения >1 количество продуктов сгорания в кмоль составляет:
М2= М2 (=1)+( -1)Lo ; (12)
G2 = C + 9H + 0,23( -1)lo+ 0,79Lo = G1. (13)
Газообразное топливо
Определим количество продуктов сгорания газообразного топлива. Для 1 моля (или 1м3) газообразного топлива имеем количество отдельных составляющих:
Мсо2 =n(CnHmOr);
Мн2о = m/2(CnHmOr);
Мо2= 0,21 ( -1)Lo;
МN2 = 0,79Lo + N2 .
При сгорании 1 моля (1м3) газообразного топлива количество продуктов сгорания составит
М2 = (n +m/2) CnHmOr Lo – 0,21Lo +N2,
учитывая, что CnHmOr + N2 =1 получим
М2(>1) = ( Lo,
М2(=1) 2,
М2(1)=М2(=1)+ ( -1)Lo,
где ( -1)Lo – избыточное количество воздуха, не принимавшее участие в сгорании.
В то время, как весовое количество продуктов сгорания остается равным сумме весов воздуха и топлива до сгорания, количество кмоль М2 не равно кмоль горючей смеси, т. е. М1. В результате сгорания в процессе химической реакции происходит распад одних молекул и образование других новых.
М = М2 –М1.
Для карбюраторных двигателей М = H/4+O/32-1/.
Относительное изменение объема при сгорании характеризуется химическим коэффициентом молекулярного изменения
о =;
()0 1 =;()01 =. (14)
Для газообразного топлива можно написать
М =М1 – М2 = [m/4 + r/2 -1]CnHmOr . (15)
Для газообразных топлив в уравнение 0 необходимо подставить М со своим знаком.
Увеличение объема при сгорании жидкого топлива, характеризуемое величинами М и 0, является положительным фактором, ибо дает соответствующее увеличение механической работы в цилиндре двигателя при расширении продуктов сгорания.
В отличие от жидкого топлива при сгорании газообразного топлива:
– возможно как увеличение, так и уменьшение объема,
– изменение объема зависит от содержания в топливе окиси углерода, водорода и тяжелых углеводородов.
Тяжелые углеводороды вида CnH2n при своем сгорании дают увеличение объема (М>0) в том случае, если n>2, и не дают изменение объема (М=0) при n=2. Что же касается общего изменения объема при сгорании газообразного топлива, содержащего в своем составе тяжелые углеводороды вида CnHm при n>2, то знак М зависит от процентного содержания этих углеводородов в топливе. Так как их содержание обычно незначительно по сравнению с содержанием СО и Н2, то практически при сгорании генераторного газа всегда наблюдается уменьшение объема (М<0).
При условии полного сгорания не влияет на абсолютные количества СО2 и Н2О, содержащиеся в продуктах сгорания. Однако, с увеличением в продуктах сгорания увеличивается количество двухатомных газов (N2 и О2), а следовательно, увеличивается и М2. Вследствие этого в зависимости от изменения меняется объемный состав продуктов сгорания.
Неполное сгорание топлива 1
Получение от карбюраторного двигателя максимальной мощности приводит к необходимости работы на переобогащенной смеси с недостатком воздуха при 1. При этом увеличение мощности происходит за счет ухудшения экономичности и сопровождается неполнотой сгорания топлива.
В этом случае, когда горючая смесь настолько переобогащена топливом, что в продуктах сгорания отсутствует углекислый газ, к продуктам сгорания добавляется некоторое количество свободного углерода, которое не прореагировало с кислородом воздуха. Этот свободный углерод поступает в выхлоп в виде сажи. При этом падает мощность двигателя, ухудшается его экономичность, и работа его становится неустойчивой. То критическое значение , при котором весь углерод сгорает в окись углерода, т. е. при котором теоретически не образуется в выхлопном газе сажа, обозначается кр и равно ~ 0,67…0,72.
