logo search
Матер

Внутренний водный транспорт

По грузообороту внутренний водный транспорт в мире выделяются следующие страны: США, Россия, Нидерланды, Канада, Германия, Бельгия, Китай.

На речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится 5% всего мирового грузооборота. Доля водного транспорта в общем грузообороте:

Нидерланды – 52%

Германия – 25%

Бельгия – 17%

США – 10%

Россия – 5,5%

По протяженности судоходных путей занимает:

I место – Россия (114,5 тыс. км)

II место – Китай (110 тыс. км)

III место – США (41 тыс. км)

IV место – Бразилия (31 тыс. км)

Далее идут Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Венесуэла, Индия, Пакистан, Франция, Нигерия, Финляндия и т.д.

Важнейшие судоходные каналы и водные пути речного транспорта

1. Береговой канал (в т.ч. искусственные участки) (США): длина – 5580 км (искусственные участки – 1800 км); ширина – 40-60 км, количество шлюзов – нет.

2. Великий канал (Китай): длина – 1782 км; ширина – 40-350 км, количество шлюзов – нет.

3. Водный путь Рейн – Майн – Дунай, (в т.ч. искусственные участки) (Германия): длина – 677 км (искусственные участки – 171 км); ширина – 52 км, количество шлюзов – 18.

4. Гета-канал (в т.ч. искусственные участки) (Швеция): длина – 420 км (искусственные участки – 190 км); ширина – 24-60 км, количество шлюзов – 95.

5. Водный путь Рона – Рейн (Франция): длина – 320 км; ширина – 25-100 км, количество шлюзов – 150.

6. Канал им. Москвы (в т.ч. искусственные участки) (Россия): длина – 128 км (искусственные участки – 109 км); ширина – 86 км, количество шлюзов – 114.

Крупнейшие аэропорты мира

Аэропорт

Пропускная способность,

млн. пас. в год

США

1

Чикаго

(О’Хара)

60

2

Даллас

58

3

Лос-Анжелес

45

4

Атланта

43

5

Нью-Йорк

(Кеннеди)

30

Европа

1

Лондон

(Хитроу)

40

2

Франкфурт-

на-Майне

26

3

Париж

(Орли)

24

4

Лондон

(Гатвик)

21

5

Париж

(Де Голль)

21

Япония

1

Токио

(Ханеда)

37

2

Осака

22

3

Токио

(Нарита)

17

Иногда крупнейшие города имеют более одного аэропорта:

Москва (Россия) – 5

Нью-Йорк (США) – 3

Париж (Франция) – 2

Лондон (Великобритания) – 2

Токио (Япония) – 2

Киев (Украина) – 2

Мировая сеть авиалиний состоит из следующих направлений:

1. Между Европой и Северной Америкой.

2. Между Европой и Южной Америкой.

3. Между Европой и Ближним Востоком.

4. Между Европой и Южной, Юго-Восточной, Восточной Азией, а также Австралией.

5. Между Европой и Африкой.

6. Между США и Восточной и Юго-Восточной Азией.

7. Между США и Южной Америкой.

8. Между США и Австралией.

Самые главные воздушные державы мира:

США (а/к «Delta»)

Россия (а/к «Аэрофлот»)

Япония (а/к «JAL»)

Великобритания (а/к «British Airways»)

Франция (а/к «Air France»)

Германия (а/к «Lufthansa»)

Сингапур (а/к «Singapore airlines»)

Региональные транспортные системы мира

Региональная структура мировой транспортной системы зависит от:

1) уровня развития и размещения производства в разных частях земного шара;

2) характера размещения населения;

3) различий природных условий и ресурсов;

4) общественного строя.

