3.4. Судоходные каналы
Судоходные морские каналы являются элементом водного пути, они отражают особенности этого пути местом своего расположения, техническим устройством и транспортно-экономическими характеристиками.
Судоходный канал представляет собой прорезь (выемку) в морском дне, материке или русле реки на участках, где естественные глубины недостаточны. Для безопасного плавания судов фарватер в пределах судоходного канала оснащен специальной (для узкостей) судоходной обстановкой.
По назначению каналы водных путей подразделяют на подходные, соединительные и обходные; в свою очередь, те и другие подразделяют по наличию искусственных ограждений на огражденные и неогражденные; по способу устройства — на закрытые (шлюзованные) и открытые; по расположению прорези канала относительно расчетного уровня воды и по условиям плавания судов — на каналы полного и неполного профиля.
По навигационным признакам каналы могут быть с круглогодичной навигацией (незамерзающие) и с ограниченным периодом навигации (замерзающие), одностороннего и двустороннего движения, при этом движение в каждом направлении может быть в один или несколько рядов.
Подходные каналы сооружают для обеспечения возможности захода судов в порт (судоремонтную базу, к причалам предприятий) и выхода из него. В зависимости от расположения причалов относительно моря трасса подходного канала может проходить по мелководной части моря, заливу, лиману, через прибрежную отмель или бар, по речному руслу, по суше.
Подходные каналы можно разделить относительно береговой линии моря на внешние и внутренние. Первые расположены в пределах морской акватории, вторые проходят по руслу реки или суше. Внешние подходные каналы подвержены воздействию волнения и течений и, как следствие, вдоль берегового потока наносов, внутренние подходные каналы часто испытывают неблагоприятное воздействие речного потока наносов.
Соединительные судоходные каналы прокладывают между различными водными бассейнами с целью сокращения пути следования судов. Трасса соединительного канала обычно проходит либо по проливу с недостаточной естественной глубиной, либо через сушу по перешейку или водоразделу между соединяемыми бассейнами, например, Суэцкий и Панамский каналы.
Ограждения каналов в виде молов или дамб с одной или двух сторон возводят при сильных морских прибрежных течениях, волнении и устойчивых вдоль береговых потоках наносов. Одностороннее ограждение возводят с наиболее подверженной воздействиям волнения и течений стороны канала.
Неогражденные внешние каналы в результате воздействия волнения и течений могут интенсивно заноситься и для поддержания в них необходимых глубин приходится производить систематические (ремонтные) черпания. Внутренние каналы, проходящие по руслам рек, также могут заноситься довольно интенсивно. Уменьшение заносимости таких каналов достигается осуществлением комплекса выправительных работ, которые входят в состав мероприятий по регулированию русла рек.
Устройство закрытых (шлюзованных) подходных внутренних каналов чаще всего связано с большими колебаниями уровня моря. В закрытых каналах благодаря наличию подпорных сооружений со шлюзовыми проходами обеспечивается поддержание необходимых глубин, а если требуется, то и уровней воды.
Закрытые (шлюзованные) каналы, как правило, меньше подвержены внешним воздействиям, однако на собственно каналах (между шлюзами) могут наблюдаться размывы дна и бортов (берегов) в результате воздействия попусков, судовых волн и струй воды, образующихся при работе движителей судов. В промежуточных бьефах больших размеров иногда возникает сильное волнение. Некоторые закрытые каналы имеют внутренние шлюзы, которые делят его на отдельные бьефы. Такие системы устраивают для уменьшения глубины выемок при прохождении трассы канала через возвышенность (Панамский канал), а также для преодоления перепада уровней воды в соединяемых каналом бассейнах. Часто в соединительных каналах выполняются оба условия.
При небольших колебаниях уровней и незначительном перепаде их по концам канала надобность в шлюзах отпадает, и канал сооружают открытым. К числу открытых относится ряд соединительных каналов, проложенных через сушу (Суэцкий, Коринфский) и через относительно неглубокие проливы, а также большинство подходных каналов. Открытые каналы имеют большую пропускную способность, чем закрытые. В нашей стране все подходные к портам каналы открытые.
Размеры поперечного профиля судоходного канала должны обеспечивать проектную пропускную способность и безопасность движения потока судов, связанного с грузооборотом порта, при минимальных капитальных вложениях и эксплуатационных расходах для поддержания необходимых навигационных глубин.
Для проектирования каналов, их строительства и обеспечения проходных глубин во время эксплуатации требуются более детальные сведения о гидрометеорологическом режиме, чем для других портовых гидротехнических сооружений. Используя эти данные при проектировании, необходимо установить оптимальные значения отсчетного уровня воды, скорости движения судов, их объявленную осадку, проходную глубину канала и с учетом перспективных судооборота и расчетных размеров судов — габариты канала и категорию фарватера.
Основными техническими характеристиками судоходного канала являются его трасса (расположение оси в плане), длина, продольный профиль, поперечное сечение, технические средства защиты от заносимости.
Третья группа каналов – обходные. Их назначение – обеспечить обход наиболее сложных для судоходства участков.
- С. Е. Иванов пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- Информационные ресурсы дисциплины
- Автомобильные дороги и их технологические сооружения
- 1.1. Нормативные документы, действующие при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
- 1.2. Классификация автомобильных дорог
- 1.3. Конструкция автомобильных дорог
- 1.4. Основные транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог
- 1.5. Экологическое качество и безопасность автомобильных дорог
- 1.6. Обследование, диагностирование, содержание и ремонт автомобильных дорог
- 1.7. Технологические сооружения автомобильных дорог
- 2. Железнодорожные пути, станции и узлы
- 2.1. Основные нормативные документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения
- 2.2. Конструкция железнодорожного пути
- 2.3. Содержание и ремонт железнодорожных путей
- 2.4. Железнодорожные станции и узлы
- 3. Водные пути и их технологические сооружения
- 3.1. Водные ресурсы и основные нормативные документы по эксплуатации водных путей
- 3.2. Внутренние водные пути и их транспортно-эксплуатационные характеристики
- 3.3. Шлюзованные внутренние водные пути
- 3.4. Судоходные каналы
- 3.5. Содержание внутренних водных путей
- 3.6. Внешние водные пути
- 3.7. Порты
- 4. Воздушные трассы и аэропорты
- 4.1. Воздушные трассы
- 4.2. Аэропорты
- 5. Транспортно-грузовые комплексы
- 5.1. Понятие транспортно-логистической системы
- 5.2. Склады и грузовые терминалы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Предметный указатель
- Оглавление
- Пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5