12.10 Цистерны для перевозки серной кислоты, меланжа и азотной кислоты
12.10.1 Ремонт котлов цистерн 32-го типа калибровки для перевозки улучшенной серной и слабой азотной кислот производят с учетом того, что котлы изготовлены из коррозионно-стойкой стали 12Х18П10Т.
Для перевозки улучшенной и аккумуляторной серной кислоты котлы изготовлены из коррозионно-стойких двухслойных сталей 20К10Х17Н13М2И и СтЗп5+06Х28МДТ(ЭП516), для перевозки кислотного меланжа и слабой азотной кислоты - из коррозионно-стойкой стали 08Х18Г8Н2Т (КО-3) ГОСТ 18968-73.
12.10.2 Для выявления дефектных мест и площади повреждения котла цистерны производят визуальный осмотр внутренней и наружной поверхностей котла, а также контрольную проверку толщины металла с помощью переносного ультразвукового толщиномера. Толщину стенок котла измеряют с внутренней и наружной стороны в низшей части обечайки, у крайних опор котла, вблизи приварки горловины, около сварных швов, а также в других местах в зависимости от состояния котла.
12.10.3 Плотность стенок котла проверяют согласно требованиям, изложенным в таблице 2 настоящего Руководства.
12.10.4 Котлы с толщиной листов менее 5 мм на площади 0,5 ми более направляют в капитальный ремонт.
12.10.5 При устранении дефектов в виде трещин, глубоких пор, подрезов и свищей, дефектное место разделывают электродуговой строжкой электродами типа ОЗР, воздушно-дуговой строжкой или механическим способом. При воздушно-дуговой строжке науглероженный слой металла на кромках следует удалить на глубину не менее 1 мм.
12.10.6 Места утонения стенок (больше допустимых размеров) вырезают. На котлах из нержавеющих и двухслойных сталей дефектные места вырезают механическим способом. Допускается использование электродугового, воздушнодугового, плазменного и кислородно-флюсового способов резки. При использовании воздушно дуговой строжки обязательно удаление науглероженного слоя на кромках на глубину не менее 1 мм.
12.10.7 Для постановки заплат используют те же стали, из которых изготовлен ремонтируемый участок котла.
12.10.8 На котлах из монолитных коррозионно-стойких сталей (12Х18Н10Т, 08Х10Г8Н2Т) кронштейны и другие детали, привариваемые непосредственно к котлу, должны быть изготовлены из той же стали.
12.10.9 На котлах из двухслойной стали допускается постановка вставок из однослойной стали, соответствующего марке плакирующего слоя.
12.10.10 Кромки углеродистого слоя двухслойной стали, соприкасающиеся с перевозимым продуктом, наплавляются электродами типа ЭА-2 (1-й слой), а затем электродами, соответствующей марки, используемыми для сварки данной стали.
12.10.11 При проведении сварки с двух сторон в последнюю очередь выполняют сварные швы, обращенные к агрессивной среде. При наложении сварных швов с внешней стороны котла зона сварки внутри котла должна охлаждаться.
12.10.12 При сварке нержавеющих сталей узкие сварные швы должны накладываться в несколько проходов. Каждый последующий шов накладывают после полного охлаждения предыдущего.
12.10.13 Для сварки разделительного слоя используют электроды диаметром 3 мм, для плакирующего – диаметром 4 мм и 3 мм. Сварка легированных сталей электродами должна производиться на постоянном токе обратной полярности. Сварочный ток не должен превышать 90 А для электродов диаметром 3 мм и 130 А - диаметром 4 мм.
12.10.14 К сварке котлов из нержавеющей стали и двухслойных сталей допускают только сварщиков, аттестованных на выполнение работ с коррозионо-стойкими сталями.
12.10.15 Предохранительно-впускной клапан снимают с котла, разбирают, проверяют и испытывают согласно
«Технологического процесса ремонта предохранительных, предохранительно впускных клапанов цистерн» ТК-251.
