logo
1-Клабуков-ВАЗ-2114-рул колонка-ГУСАР / Word / 3

3.3 Общие вопросы безопасности водителя

Физические и психологические требования к водителю определяются его деятельностью. Водитель должен воспринимать большие объемы информации об участниках движения, средствах регулирования, о состоянии дороги и окружающей среды, а также о работе систем и агрегатов автомобиля. Кроме того, ему необходимо непрерывно анализировать эту информацию и принимать соответствующие решения, часто в условиях жесткого дефицита времени. Нередко только последнее обстоятельство становится причиной ДТП, обусловленных перечисленными выше ошибками водителя [10].

Ошибки могут оказаться также следствием психического состояния водителя в данный момент. Вот почему при управлении автомобилем важно уметь длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором быстро и качественно воспринимается и обрабатывается информация. Отклонения психического состояния от нормы (возбуждение или, напротив, депрессия) увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.

Психические свойства людей неодинаковы. На психическом состоянии человека в большой степени оказывает влияние окружающая среда, которая, воздействуя на нервную систему, изменяет глубину и скорость протекания психических процессов. К этому же приводит влияние факторов, изменяющих функции организма.

Как показали исследования, водители, систематически нарушающие Правила дорожного движения, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, часто нарушающие нормы общественной жизни.

Напротив, водители, не совершающие аварий, как правило, дисциплинированны, уравновешенны, рассудительны, отличаются более широким кругозором, находчивостью и другими положительными чертами.

В процессе движения зрение - основной источник информации об окружающей обстановке. Снижение объема этой информации влечет за собой повышение риска возникновения ДТП.

Бинокулярное зрение человека воспринимает объемность предмета, позволяет определить дистанцию до него, взаимное расположение в пространстве ряда предметов и т.п. Угол четкого зрения обоих глаз в горизонтальной плоскости составляет 120°, но с ростом скорости он уменьшается. При скорости около 30 км/ч угол чёткого зрения составляет уже 100°, а при скорости 100 км/ч поле зрения ограничено углом всего в 40°.

Четкое видение объектов на дороге, определение их параметров, направления и скорости движения возможны только при определенной освещенности. При резком изменении освещенности органы зрения человека некоторое время приспосабливаются к новым условиям - происходит адаптация глаз. Переход от темноты к свету и обратно вызывает у людей довольно устойчивое ослабление зрения. Раздражение сетчатки глаза ярким пучком света может вызвать ослепление - полную потерю зрения на время от нескольких секунд до нескольких минут.

Способность глаза видеть форму объекта, четко различать его очертания и особенности называется остротой зрения. Область острого зрения охватывается конусом, имеющим угол всего в 3…4°, хорошая острота зрения имеет конус в 7…8°, удовлетворительная - в 12…14°.

Для рассмотрения предмета, находящегося в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлекторно переводит на этот предмет глаза так, чтобы он попал в зону острого зрения. Это требует времени. Так, при проезде перекрестка водитель может затратить на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения на другую от 0,5 до 1,16 с.

Определение расстояния до предмета, находящегося в поле зрения - возможно, когда оба глаза нацелены на этот предмет. Нацеливание обоих глаз на одну точку называется конвергенцией и производится совместно глазными мышцами и хрусталиком глаза. Среднее время конвергенции составляет около 0,16 с.

Таким образом, восприятие формы, удаленности и размеров предметов обеспечивается остротой зрения, конвергенцией и аккомодацией хрусталика (изменением его кривизны). Точность зрительного восприятия крайне важна для уверенного управления автомобилем.

Значительное влияние на безопасность движения оказывает способность к цветоразличению.

Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер - важное качество водителя. Оценка скоростей движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Так, например, большая часть ошибок водителей при обгоне связана с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скорости.

Иногда у водителей при управлении автомобилем возникает неправильное восприятие окружающих предметов, называемое иллюзией. Причины иллюзий различны: изменение (увеличение или снижение контрастности, освещения, особенности перспективы, меняющийся рельеф, утомление, отрицательные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внимания, состояние алкогольного опьянения. Иллюзии могут возникать с различной частотой и в различной форме, степени выраженности и стойкости. Следует помнить, что иллюзорное восприятие крайне опасно. Даже при незначительном искажении реальности оно может привести к аварийной ситуации.

Слуховые ощущения и восприятия. Слуховое восприятие как средство получения информации является для человека вторым по значению после зрительного. Оно зависит от трех факторов: слухового анализатора, источника звука, среды распространения звука.

Слух позволяет довольно точно определить источник звука в пространстве и характер его перемещения. Водитель слышит и оценивает параметры внешней среды, а также работу агрегатов автомобиля. По интенсивности и частоте некоторых шумов он может судить о скорости движения и ее изменении. Считается, что человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20 000 Гц.

Постоянно действующий шум (а шум, возникающий при движении автомобиля, как правило, постоянный) оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Помимо этого под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Основные средства обеспечения пассивной безопасности, которыми оборудован автомобиль, включают в себя ремни для водителя и всех пассажиров, а также фронтальные подушки, защищающие водителя и пассажира на переднем сиденье. При перевозке в автомобиле малолетних детей, которые не могут еще пользоваться обычными ремнями безопасности, рассчитанными на взрослых людей, следует использовать специальные детские кроватки и кресла. Эти средства обеспечения безопасности детей могут закрепляться в автомобиле с помощью штатных ремней безопасности.

Безопасность водителя напрямую зависит от общей безопасности автомобиля. Автомобильная безопасность условно делится на два вида - активную и пассивную. Активная безопасность - это системы и устройства машины, которые позволяют ей избежать столкновения. А пассивная – это возможности автомобиля сохранить жизнь и здоровье пассажиров, если нештатная ситуация всё-таки произошла. В арсенале любого современного авто есть целый ряд средств для смягчения последствий аварии: ремни, подушки, деформируемые зоны и т.д.