logo search
Лабораторные работы по Устройству автомобилей

Принцип работы сцепления

Однодисковое сухое сцепление постоянно включено. Работу сцепления обеспечивает привод сцепления.

При нажатии на педаль сцепления привод сцепления перемещает вилку сцепления, которая воздействует на подшипник сцепления. Подшипник нажимает на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска. Лепестки диафрагменной пружины прогибаются в сторону маховика, а наружный край пружина отходит от нажимного диска, освобождая его. При этом тангенциальные пружины отжимают нажимной диск. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается.

При отпускании педали сцепления диафрагменная пружина приводит нажимной диск в контакт с ведомым диском и через него в контакт с маховиком. Крутящий момент за счет сил трения передается от двигателя к коробке передач.

Лаб.раб.№9

Ответ к вопрос №4

Привод выключения сцепления предназначен для дистанционного управления сцепле­нием. Гидравлический привод состоит из педали сцепления, главного цилиндра. пневмогидравлического усилителя, сервопружины, привода сцепления и системы трубо­проводов и шлангов. Педаль сцепления расположена слева впереди водителя и установлена на кронштейне, закрепленном на передней панели кабины. Ось педали установлена в двух приваренных к кронштейну опорах и зафиксирована в одной из них шплинтом. Педаль вращается на оси, на втулке из антифрикционного материала. Ось смазывается смазкой 158М, закладываемой при сборке. Ход педали определяется двумя ограничителями, привернутыми к кронштейну. Огра­ничитель, расположенный в средней части кронштейна, ограничивает ход педали при движе­нии ее вниз (при выключении сцепления), а ограничитель, расположенный в верхней часта кронштейна при движении ее вверх (при отпускании педали и включении сцепления). Педаль постоянно поджимается к верхнему ограничителю хода пружиной. К ступице педали приварен рычаг толкателя поршня главного цилиндра. В проушину рычага устанавливается эксцентриковый палец, предназначенный для соединения с проуши­ной толкателя и обеспечения регулировки зазора между толкателем и поршнем главного ци­линдра при отпущенной педали сцепления. Главный цилиндр гидропривода установлен на кронштейне педали сцепления и состоит из следующих основных частей: толкателя, поршня, корпуса главного цилиндра, пробки ци­линдра и пружины. В корпусе главного цилиндра образованы две полости, разделенные перегородкой. Верхняя полость предназначена для заправки гидропривода рабочей жидкостью через отверстие, закрытое защитным чехлом, и для хранения необходимого запаса рабочей жидкости. При правильно заправленной и прокаченной системе уровень жидкости в полости должен состав­лять 3/4 рабочего объема. Нижняя полость выполняет функцию рабочей полости главного цилиндра, в которой устанавливается поршень с манжетой и пружиной. Рабочая полость закрывается со стороны привода пробкой. При опущенной педали сцепления толкатель, связанный через эксцентриковый па­лец с рычагом толкателя, находится в верхнем положении. Поршень под действием пружины прижат к перегородке корпуса. Между толкателем и поршнем имеется зазор, и полости через отверстие в поршне сообщаются между собой. При нажатии на педаль сцепления толкатель выбирает зазор, закрывает отверстие в поршне, предотвращая перетекание жидкости из верхней полости в нижнюю, и перемещает поршень, сжимая пружину. Поршень, имеющий большую площадь, чем проходное сечение пробки, перемещаясь, создает давление, которое по шлангам и трубопроводам передается к входному отверстию пневмогидроусилителя. При отпускании педали сцепления поршень под действием давления в гидросистеме и пружины возвращается в исходное положение. Толкатель, перемещаясь вместе с педалью сцепления, отрывается от поршня и сообщает полости между собой. В процессе эксплуатации по мере износа накладок ведомых дисков следует регулиро­вать привод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.

Лабораторная работа №10