12.10.16 Проверяют состояние верхнего сливного устройства. Трубку 1 (рисунок 16), проверяют ультразвуковым толщиномером, при толщине менее 5 мм поврежденный участок трубы вырезают и вваривают новый. Откидные болты 3 на заглушке с поврежденной или изношенной более чем на 1 мм резьбой, заменяют новыми.
Ушки фланцев и запорную петлю 6, заглушки с отверстиями, разработанными более чем на 3 мм по диаметру, наплавляют и рассверливают вновь до диаметра 16 мм.
Заглушки 4 со сквозными трещинами на площади более 0,4 м заменяют новыми, с износом по толщине более чем на 4 мм толщины, указанной в рабочих чертежах, наплавляют с последующей механической обработкой. Соединительные валики 2, с износом более чем на 2 мм по диаметру наплавляют с последующей механической обработкой до диаметра 6 мм. Шпильки 7 в нижнем фланце вывертывают для осмотра, а имеющие повреждения резьбы или ее износ более 1 мм заменяют. Прокладки 5 верхнего и нижнего фланцев, изношенные или с надрывами заменяют новыми, изготовленными из фторопласта - 4 ГОСТ 10007-80.
Рисунок 16 Сливное устройство
Рисунок 17 Горловина крышки люка
12.10.18 Откидные болты 1 снимают, имеющие поврежденную резьбу или с износом более 1 мм - заменяют.
12.10.19 Соединительные валики изношенные более чем на 2 мм по диаметру, наплавляют с последующей механической обработкой до размеров, указанных в альбомных чертежах.
12.10.20 Стенки ушек запорных петель 4, разработанные по диаметру больше чем на 3 мм, наплавляют с последующей механической обработкой до чертежных размеров.
12.10.21 Состояние горловины 6 цистерны проверяют ультразвуковым толщиномером, поврежденные участки по толщине более 4 мм и площадью не более 0,3 м ремонтируют путем постановки вставки из металла той же марки и той же толщины, что и колпак.
12.10.22 Прокладки 2 и 5 заглушки 3 и крышки лазового люка, изношенные, с надрывами и трещинами заменяют новыми, изготовленными из фторопласта - 4 ГОСТ 10007-80.
12.10.23 Проверяют состояние наружных и внутренних лестниц котла. При замене поврежденных частей внутренних лестниц они должны быть изготовлены из коррозионно-стойкого металла XI8Г8Н2Т по ГОСТ 18968-73.
Кронштейны лестниц допускается изготавливать из стали Х18Н10Т по ГОСТ 18968-73.
12.10.24 Проверяют правильность установки котла и надежность его крепления. Пояса, крепящие котел к раме, осматривают, хвостовики поясов, а также гайки и муфты, имеющие разработанную или поврежденную резьбу, заменяют.
12.10.25 После ремонта и постановки на место арматуры и предохранительно-впускного клапана котлы цистерн испытывают на плотность воздухом давлением 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) аналогично котлам нефтебензиновых цистерн (см. табл. 2.)
- Введение
- 2. Область применения
- 3. Нормативные ссылки
- 4. Общие положения, охрана труда
- Ремонт автосцепного устройства
- 6 Ремонт тормозного оборудования
- 7 Ремонт тележек, колесных пар, буксового узла, рессорного подвешивания
- 7.4 Требования к ремонту 3-х осных тележек
- 7.4.1 Трехосные тележки
- 7.4.2 Боковые рамы тележек
- 7.4.3 Шкворневые балки
- 7.4.4 Надрессорные балки
- 7.4.6 Скользуны
- 7.4.7 Рессорное подвешивание
- 7.4.8 Приемка и подкатка трехосных тележек под вагон.
- 7.4.9 Проверка качества ремонта
- 7.4.10 Маркировка годных деталей
- 7.4.11 Окраска тележек
- 7.4.12 Ответственность за отремонтированные тележки
- 8. Ремонт рам грузовых вагонов
- 9 Ремонт кузовов грузовых вагонов
- 9.1 Общие положения.