Примерно 75% общего числа портов мира, а их всего более 2000, расположены на берегах Атлантики, в т.ч. половина из них – в Европе. Среди них Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Генуя, Лондон, Гамбург, Одесса, Нью-Йорк, Филадельфия, относящиеся к числу крупнейших в мире. В

Атлантическом океане проходят основные потоки:

1) нефти из стран Персидского залива, северной и Западной Африки и Карибского моря;

2) железной руды из стран Западной Африки, Южной Америки и Канады;

3) каменного угля из США;

4) бокситов из стран Западной Африки и Карибского бассейна.

А также перевозятся древесина, зерно, фосфориты, сахар-сырец и генеральные грузы.

Имеется два главных выхода в Атлантический океан из глубинных частей Европы – это проливы Ла-Манш и Гибралтарский.

Характеристики Суэцкого канала:

- Длина – 193 км;

- Ширина – 190-365 м;

- Глубина – 20 м;

- Время прохода – 15 ч;

- Грузооборот – 360 млн. т;

- Судооборот – 50 судов в сутки;

- Тоннаж пропускных судов – до 150 тыс. т.

В северном направлении перевозятся около 200 млн. т. в год:

Нефть и нефтепродукты – 54%;

Руда и металлы – 7%;

Угол-кокс – 5%;

Зерно – 2%;

Прочие грузы – 32%.

В южно направлении перевозятся около 160 млн. т. в год:

Нефть и нефтепродукты – 15%;

Зерно – 8%;

Удобрения – 12%;

Металлоизделия – 9%;

Цемент – 5%;

Прочие грузы – 51%.

Сокращение пути при использовании Суэцкого канала

Порты отправления

и назначения

Протяженность в

морских милях

через

канал

вокруг

Африки

1

Одесса – Бомбей

4198

11878

2

Генуя – Бомбей

4478

10576

3

Марсель – Бомбей

4573

9824

4

Лондон – Бомбей

6260

10721

5

Гамбург – Бомбей

6567

11028

6

Лондон – Калькутта

7945

11597

7

Ливерпуль – Йокогама

11113

14436

Сокращение пути

морские

мили

%

7690

64,7

6098

57,7

5251

53,5

4461

41,6

4461

40,5

3652

31,5

3323

23

Характеристики Панамского канала:

- Длина – 82 км;

- Ширина – 150-305 м;

- Глубина – 13 м;

- Время прохода – 8 ч;

- Грузооборот – 170 млн. т;

- Судооборот – 40 судов в сутки;

- Тоннаж пропускных судов – 65-70 тыс. т;

- Количество шлюзов – 12.

Сокращение пути при использовании Панамского канала

Порты отправления

и назначения

Протяженность в

морских милях

через

канал

другим путем

1

Нью-Йорк – Сан-Франциско

5263

13107М

2

Нью-Йорк – Ванкувер

6050

13907М

3

Нью-Йорк – Вальпарансо

4627

8337

4

Ливерпуль – Сан-Франциско

7930

13507

5

Ливерпуль – Ванкувер

8717

14317

6

Нью-Йорк – Йокогама

9700

13042

7

Нью-Йорк – Сидней

9692

13051А

8

Нью-Йорк – Шанхай

10584

12324С

9

Нью-Йорк – Сингапур

8885

10141С

Сокращение пути

морские

мили

%

7844

59,8

7857

56,5

3710

47,5

5577

41,3

5600

39,1

3342

25,6

3359

25,7

1740

14,1

1256

12,4

М – через Магеланов пролив

А – вокруг Африки

С – через Суэцкий канал

Полночь 24:00 12:00 a.m.

+ 1 мин 00:01 00:01 a.m.

+ 30 мин 00:30 00:30 a.m.

+ 1 час 01:00 01:00 a.m.

Полдень 12:00

+ 1 мин 12:01 00:01 p.m.

+ 30 мин 12:30 00:30 p.m.

+ 1 час 13:00 01:00 p.m.

