logo search
ПУТИ СООБЩ, ТЕХНОЛОГ СООРУЖ В ТРАН СИСТ УП_восс

4.2. Аэропорты

С правовой точки зрения аэропорт – это авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом независимо от его организационной и правовой формы и формы собственности, осуществляющее за плату наземное обслуживание воздушных перевозок пассажиров, грузов и почты. С инженерно-технической – аэропорт – комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный, персонал и других работников.

Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов – потребителей авиауслуг, непосредственно осуществляющих или способствующих их осуществлению. Аэропорты должны удовлетворять потребности населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг (пассажирам, клиентуре, арендаторам и др.), эффективно эксплуатировать и расширять производственные мощности, в соответствии с потребностями авиатранспортного рынка при обеспечении безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей и соблюдении при этом отечественных и международных норм, правил.

Основными задачами аэропорта являются:

- выполнение работ и услуг по обслуживанию ВС отечественных и зарубежных авиакомпаний, обслуживание пассажиров и технологических процессов, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома;

- обеспечение и выполнение в зоне аэропорта требований авиационной безопасности;

- строительство и эксплуатационное содержание сооружений и объектов для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки ВС, а также для обеспечения

деятельности служб аэропорта;

- организация и проведение аварийно-спасательных работ;

- осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории аэропорта и сопредельной территории и пр.

В зависимости от характера выполняемых авиаперевозок аэропорты подразделяются на международные и для внутренних перевозок в пределах Российской Федерации.

К международным относят такие аэропорты, через которые разрешено в установленном порядке осуществлять международные авиаперевозки и в которых обеспечены таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль. Для данной группы аэропортов обязателен учет дополнительных требований и рекомендаций Международной организации гражданской авиации ИКАО.

К аэропортам для внутренних авиаперевозок относят такие, которые обслуживают авиаперевозки, осуществляемые в пределах Российской Федерации без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля.

В зависимости от значения обслуживаемых внутренних авиалиний устанавливается соответствующий статус аэропорта: федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линий.

К аэропортам федерального значения относят аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы РФ, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей РФ. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило, аэропорты с годовым объемом перевозок пассажиров не менее 500 тыс. человек, имеющие ВПП с искусственным покрытием и комплекс радиотехнических средств и светосигнального оборудования, позволяющий прием и отправку воздушных судов 1 и 2 классов, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значения в системе государственного устройства РФ и находящихся, как правило, в государственной собственности.

Федеральные аэропорты обслуживают воздушные перевозки по воздушным трассам, связывающим между собой федеральные, краевые и областные административно-хозяйственные центры Российской Федерации. Аэропорты федерального значения образуют опорную сеть и обеспечивают потребность в авиаперевозках всех регионов страны и основные транспортные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

К аэропортам регионального значения относятся аэропорты, расположенные в регионах РФ и осуществляющие межрегиональные авиаперевозки. Эти аэропорты, как правило, находятся в муниципальной собственности регионов.

К аэропортам местных воздушных линий относятся аэропорты, в которых основной объем работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве. Эта группа аэропортов находится в муниципальной собственности регионов и юридических лиц регионов.

Аэропорты классифицируются по годовому объему пассажирских и грузовых перевозок (пассажирооборот и грузооборот), включающий суммарное количество всех прилетающих и вылетающих пассажиров, в т. ч. транзитных (без пересадки на другой рейс) и трансферных (с пересадкой на другой рейс) пассажиров. В зависимости от годового объема перевозок гражданские аэропорты делятся на пять классов (табл. 5).

При объеме перевозки пассажиров более 10 млн/год аэропорт называется внеклассным, а менее 0,1 млн/год – неклассифицированным.

Аэропорты I-III классов обслуживают, как правило, федеральные воздушные линии, аэропорты IV-V классов – региональные воздушные линии, в которых основной объем перевозок осуществляется по местным воздушным линиям (МВЛ).

Таблица 5

Классификация гражданских аэропортов

Класс аэропорта

Годовой объём пассажирских перевозок, тыс. чел.

I

7000... 10000

II

4000...7 000

III

2000...4 000

IV

500... 2000

V

100 ...500

Пассажирские аэропорты предназначены для перевозки пассажиров, грузовые – для перевозки грузов и почты. В большинстве случаев в современных аэропортах совмещается работа по обеспечению пассажирско- грузовых перевозок.

Основными технологическими характеристиками аэропортов являются: годовой объем пассажирских и грузовых перевозок, интенсивность и состав движения воздушных судов, типы воздушных судов, эксплуатирующихся или предполагаемых к эксплуатации в аэропорту.

Технологические расчеты зданий и сооружений аэропортов производятся с учетом эксплуатируемого парка воздушных судов в данном аэропорту.