- 9.2 Ремонт крытых универсальных вагонов.
- 9.2.1 Ремонт кузова.
- 9.2.2 Ремонт пола.
- 9.2.3 Ремонт крыши
- 9.2.4 Ремонт боковых люков.
- 9.2.5 Ремонт дверей.
- 9.3 Ремонт 4-х осных крытых вагонов для скота.
- 9.3.1 Ремонт кузова вагона.
- 9.3.2 Ремонт крыши вагона
- 9.3.3 Ремонт внутреннего оборудования.
- 9.4 Крытые вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений
- 9.4.1 Кузов и крыша.
- 9.4.2 Крышки загрузочных и разгрузочных люков
- 9.4.3 Механизм разгрузки
- 9.4.4 Регулировка механизма разгрузки.
- 9.5 Крытые 4-х осные грузовые вагоны с поднимающимся кузовом для перевозки апатитового концентрата
- 9.6 Крытые вагоны-хопперы для цемента
- 9.7 Крытые вагоны-хопперы для технического углерода
- 9.8 Крытые вагоны-хопперы для перевозки зерна.
- 10 Ремонт полувагонов
- 10.1 Ремонт кузовов
- 10.2 Полувагоны общего назначения. Ремонт крышек разгрузочных люков.
- 10.3 Полувагоны - хопперы для перевозки горячих окатышей, агломерата.
- 10.3.1 Ремонт кузова и крышек разгрузочных люков.
- 10.3.2 Ремонт и регулировка механизма разгрузки
- 10.4 Полувагоны-хопперы для перевозки торфа
- 10.5 Четырехосные полувагоны для перевозки технологической щепы
- 11. Ремонт платформ
- 11.1 Универсальные платформы
- 11.2 Платформы двухъярусные для перевозки легковых автомобилей
- 11.3 Платформы для перевозки леса в хлыстах и лесоматериалов
- 11.4 Платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров и колесной техники.
- 12 Ремонт цистерн
- 12.1 Общие требования на ремонт.
- 12.2 Восьмиосиые цистерны
- 12.3 Цистерны с парообогревательной рубашкой для перевозки вязких нефтепродуктов
- 12.4 Цистерны с теплоизоляцией для вязких нефтепродуктов
- 12.5. Цистерны для перевозки спирта.
- 12.6. Цистерны для перевозки молока
- 12.7 Цистерны для перевозки цемента
- 12.8 Цистерны для перевозки кальцинированной соды
- 12.9 Цистерны дли перевозки кислот
- 12.10 Цистерны для перевозки серной кислоты, меланжа и азотной кислоты
- 12.11 Цистерны для перевозки виноматериалов
- 13. Вагоны для перевозки нефтебитума
- 13.16 Дополнительные технические требования, предъявляемые к ремонту вагонов для перевозки нефтебитума модели 17-494.
- 14. Вагоны - самосвалы
- 15. Ремонт цельнометаллических грузовых вагонов (цмгв) для перевозки легковесных грузов
- 15.1 Ремонт кузова и крыши
- 16 Проверка и приемка вагонов после ремонта
- 17 Окраска, нанесение знаков и надписей
- 18 Гарантии на отремонтированные вагоны
- Приложение а нормативы периодичности проведения деповского ремонта грузовых вагонов по критерию фактически вьполненного объема работ (пробегу)
- Примечание
- Нормативы периодичности проведения деповского ремонта грузовых вагонов по критерию календарной продолжительности эксплуатации
- Постановка клейм принадлежности государству на составных частях вагонов
- 1. Общие положения
- 2. Порядок нанесения клейм принадлежности государству
- 2.1 Нанесение клейм па колесные пары.
- 2.2. Нанесение клейма на боковой раме тележки.
- 3. Инструмент и приспособления для нанесения клейм принадлежности государству
- 4. Контроль за нанесением клейм принадлежности государству
- Лист регистрации изменений