В случае же, если горючую смесь необходимо обогащать, то из-за недостатка кислорода часть углерода топлива сгорает в окись углерода, а часть водорода не реагирует с кислородом. Анализ остаточных газов показывает, что отношение молей водорода и окиси углерода примерно постоянно для данного топлива и не зависит от .
Это отношение К= у бензинов при H/C= 0,17…0,19 ,
K= 0,42…0,50 , приH/C= 0,13 ,K=0,3.
Реакция углерода с кислородом при неполном сгорании 2С +О2 = 2СО
1кг/C/ + .
Обозначив через долю углерода /C/ топлива, сгоревшего в СО, получим
Скг /C/ + .
При сгорании углерода частично в СО2 и СО количество продуктов сгорания (кмоль) следующее:
Мсо2 + Мсо =.
Количество свободного водорода (кмоль) в продуктах сгорания
Мн2 =, где 1 – доля свободного водорода.
Суммарное количество водяных паров и водорода в продуктах сгорания
Мн2о + Мн2 = .
Количество водяных паров в продуктах сгорания
Мн2о =, где 1-1 – доля водорода, окисленного в Н2О.
С учётом азота в воздухе общее количество продуктов сгорания
(М2)<=1 =.
При неполном сгорании общее количество кислорода, участвующее в реакции, равно 0,21Lo O/32.
Количество каждого компонента (кмоль), входящего в состав продуктов сгорания определяют по формулам:
Мсо = 0,42;
Мсо2 = ;
Мн2 = 0,42К;
Мн2о = ;
МN2 = 0,79Lo.
Термохимия процесса сгорания дизельного топлива
Элементарный состав 1 кг жидкого нефтяного топлива может быть представлен равенством
1 кг топлива = скг С+ hкгН + sкгS + oкгО,
где С, Н, S, О – химические символы углерода, водорода, серы и кислорода; c, h, s, o – массовые доли соответственно углерода, водорода, серы и кислорода в 1 кг топлива.
В расчетах рабочего цикла принимается следующий условный состав дизельного топлива: с = 0,87; h = 0,126; о = 0,004.
Количество кислорода, необходимое для сгорания 1кг топлива:
с/12 + h/4 + s/32 - o/32 кмоль О2/1кг топл, (16)
где o/32 - количество кмоль кислорода, которое не потребуется для реакции горения, так как содержится в самом топливе.
Если учесть, что в единице объема (или 1 кмоля) сухого воздуха содержится 21% кислорода, то для сжигания 1 кг топлива потребуется следующее количество воздуха:
Lo = 1/0,21 (с/12 + h/4 + s/32 - o/32) = 0.495 кмоль возд/1 кг возд. (17)
То же количество воздуха в килограммах на 1 кг топлива:
L=вLo = 14,331 кг возд / кг топлива, (18)
где в=28,97 – молекулярная масса воздуха, кг/кмоль.
Коэффициентом избытка воздуха для сгорания называется отношение действительного количества воздуха L, вводимого в цилиндр двигателя на 1кг топлива, к теоретически необходимому Lо ,
= , (19)
где Ga- часовое количество воздуха кг/ч, затраченного на горение часового расхода топлива Gm , кг/ч.
При сгорании топлива с конечные продукты реакции состоят из газообразных СО2, SO2 и паров воды, а также из азота и избыточного кислорода воздуха:
М= Мсо2 + Мн2о + Мso2 + MN2 + Мо2 . (20)
В расчетах рабочего цикла общее количество кмоль продуктов сгорания М удобно делить на две части: количество кмоль “чистых” продуктов сгорания (на окисление компонентов топлива при этом затрачено теоретически необходимое количество воздуха Lo)
Мсо2 + Мн2о + Мso2 + MN2 = с/12 + h/2 + s/32 + 0.79Lo, (21)
где 0,79 Lo – количество кмоль азота МN2 , которое остается в продуктах сгорания при =1;
количество Lo(-1) кмоль избыточного воздуха, состоящего из 0,21 Lo(-1) кмоль кислорода Мо2 и 0,079Lo(-1) кмоль азота МN2. Тогда общее количество кмоль продуктов сгорания будет:
М = с/12 + h/2 + s/32 + Lo( - 0,21) . (22)
В дизелях количество впрыскиваемого в цилиндры топлива пропорционально нагрузке, а количество поступающего воздуха в меньшей степени зависит от нагрузки. Следовательно, с уменьшением нагрузки увеличивается, что ведет к резкому падения процентного содержания СО2 и Н2О в продуктах сгорания, тогда как объемное содержание азота мало зависит от .
