logo search
Лекции 1-4 тема

4.5.1. Способы нормирования маневров

Нормирование маневров заключается в определении затрат времени на выполнение маневровых операций. Это необходимо для правильной организации маневровой работы, планирования стимулирования, оценки и оплаты труда маневровых бригад. В основе нормирования применяется разложение маневров на простейшие элементы – полурейсы и операции. Таким образом, задача сводится к определению продолжительности этих элементов.

Для определения продолжительности маневровых передвижений используют два основных способа: хронометражные наблюдения и тяговые расчеты.

Для нормирования продолжительности полурейса () способом хронометража, по каждому виду полурейса проводят серию наблюдений. Объектом наблюдений является маневровый состав, в котором меняется лишь число вагонов. Время начала и конца каждого полурейса, а также число вагонов в составе ()фиксируется в специальной карточке (журнале) наблюдений. По каждому наблюдению определяется продолжительность полурейса. Затем эти данные в виде точек наносят на поле графика, по оси абсцисс, которого откладывают число вагонов в маневровом составе - , апо оси ординат – продолжительность полурейса - (рис. 3.12).

Линия, соединяющая места наибольшего скопления этих точек, представляет собой прямую с параметрами:

а – часть времени полурейса, приходящаяся на перемещение локомотива (при = 0), мин;

b – часть времени полурейса, приходящаяся на передвижение каждого вагона маневрового состава, мин.

(3.7)

Более точно параметры «а» и «b» можно определить методом наименьших квадратов.

Полученные таким способом параметры «а» и «b» относятся только к одному виду полурейса, по которому проводились наблюдения и только для одной вытяжки.

Для нормирования других видов полурейсов и в других маневровых районах нужно проводить аналогичные хронометражные наблюдения.

Этот способ нормирования маневров является достаточно трудоемким, связан со значительными затратами средств и времени. Его целесообразно применять в тех случаях, когда определить продолжительность полурейса или элементарной операции не удается прямым расчетом или путем их моделирования.

При использовании тяговых расчетов продолжительность полурейса может определяться аналитически по формулам или графически построением кривых и.

Продолжительность полурейса универсального типа складывается из суммы времени на все составляющие его элементы: разгон (),движение с установившейся скоростью (),движение по инерции ()и торможение (). Исходя из зависимости между силами тяги и сопротивления при движении подвижного состава:

, мин., (3.8)

, мин., (3.9)

, мин., (3.10)

, мин., (3.11)

где - скорость в конце разгона, км/ч;

- скорость в начале торможения, км/ч;

- установившаяся скорость движения, км/ч;

- удельная касательная сила тяги локомотива, кг/т;

- удельная сила торможения, кг/т;

- удельное сопротивление движению вагонов и локомотива, кг/т.

Величины , и могут приниматься согласно рекомендуемым в тяговых расчетах. Однако сложность аналитических расчетов заключается в том, что в большинстве случаев являются неизвестными реализуемые при маневровых передвижениях скорости , и .

Поэтому для определения скоростей движения по времени применяют графическое моделирование этих параметров при выполнении полурейса. Сначала по тяговым характеристикам локомотива с учетом продольного профиля пути, величины маневрового состава и его веса строят график изменения скорости (рис. 3.13). На основании этой кривой строится график зависимости .

Нормирование маневров с помощью тяговых расчетов дает лучшие результаты при значительной длине полурейса, т.е. когда маневровый состав часть пути проходит с установившейся скоростью.

На практике для определения времени на выполнение маневровых операций используют обобщенные нормативы, рассчитанные по среднестатистическим параметрам.

Время на выполнение маневровой работы можно представить в общем виде:

, (3.12)

где - продолжительность полурейса i-го вида;

- число полурейсов i-го вида;

k - число видов полурейсов;

- время на подготовительно-заключительные операции (осмотр вагонов, снятие и постановка средств закрепления и др.).

Таким образом, для определения нормы времени на выполнение сложных маневров, как например, расформирование состава на вытяжном пути способом серийных толчков, необходимо посчитать сколько при этом потребуется заездов локомотива, вытягиваний на вытяжку, толчков, оттягиваний состава, определить продолжительность каждого из этих видов полурейсов и суммировать время на их выполнение с учетом времени на подготовительно-заключительные операции.