1.2 Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
Официальная статистика считает причинами большинства ДТП ошибки водителей или несоблюдение ими правил движения. Инженерный анализ причин аварийности на дорогах показывает решающую роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения, и чем выше интенсивность и скорость движения, тем эта роль значительнее.
Если в 1931 г. на долю дорожных условий, на автогужевых дорогах было отнесено около 34 % происшествий, то в 60-х годах при анализе 13 тысяч ДТП на современной сети дорог европейской части СНГ О.А. Дивочкин установил, что в качестве одной из причин дорожные условия могут быть названы в 70% случаев аварий.
В процессе обследования дорог Эстонии, Литвы и России Лобановым Е.М. были собраны и проанализированы данные более чем по 1500 ДТП с осмотром мест аварий. Этот анализ показал, что в целом после исключения происшествий, совершенных в нетрезвом состоянии (32 %), на долю дорожных условий, выступающих в роли главной или сопутствующей причины, приходится от 60 до 75 % (таблица 1).
Таблица 1
Распределение по видам причин ДТП на дорогах Эстонии, Литвы и России
Главная причина происшествия |
Официальное заключение органов дознания, % |
Результаты анализа дорожных условий, % |
|
Ошибки водителей (нарушение правил дорожного движения, несоблюдение указаний дорожных знаков) |
83,3 |
34,8 |
|
Неблагоприятные дорожные условия (недостаточная видимость дороги, неудовлетворительная ровность, повышенная скользкость покрытия, ошибки в трассировании дорог) |
4,7 |
32,3 |
|
Условия погоды |
- |
7,3* |
|
Пешеходы |
- |
14,4 |
|
Неисправность автомобиля |
3,1 |
3,1 |
|
Прочие |
8,9 |
8,1 |
|
* На дорогах Эстонии в связи с частым появлением туманов на долю происшествий, зависящих от погодных условий, приходится до 12 %. |
Исследования показывают, что при анализе данных учета происшествий, только одну треть от всего количества происшествий на дорогах можно отнести за счет водителей, но даже и эта цифра представляется завышенной. В большинстве случаев выясняется, что водителю можно поставить в вину либо слишком позднее обнаружение опасности, либо излишний риск при выборе скорости движения.
Наиболее часто в качестве основной или сопутствующей причины ДТП в официальной статистике называется превышение скорости движения (37…40 %). В таких случаях виновником происшествия всегда считается водитель.
Если предположить, что уровень местных ограничений скорости соответствует дорожным условиям, то отношение его к величине скорости на подходах, названное В.Ф. Бабковым коэффициентом безопасности, характеризует степень обеспеченности безопасности движения самой дороги.
Чем ниже ограничение скорости и меньше величина коэффициента безопасности, тем большая доля вины в ДТП приходится на дорожные условия. Что же касается причины несоблюдения ограничений, то ею не всегда бывает недисциплинированность водителя. Анализ показывает, что до 27 % случаев нарушения вызваны объективными (с позиции определения виновности водителя) причинами: плохой видимостью дорожных знаков, ошибками в определении собственной скорости движения. Чаще всего нарушаются ограничения, логически не связанные с дорожными условиями.
В этом отношении очень важным является изучение особенностей восприятия водителем скорости движения. Результаты этого исследования позволяют средствами организации движения сократить аварийность, связанную с превышением безопасных скоростей движения. Однако более надежными решениями будет установление главных причин, вызывающих необходимость ограничения скоростей - несовершенство дорожных условий.
Выезд на полосу встречного движения как основная причина происшествий официальной статистикой называется в 18,3 % случаев, в число которых входит и сон за рулем (около 1 %).
Анализ 175 столкновений на двухполосных дорогах, проведенный Е.М. Лобановым [4], показал, что большая часть из них (64 %) произошла после 6…7 ч работы, т.е. в период рабочего дня, когда начинает сказываться утомление водителя. Такие происшествия зафиксированы чаще всего на участках с ограниченной видимостью (72 %) или на длинных монотонных прямых (14,5 %). Этот анализ показал, что дорожные условия как сопутствующая или основная причина происшествий, могут быть названы в 85 %, а вина водителя - в 60 % случаев, причем в качестве основной виновности водителя можно указать снижение бдительности, вызванное утомлением.
В большинстве ДТП в качестве основных причин указаны несоблюдения очередности проезда и дистанций, нарушение правил обгона (21,8 %). Эти на первый взгляд разные причины происшествий связаны, как правило, с ошибками восприятия водителем расстояния до встречных и попутных автомобилей и скорости их движения. При этом большую роль играет стаж работы водителя, его квалификация. Такие происшествия в отличие от других видов происшествий можно отнести полностью на счет водителя, поскольку вызваны они ошибками восприятия, связанными с психофизиологическими особенностями сенсорной системы водителя. Наезды на автомобили, людей, животных, если они вызваны ограничением видимости, при детальном анализе оказываются связанными с неверной оценкой водителями расстояний и скорости движения.
Детальный анализ причин ДТП показывает, что за исключением случаев управления автомобилем в нетрезвом состоянии, значительная доля происшествий приходится на дорожные условия.
- Введение
- 1. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения и надежности работы водителя
- 1.1 Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности движения
- 1.2 Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- 1.3 Дорожные условия как фактор, определяющий надежность работы водителя
- 1.4 Методы изучения процесса восприятия водителем дорожных условий
- 2. Психофизиология труда водителя, его надежность и рабочее место
- 2.1 Водитель как оператор системы "Водитель-автомобиль-дорога-среда" (ВАДС)
- 2.2 Понятие о надежности водителя
- 2.3 Понятие о психофизиологии труда водителей
- 8.1. Состояние безопасности движения на магистралях Украины
- 3.3 Общие вопросы безопасности водителя
- 8.6. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения
- § 4. Анализ нарушений правил дорожного движения водителями
- Раздел 7. Водитель и безопасность движения.
- Работоспособность водителей и их надежность. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
- 24.1. Влияние дорожных условий на безопасность движения
- Тема 4. Водитель и безопасность движения
- Глава 11. Водитель и безопасность движения