2.3 Понятие о психофизиологии труда водителей
Психофизиология труда изучает протекание психических и физиологических процессов при трудовой деятельности человека и требования, предъявляемые к этим процессам в различных видах труда.
Психофизиология труда водителей изучает психофизиологические особенности их профессиональной деятельности, требования, предъявляемые к физическому состоянию и психическим процессам водителей в различных видах деятельности, разрабатывает мероприятия, направленные на повышение их надежности, сохранение здоровья и повышение производительности труда.
Надежность водителя зависит от особенностей и профессиональной тренированности их психических процессов. Поэтому особенности этих процессов необходимо учитывать при обучении и совершенствовании мастерства водителей, без чего невозможно соблюдение такого важного принципа обучения, как индивидуальный подход. Без учета этих особенностей трудно, а порой невозможно установить истинные причины допускаемых водителями ошибок, которые приводят к ДТП, и, следовательно, разработать действенные мероприятия по их предупреждению.
Для правильного понимания допускаемых ошибок, которые являются наиболее частой причиной ДТП, необходимо учитывать психофизиологические особенности труда водителей. К ним можно отнести следующие.
1. Значительное нервно-психическое напряжение, обусловленное тем, что автомобиль является транспортным средством повышенной опасности. Поэтому при управлении автомобилем нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, неуверенность, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций. Отрицательные эмоции особенно быстро ведут к утомлению и вызывают напряженность, которая выражается в ухудшении процессов восприятия, мышления и памяти, в понижении внимания, нарушении координации движений, увеличении времени реакций и т.д.
2. Непрерывность и дискретность. В деятельности водителя эта особенность выражается в том, что, с одной стороны, он заинтересован как можно быстрее, без перерывов и с соблюдением правил дорожного движения доставить груз и пассажиров из одного пункта в другой. С другой стороны, непрерывность движения постоянно замедляется или прерывается возникающими помехами (состоянием дороги, сигналами светофоров, плохой видимостью, другими автомобилями, пешеходами и т.д.). Водитель автобуса за рабочую смену (7…8 ч) делает 400…500 остановок, до 2000 раз включает сцепление и переключение передачи. На 1 км пути водитель автомобиля-такси делает в среднем 19,9 операций, а водитель автобуса - 40,5. Общее количество трудовых операций в течение рабочей смены у водителя автомобиля-такси составляет 5300, у водителя автобуса 5600. Частые остановки, изменение скорости и другие подобные действия водителей в условиях интенсивного дорожного движения являются одной из причин утомления.
3. Работа в условиях навязанного темпа и дефицит времени. Эти особенности в деятельности водителя возникают при вождении автомобиля на больших скоростях, в плотном транспортном потоке и при возникновении критических дорожных ситуаций. Водитель особенно ограничен во времени при неожиданном возникновении аварийных ситуаций при управлении автомобилем в больших городах и на оживленных магистралях. Нередко в этих случаях только очень быстрые и точные действия могут предотвратить ДТП. Надежность водителя при этом обеспечивается не только высокой профессиональной подготовкой, но и скоростными параметрами его психической деятельности. При неожиданном возникновении критических дорожных ситуаций от водителя требуется умение мгновенно принять иногда единственное правильное решение и выполнить соответствующие управляющие действия. Особенно трудному испытанию подвергается водитель, когда такие ситуации возникают одна за другой. Например, сделав резкий поворот и предупредив наезд на пешехода, водитель вдруг оказывается перед движущимся ему навстречу автомобилем. В подобных ситуациях возникают характерные ошибки, сущность которых заключается в том, что водитель иногда непроизвольно по инерции продолжает действие, которое должно быть заторможено в изменившихся условиях. В результате он запаздывает с выполнением необходимых действий в новой аварийной ситуации. По этим же причинам водители нередко запаздывают при необходимости быстро изменить начатое действие на противоположное.