Основными факторами развития международного туризма являются:

1) научно-техническая революция, обусловившая совершенно новый уровень производительных сил;

2) уровень урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать места отдыха в других районах и странах;

3) транспортная революция, особенно развитие автомобильного и авиационного транспорта;

4) общее повышение качества и уровня жизни, увеличение продолжительности отпусков и увеличение доходов;

5) общий рост культуры, вызывающий рост познавательных потребностей людей.

Доля туризма в общих доходах стран мира.

Страна

Доля туризма

в общих

доходах, %

1

США, Великобритания

5

2

Франция, Дания

7 – 8

3

Италия, Швейцария

11 – 12

4

Португалия

> 20

5

Испания, Австрия,

Барбадос,

Сейшельские острова

25 – 35

6

Бермудские острова

> 40

7

Багамские острова

80

Развитие международного туризма вызвало к жизни развивающегося быстрыми темпами индустрию туризма:1) предприятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (отели, кемпинги, пансионаты, мотели, предприятия общественного питания);

2) туристические фирмы, занимающиеся организацией туризма;

3) транспортные предприятия, осуществляющие перевозку туристов;

4) учебные заведения, занимающиеся подготовкой и переквалификацией туристических кадров;

5) информационные и рекламные службы;

6) органы управления туризмом;

7) предприятия по производству товаров туристического сервиса;

8) предприятия розничной торговли.

По цели можно выделить пять главных видов туризма:

1. Рекреационный (оздоровительный) туризм – предпринимается для отдыха и лечения.

2. Экскурсионный туризм – сочетающий отдых с познавательным интересом. Это знакомство с природными, культурными и историко-архитектурными достопримечательностями.

3. Научный туризм (7%).

4. Деловой туризм – составляет приблизительно 13% и заключается в посещении стран с бизнес целями.

5. Религиозное паломничество – посещение святынь религиозными общинами.

Географическое распределение международного туризма в главных своих чертах уже сложилось и иностранных туристов привлекают следующие регионы:

первое место – Европа (65% туристического потока) – европейцы, жители США и Канады;

второе и третье место (13%) – Северная Америка и Азия. Из всего потока туристов – 75% приходится на американцев;

четвертое место (10%) – остальные регионы: Латинская Америка, Африка и Австралия.

В1972 году ЮНЕСКО приняло конвенцию «об охране всемирного культурного и природного наследия». В списке всемирного наследия числится 411 объектов, расположенных в 95 странах мира. 305 из них имеет культурно-историческое происхождение. К ним относятся уникальные ансамбли, свидетельствующие о развитии человеческой цивилизации, примерами которой могут служить:

1. Вестминстер и Тауэр в Лондоне;

2. Исторические центры Рима и Флоренции;

3. Акрополь в Афинах;

4. Центр Кракова;

5. Памятники архитектуры Ватикана;

6. Статуя Свободы в Нью-Йорке;

7. Гробница Тадж-Махал в Агре и т.д.

90 объектов наследия имеют природное происхождение. К ним относятся национальные парки:

1. США – Иелостонский и Иосемитский;

2. Австралия – Большой барьерный риф;

3. Польша – Беловежская Пуща.

Ещё 16 объектов имеют смешанное природно-культурное происхождение.

Индустрия туризма состоит из четырех секторов:

1. Продажа

2. Перевозка

3. Размещение туристов на отдых

4. Дополнительное обслуживание

Океанские круизы можно разделить на следующие категории:

1) Традиционные круизы, которые обеспечивают прогулку по морю на период 15 или 21 день с не более 5 заходами в различные порты. При этом пункт отправления и прибытия являются один и тот же город.

2) Воздушно-водный круиз – это когда туристы вылетают из своего города на ВС для того, чтобы присоединиться к морскому круизу в некотором порту и возвращаются домой на ВС после того, как часть круиза, которую они выбрали, закончилась.

3) Круиз воздушно-водным путешествием с наземным размещением туриста в одном из портов.

4) Малые круизы, которые являются короткими, продолжительностью от 2 до 5 дней.