Известно, что суммарное число молей (объем) продуктов сгорания больше, чем суммарное число молей кислорода, необходимого для сжигания 1 кг топлива. Приращение числа молей при сгорании составляет
М = М – L = M - Lo .(23)
При =1 М = . (24)
Таким образом, при сгорании углеводородного топлива число молей конечных продуктов больше числа молей исходных газообразных продуктов на величину М= (8h+o)/32, т.е. приращение происходит исключительно за счет окисления водорода и наличия в топливе некоторого количества кислорода; масса конечных продуктов сгорания (Gr ,кг) равна массе исходных продуктов (воздух и топливо, кг):
Gr =Gв + Gт .
Теоретическим коэффициентом молекулярного изменения 0 называется отношение количества молей продуктов сгорания М к количеству молей свежего заряда L.
0 = M/L=M/Lo . (25)
Используя уравнение (21) получим М=L +М и
0 = ,
а для топлива среднего (расчетного) состава 0 = 1 + 0.064/.
Текущее значение коэффициента молекулярного изменения можно получить, если через xобозначить долю топлива, сгоревшего к данному моменту процесса от цикловой подачи топлива, тогда число молей продуктов сгорания в рассматриваемый момент будет
Мх = L + Мх.
Тогда текущее значение х определится из выражения:
х = ,
М /L = -1 ,
следовательно,
х = 1 +. (26)
Значения х для процесса сгорания (0 х1) изменяются в следующих пределах: х=0, х=1; и х=1, х=.
Теплоемкость газов в цилиндре дизеля изменяется вместе с изменением температуры и состава смеси. Пользоваться истинными теплоносителями в расчетах неудобно, поэтому применяют среднюю мольную теплоемкость. Средние мольные теплоемкости вычисляются по формулам.
а +вТ; =R+.
Для воздуха 19,26 + 0,00251Т кДж/(кмоль·К);
Для «чистых» продуктов сгорания (=1 )
= 20,473 + 0,0036Т кДж/(кмоль·К) (27)
В результате сгорания топлива при 1 в цилиндре образуется смесь газов, которую можно рассматривать как смесь «чистых» продуктов сгорания (=1) в количестве (Lo + М)х кмоль и избыточного воздуха в количестве (Lo-Loх) кмоль.
Количество остаточных газов в цилиндре Мr невелико и можно принять, что они также состоят из двух частиц: Мr / кмоль «чистых» продуктов сгорания и (Мr - Мr /) – кмоль воздуха в остаточных газах.
Общее количество «чистых» продуктов сгорания в цилиндрах с учетом доли сгоревшего топлива х будет равно
Lo x + Мх + Мr / = Lo,
где М / Lo =0.064 для топлива расчетного состава.
Общее количество воздуха в цилиндре в тот же момент будет равно
Lo – Lo x + Mr - Мr / = Lo [(1+r)-(x+r)].
Теплоемкость смеси газов в цилиндре определяется по правилу смешения:
. (28)
При подстановке в формулу (28) значений х, , r и уравнений по формуле (27) она приводится к виду:.