4. Прогнозирование, т.е. предвидение вероятного развития дорожной обстановки. Опытный водитель, быстро сопоставляя текущую информацию о дорожной обстановке с запечатленными в его сознании аналогичными ситуациями, может понять намерения водителей других автомобилей или пешеходов, что позволяет ему предупредить возникновение аварийной ситуации. Водитель должен уметь определять скорость, направление движущихся транспортных средств и пешеходов, ясно представлять положение, в котором они окажутся в ближайшее время по отношению к управляемому им автомобилю и друг к другу. Особенно большие трудности при прогнозировании развития дорожной ситуации возникают, когда водитель должен одновременно предвидеть поведение на дороге двух, а иногда и более объектов.
5. Устойчивость и интенсивность внимания. Эта особенность проявляется в постоянной и высокой готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Как бы водитель ни старался быть предельно внимательным, интенсивность его внимания периодически снижается, особенно если он утомлен, болен или находится в состоянии алкогольного опьянения. И если внезапно возникшая критическая ситуация совпадает с таким снижением, то водитель может допустить ошибку.
6. Монотонность (однообразность). Ее причиной является недостаток информации, возникающий при отсутствии или небольшом количестве участников движения, однообразном ландшафте окружающей местности, при движении в транспортном потоке с постоянной скоростью на прямых участках дороги большой протяженности. Монотонность приводит к снижению двигательной активности, сонливости, резкому снижению готовности, и, как следствие, грубым ошибкам при внезапном усложнении дорожной обстановки.
7. Неравномерность и неопределенность поступающей информации. Неравномерность выражается в том, что при езде за городом или на второстепенной дороге значимых раздражителей в течение минуты и более может вообще не быть, а при въезде в населенный пункт или на главную дорогу количество таких раздражителей может достигать 10 и более в секунду. Неопределенность информации приводит к отсутствию у водителя уверенности, что в следующий момент обстановка на дороге будет изменяться так, как он предполагает, поэтому возникновение критических дорожных ситуаций может быть для него неожиданным.
8. Активный поиск недостающей информации при управлении автомобилем в условиях плохой видимости (ночью, в тумане, в дождь, снегопад). В этих условиях водитель не может правильно оценить дорожную обстановку и положение своего автомобиля по отношению к другим участникам движения и поэтому активно ищет недостающую для такой оценки информацию. При этом появляется чувство неуверенности, тягостного ожидания внезапного усложнения дорожной обстановки, что приводит к быстрому утомлению.
9. Нервное напряжение. Этому способствует высокая ответственность за жизнь пассажиров, сохранность груза и автомобиля.
К особенностям деятельности водителя следует отнести также и воздействующие на него внешние неблагоприятные условия: жара и холод, высокая влажность воздуха, неудовлетворительное состояние дороги (гололед, снег, грязь и т.д.), попадание в кабину отработавших газов или паров бензина, шум и вибрация, частое воздействие угловых и прямолинейных ускорений, неудобная рабочая поза и др.
Любые конструктивные изменения автомобиля, совершенствование дорог и организации дорожного движения должны учитывать психофизиологические возможности водителя, разрешающую способность его нервной системы и органов чувств. С другой стороны, вся система профессионального отбора, подготовка водителей, их профессиональная тренировка, организация труда и отдыха должны строиться с учетом требований, которые предъявляет к водителю автомобиль, его технико-эксплуатационные показатели, дорожные условия и вся система организации движения.
- Введение
- 1. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения и надежности работы водителя
- 1.1 Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности движения
- 1.2 Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- 1.3 Дорожные условия как фактор, определяющий надежность работы водителя
- 1.4 Методы изучения процесса восприятия водителем дорожных условий
- 2. Психофизиология труда водителя, его надежность и рабочее место
- 2.1 Водитель как оператор системы "Водитель-автомобиль-дорога-среда" (ВАДС)
- 2.2 Понятие о надежности водителя
- 2.3 Понятие о психофизиологии труда водителей
- 8.1. Состояние безопасности движения на магистралях Украины
- 3.3 Общие вопросы безопасности водителя
- 8.6. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения
- § 4. Анализ нарушений правил дорожного движения водителями
- Раздел 7. Водитель и безопасность движения.
- Работоспособность водителей и их надежность. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
- 24.1. Влияние дорожных условий на безопасность движения
- Тема 4. Водитель и безопасность движения
- Глава 11. Водитель и безопасность движения