§ 4. Анализ нарушений правил дорожного движения водителями
Исследование причин, обстоятельств и условий совершения ДТП играет огромную роль для разработки мероприятий по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте. Любое ДТП — это во всех случаях лишь следствие, которое имеет свои причины.
Анализ статистических данных ДТП показывает, что основная причина их — нарушение водителями правил дорожного движения. Так, за 1970—1974 гг. по УССР основной причиной ДТП были нарушения правил дорожного движения водителями, которые составили 69 % к общему числу причин.
Распределение видов нарушений водителями правил дорожного движения в общем числе нарушений на автомобильном транспорте общего пользования УССР за период 1970—1974 гг. выглядит следующим образом (в процентах):
Нарушение правил проезда перекрестков | 15,8 |
Управление технически неисправными транспортными средствами | 15,6 |
Несоблюдение правил обгона | 12,0 |
Невыполнение требований дорожных знаков | 7,5 |
Превышение скорости движения | 7,2 |
Нарушение правил стоянки, остановки и трогания с места | 6,5 |
Движение по левой стороне дороги | 3,5 |
Использование автомобилей в корыстных целях | 2,5 |
Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии | 2,0 |
Нарушение правил пользования приборами освещения | 1,6 |
Нарушение правил перевозки пассажиров | 1,1 |
Нарушение правил проезда железнодорожных переездов | 0,6 |
Ослепление светом фар встречного автомобиля | 0,5 |
Нарушение правил перевозки грузов | 0,4 |
Нарушение правил буксировки транспортных средств | 0,2 |
Прочие нарушение дорожного движения | 23 |
Всего | 100 |
При анализе нарушений водителями правил дорожного движения необходимо учитывать, что действительное распределение видов нарушений в общем количестве их должно значительно отличаться от зарегистрированного органами ГАИ и автотранспортными предприятиями и приближаться к распределению причин ДТП. Эта предпосылка основывается на следующих фактах.
Зарегистрированное удельное количество нарушений правил движения из-за превышения скорости движения в общем количестве выявленных нарушений составило за 1970—1974 гг. 7,2 %, а удельное количество ДТП из-за превышения скорости — самую большую величину — 48 %. Аналогичное сравнение можно привести по таким видам нарушений, как выезд на левую сторону дороги при обгоне (соответственно 3,5 и 17 %) и нарушение правил проезда перекрестков (15,8 и 23 %). Такое положение может быть объяснено тем, что контроль на улицах и дорогах за соблюдением водителями правил движения проводится недостаточно. Причины этого — сложность контроля в темное время суток, трудности контроля скорости движения, соблюдения правил обгона и ряд других.
За период 1970—1974 гг. распределение в процентах нарушений правил дорожного движения по квалификации водителей следующее: водители III класса — 34 %, водители II класса — 36 %, водители I класса — 30 %. При сравнении этого распределения с распределением водителей по классности, приведенном выше, видно, что наибольшее количество нарушений допускают водители II и особенно III класса. Как было сказано раньше, водители II и III класса больше допускают и ДТП.
В табл. 8 дано распределение нарушений правил дорожного движения водителями на автомобильном транспорте общего пользования УССР за 1970—1974 гг. по общему профессиональному стажу работы их и стажу работы на автотранспортном предприятии.
Таблица 8
Общий профессиональный стаж работы водителей | Количество нарушений правил дорожного движения, % | Стаж работы водителей на автотранспортном предприятии | Количество нарушений правил дорожного движения, % |
До 1 года | 12,0 | До 1 года | 22,6 |
От 1 » до 5 лет | 27,0 | От 1 » до 3 лет | 26,8 |
» 5 » » 10 » | 28,0 | » 3 » » 5 » | 21,0 |
» 10 » » 25 » | 25,0 | » 5 » » 10 » | 18,0 |
Более 25 лег | 8,0 | Более 10 лет | 11,6 |
При сравнении распределения нарушений правил дорожного движения водителями с распределением ДТП по вине водителей (см. табл. 7) видна явная зависимость между количеством нарушений правил дорожного движения и количеством ДТП.
При рассмотрении вопросов профилактики нарушений правил дорожного движения необходимо четко размежевывать виды и причины нарушений. На практике эти понятия нередко отождествляются, что не способствует объективному анализу аварийных ситуаций. Одна констатация вида нарушения — превышение скорости, несоблюдение правил обгона, выезда на левую сторону и другие — в большинстве случаев не позволяет объяснить причины ДТП. Например, различные виды нарушений могут быть вызваны одной причиной — сознательным пренебрежением правил дорожного движения, выразившимся в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
В монографии проф. Б. Л. Зотова [9], посвященной расследованию и предупреждению преступных нарушений правил дорожного движения, приведены два тесно связанных, но различных понятия: виды нарушений и причины правонарушений. Виды нарушений раскрывают содержание неправильных, противоречащих требованиям безопасности движения действий или бездействия водителя, пешехода или другого участника движения.