- Учебно-методический комплекс Санкт-Петербург издательство сзту
- Утверждено редакционно-издательским советом университета
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 2.1.1. Основы теории, показатели и характеристики автомобильных двигателей
- 2.1.1.1. Действительные и теоретические циклы автомобильных двигателей (24 часа)
- Рабочие тела и их свойства
- Процессы газообмена
- Процесс сжатия
- Процесс расширения
- Топливоподача и смесеобразование в поршневых двигателях. Основные понятия теории воспламенения и сгорания (24 часа)
- Показатели рабочего цикла и двигателя (8 часов)
- Индикаторные показатели цикла
- Механические потери двигателя
- Эффективные и оценочные показатели двигателя
- Внешний тепловой баланс и тепловая напряженность двигателя (4 часа)
- Системы питания и наддува (4 часа)
- Топливная аппаратура двигателей с воспламенением от искры и дизелей
- Улучшение основных эксплуатационных свойств двигателей путем наддува
- 2.1.1.6. Режимы работы и характеристики автомобильных двигателей (8 часов)
- Особенности рабочих процессов автомобильных двигателей на неустановившихся режимах
- Характеристики автомобильных двигателей
- 2.1.1.7. Улучшение экологических показателей (8 часов)
- Токсичность автомобильных двигателей
- Параметры шума и вибрации
- 2.1.1.8. Перспективы развития автомобильных двигателей (16 часов)
- Динамический расчет автомобильных двигателей
- Кинематика кшм. Определение сил и моментов, действующих в двигателе (12 часов)
- Уравновешивание и равномерность хода двигателя (11 часов)
- Заключение (1 час)
- 2.2. Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения
- Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения
- Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 2.3.Структурно-логическая схема дисциплины
- Транспортная энергетика
- 2.4. Временной график изучения дисциплины при использовании дот
- Временной график изучения дисциплины
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.2. Лабораторный практикум
- Лабораторные работы (очная форма обучения)
- Лабораторные работы (очно-заочная форма обучения)
- Лабораторные работы (заочная форма обучения)
- Рейтинговая система
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- . Библиографический список
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине введение
- 3.2.1. Действительные и теоретические циклы автомобильных двигателей. Процессы их составляющие
- 3.2.1.2. Рабочие тела и их свойства Изучаемые вопросы:
- После преобразования получим
- 3.2.1.3. Процессы газообмена Изучаемые вопросы:
- Процесс сжатия Изучаемые вопросы:
- Процесс расширения Изучаемые вопросы:
- 3.2.2. Топливоподача и смесеобразование в двигателях. Теория воспламенения и сгорания
- 3.2.3. Показатели рабочего цикла и двигателя. Системы питания и наддува
- Тепловой баланс двигателя
- 3.2.4. Режимы работы и характеристики автомобильных двигателей. Улучшение экологических характеристик.
- 3.2.5. Перспективы развития автомобильных двигателей
- 3.2.6. Кинематика и динамика автомобильных двигателей
- Развертка индикаторной диаграммы
- Определение сил и моментов, действующих в кшм
- Уравновешивание двигателей
- Заключение
- 3.3. Глоссарий (краткий словарь терминов)
- Методические указания к выполнению лабораторных работ
- 3.4.1. Техника безопасности при проведении испытаний двигателя в лаборатории
- 3.4.2. Работа 1 виды испытаний автомобильных двигателей. Определение основных показателей при испытании двигателей
- 3.4.3. Работа 2 определение основных показателей работы двигателей внутреннего сгорания
- 3.4.4.Работа 3 снятие внешней скоростной характеристики карбюраторного двигателя
- 3.4.5. Работа 4 снятие внешней скоростной характеристики дизельного двигателя
- Протокол испытаний
- Показатели рабочего цикла
- Коэффициенты фурье
- Расчетные параметры
- Протокол испытаний
- Протокол испытаний
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Задание на контрольную работу
- 4.2. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4.3. Тренировочные тесты текущего контроля Тест № 1
- Тест № 2
- 6. Для чего используется расчетный метод определения составляющих
- 8. Какие двигатели по госТу проверяются на дымность?
- 4.4. Итоговый контроль. Вопросы к экзамену
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5