Аэропорты подразделяются на базовые и запасные. К базовым относят аэропорты для постоянного базирования ВС одной или нескольких авиакомпаний, обслуживающих данную воздушную трассу или систему воздушных трасс, региональные или специальное подразделение гражданской авиации. К запасным относят аэропорты, предназначенные для эпизодического обслуживания ВС в случае неудовлетворительной метеорологической обстановки на базовом аэродроме.

Аэропорты подразделяются на следующие виды:

- сухопутные аэропорты или просто аэропорты, в которых эксплуатируются ВС с колесным шасси;

- гидроаэропорты, в которых эксплуатируются гидросамолеты с поплавковыми шасси, обеспечивающими взлет и посадку ВС с водной поверхности (акватории).

Аэропорт как комплекс зданий и сооружений включает: аэродром, предназначенный для обеспечения взлетов, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов; служебно-техническую территорию (СТТ), предназначенную для расположения зданий и сооружений обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, технического обслуживания воздушных судов, объектов авиатопливообеспечения, здания КДП с антенным полем и производственные здания и сооружения вспомогательного назначения, территории обособленных сооружений управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистных и водозаборных сооружений, складов горюче-смазочных материалов и пр.

Аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и хранения ВС. В пределах аэродрома производятся некоторые виды наземного обслуживания пассажиров (посадка, высадка, транспортирование пассажиров),- технологические операции (погрузка, выгрузка, транспортировка) грузов, почты, багажа пассажиров, а также некоторые виды технического обслуживания ВС.

В состав аэродрома входят следующие основные элементы:

- летное поле;

- летные полосы (ЛП), в том числе взлетно-посадочные полосы (ВПП) с искусственным покрытием или грунтовые;

- концевые полосы торможения (КПТ) за концами ВГЕП, если они предусмотрены;

- свободные зоны;

- рулежные дорожки (РД);

- перроны и места стоянки воздушных судов;

- площадки специального назначения.

Служебно-техническая территория (СТТ) – часть территории аэропорта, где размещаются здания и сооружения, предназначенные для выполнения технологических операций, связанных с обслуживанием пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, выполнением определенных видов технического обслуживания самолетов. На СТТ аэропорта размещаются также здания и сооружения вспомогательного назначения (здание управления аэропорта и авиаотрядов, профилакторий, база аэродромной службы, специальная автобаза и др.).

Приаэродромная территория – прилегающая к аэродрому местность, над которой в воздушном пространстве производится маневрирование воздушных судов. Воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах называется районом аэродрома.

Некоторые сооружения и оборудование аэропорта располагаются обособленно, вне его территории, но условно могут быть отнесены к аэродрому или СТТ. К таким сооружениям относятся, например, некоторые объекты радионавигации, посадки и управления воздушным движением (УВД), перевалочные склады горюче-смазочных материалов (ГСМ) и др.

Аэропорт как авиатранспортное предприятие представляет собой единый технологический комплекс, включающий здания и сооружения основного производственного и вспомогательного назначения, а также инженерные сети и сооружения.

Технология работы аэропорта и его отдельных зданий и сооружений обеспечивает:

- обслуживание пассажирских, грузовых и почтовых перевозок;

- выполнение специальных авиационных работ;

- эксплуатацию воздушных судов;

- создание условий безопасного, экологически эффективного и гармоничного, с точки зрения экологических и санитарных норм, выполнения всех технологических процессов;

- создание социально-нормальных условий для пребывания пассажиров в аэропорту, в том числе и для инвалидов и пожилых людей;

- сокращение времени пребывания в аэропорту пассажиров, грузов, почты и багажа;

- создание максимальных возможностей для обслуживающего персонала аэропорта и его служб по обеспечению выполнения технологических процессов;

- возможность размещения, функционирования и обслуживания высокопроизводительного технологического оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов;

- технологическое и организационное взаимодействие отдельных служб аэропорта;

- возможность организации и проведения мероприятий по гражданской обороне и предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций;

- безопасные условия труда персонала аэропортов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что называется воздушной трассой?

2. Какова ширина воздушной трассы?

3. Как делятся маршруты зональной навигации?

4. Как делятся маршруты зональной навигации по стандартам ИКАО?

5. Как делятся международные воздушные трассы?

6. Какие существуют правила расшифровки обозначения международной воздушной трассы?

7. Что понимается под неорганизованными треками?

8. Какая служба аэропорта обеспечивает техническую эксплуатацию и подготовку аэродромов к полетам воздушных судов?

9. Дайте определение воздушных коридоров.

10. Что входит в районы диспетчерской службы?

11. Дайте определение аэропорта.

12. Какие задачи выполняют аэропорты?

13. Как устанавливается статус аэропорта?

14. Какова классификация аэропортов?

15. Какие основные элементы входят в состав аэропорта?

16. Каково назначение служебно-технической территории аэропорта?

17. Как подразделяются аэропорты в зависимости от характера выполняемых авиаперевозок?