Под причинами правонарушений (ДТП) понимают явление или совокупность явлений, которые порождают нарушение правил безопасности движения. Четкое разграничение указанных понятий имеет большое практическое значение при совершенствовании правовых и организационных форм борьбы с ДТП.
Современный этап борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте выдвигает более высокие требования к профилактике нарушений правил движения. Сейчас для предупреждения нарушений правил движения надо знать не только виды нарушений, их частоту, но важно знать и причины конкретных нарушений. Эти причины идентичны причинам возникновения ДТП. Причины нарушений, как правило, обусловлены субъективными факторами, вызвавшими причины неправильных действий и поведения водителей при управлении транспортными средствами, которые приводят к нарушению правил движения и ДТП.
На основе судебно-следственной практики проф. Б. Л. Зотов классифицировал причины неправильных действий и поведения водителей, которые приводят к нарушению правил движения и ДТП следующим образом: пренебрежение правилами движения;
управление автомобилем в состоянии опьянения; управление заведомо неисправным транспортным средством; неправильная оценка дорожной обстановки; применение неправильных приемов управления автомобилем; переутомление водителя. Такая классификация дает возможность более целенаправленно проводить мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.
В Киевском автомобильно-дорожном институте под руководством канд. техн. наук Т. И. Гринченко были проведены исследования причин нарушения правил дорожного движения, которые позволяют осуществить более качественную оценку природы нарушений. Все нарушения правил дорожного движения подразделены на три основные категории: собственно нарушения, ошибки и несоответствия.
Первая категория — это нарушения, которые происходят из-за пренебрежения или игнорирования требований правил безопасности движения. Отдельными исследованиями установлено, что 20—30% нарушений правил движения совершается водителями сознательно [б], т. е. эту цифру можно принять за удельный вес нарушений первой категории.
Вторая категория — нарушения, допущенные в результате ошибочных действий водителей. Это наиболее распространенная категория нарушений правил дорожного движения, особенно у молодых водителей. Ошибка возникает из-за недостаточного знания водителем требований правил дорожного движения, неумения пользоваться ими в конкретных условиях движения, низкого мастерства вождения.
Третья категория — несоответствие — имеет небольшой удельный вес. Однако выявление несоответствия водителя к выполнению безаварийного транспортного процесса в практике работы автотранспортных предприятий является на сегодняшний день весьма сложной задачей, так как это связано с теми психофизиологическими качествами, которые не позволяют водителю правильно решить задачу обеспечения безопасности движения. Для определения таких качеств необходима специальная аппаратура. Кроме того, несоответствие водителя данным требованиям может возникнуть вследствие возрастных изменений, различных заболеваний, психических травм в быту и на производстве. Характерно, что несоответствие водителя к выполнению безаварийного транспортного процесса может быть временным, что намного осложняет проблему.
О несоответствии водителя можно судить, когда допущенные им нарушения не обладают признаками первых двух категорий (собственно нарушений и ошибок).
Более качественная оценка природы возникновения нарушений правил дорожного движения, а следовательно и ДТП, представляет собой исключительную ценность для практической работы служб безопасности движения автотранспортных предприятий в профилактике аварийности. Это позволяет полностью индивидуализировать профилактическую работу с каждым нарушителем правил дорожного движения, принимать более объективное решение по тому или другому нарушению, более правильно избирать меры пресечения.
Для выявления объективных причин нарушения правил дорожного движения и на этой основе разработки комплекса радикальных мероприятий по предупреждению их непосредственно на каждом автотранспортном предприятии необходимо решить вопросы методики, создания аппаратуры и комплекса средств, объективно фиксирующих нарушения правил движения. Сейчас белее половины зафиксированных нарушений — плод субъективного подхода лиц, осуществляющих контроль на линии. При этом около Уз нарушений обезличиваются и отражаются в «прочих нарушениях», еще около 1/3 составляют превышение скорости движения, которая определяется в большинстве случаев субъективно. До половины нарушений правил движения, которые фиксируются в виде записей в путевом листе, просечек в талонах, предупреждения или штрафов, сложно проанализировать, так как в большинстве случаев неизвестно, кто наказал водителя, при каких конкретных обстоятельствах. Здесь вопрос надо рассматривать не с точки зрения поиска путей оправдания водителей, а с точки зрения выявления всех обстоятельств нарушения. В некоторых зарубежных странах, прежде чем наказать водителя за нарушение правил движения, составляют специальную карточку нарушений, в которой указываются марка автомобиля, время суток, видимость, цвет автомобиля, сколько пассажиров находилось в автомобиле и ряд других обстоятельств. Обобщение этих материалов позволяет анализировать все обстоятельства нарушений и, главное, принимать оперативные меры к пресечению подобного в дальнейшем. Поэтому учет качественной стороны нарушений правил движения и сопоставление его с количественным учетом является одним из реальных путей снижения аварийности.