3.6. Внешние водные пути
Под внешними водными путями (морскими и океаническими) понимаются установившиеся судоходные трассы между портами одного или нескольких государств. В них входят судоходные трассы, пролегающие как по открытым морям и океанам, так и проходящие в естественных узкостях, в искусственно созданных фарватерах и подходных каналах к портам, доступных для морских судов по глубинам и ширине судоходной части, а также снабженных необходимым навигационным оборудованием для обеспечения безопасности прохождения судов.
Естественные морские пути существенно отличаются от транспортных магистралей суши тем, что они созданы природой, поэтому не требуют затрат на строительство, эксплуатацию и ремонт. Искусственно созданные фарватеры, куда входят соединительные каналы и подходные каналы к портам, подобно транспортным магистралям суши, трудоемки и капиталоемки. Просторы океанов и морей обеспечивают возможность плавания практически любому количеству судов. С этим связана ничем не лимитированная грузонапряженность морских трасс, т. е. количество тонно-миль, приходящихся на единицу эксплуатационного пути. Они обладают неограниченной пропускной способностью, за исключением каналов и некоторых проливов. Протяженность морских путей и их оконечностей — подходных каналов зависят от мест расположения портов.
Обеспечение мореплавания связано с функционированием следующих систем:
- системы установления путей движения судов;
- системы управления движением судов;
- глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
- системы судовых сообщений.
Эти системы предназначены для решения разных задач, например: организация движения судов путем разделения встречных потоков судов в прибрежных водах, радиолокационный контроль и оперативное управление движением судов на подходах к портам, минимизация последствий навигационной аварийности путем содействия проведению спасательных операций, защита наиболее экологически уязвимых морских районов.
Система установления путей относится к наиболее ранним системам обеспечения безопасности мореплавания. Отдельные элементы этой системы (например, рекомендованные пути) использовались на протяжении многих веков.
В соответствии с резолюцией ИМО А.572 «Общие положения об установлении путей движения судов» назначение системы установления путей движения заключается в повышении безопасности плавания в районах, где сходятся потоки движения судов, и в районах с большой интенсивностью движения или там, где свобода движения судов затруднена ограниченным морским пространством, наличием препятствий, ограниченными глубинами или неблагоприятными метеорологическими условиями. В зависимости от конкретных факторов, негативное влияние которых необходимо нейтрализовать, установление путей движения выполняется с целью реализации одной или нескольких из следующих задач:
- «разделение встречных потоков судов таким образом, чтобы уменьшить вероятность столкновения судов;
- уменьшение опасности столкновения судов, следующих в установленных полосах движения, с судами, следующими курсами, пересекающими такие полосы;
- упрощение организации движения в районах схождения потоков судов;
- организация безопасного движения судов в районах интенсивных изысканий или разработок в открытом море;
- организация потока судов в районах или вокруг районов, где плавание всех судов или определенных классов судов опасно или нежелательно;
- уменьшение риска посадки судов на мель установлением специальной организации движения судов в районах, в которых глубины недостоверны или близки к осадке судна;
- организация движения судов на достаточном расстоянии от районов рыболовства или через районы рыболовства»;
– направление потоков судов в обход экологически уязвимых районов.
Под системой установления путей понимается порядок организации движения, основанный на использовании методов, реализуемых с помощью отдельных элементов этой системы, или комбинации таких элементов. Для решения задач установления путей движения могут быть использованы следующие методы:
– разделение встречных потоков судов зонами разделения движения или линиями разделения в тех случаях, когда невозможно применить зоны;
– разделение встречных судопотоков естественными препятствиями и другими показанными на карте объектами;
– разделение транзитного и местного судоходства установлением зон прибрежного плавания;
– секторное разделение смежных систем разделения движением на подходах к узловым точкам;
– установление путей движения в районах узловых точек, в местах схождения путей, где соединяются системы разделения движения, введением районов кругового движения или районов повышенной осторожности плавания;
– установление районов, которых следует избегать;
– установление двусторонних, глубоководных и (или) рекомендованных путей, рекомендованных направлений потоков судов, рекомендованных маршрутов.
Для практической реализации этих методов в резолюции ИМО А.572 определены следующие элементы системы установления путей:
– зона или линия разделения движения;
– полоса движения;
– район кругового движения;
– зона прибрежного плавания;
– двусторонний путь;
– рекомендованный путь;
– глубоководный путь;
– район повышенной осторожности плавания;
– район, которого следует;
– установленное направление потока судов;
– рекомендованное направление потока судов.
Из таких элементов, как зона или линии разделения движения и полоса движения формируется отдельная структура, называемая системой разделения движения судов. Все элементы этой системы разделены на три группы: системы разделения движения, установленные пути и специальные районы. На основе этих элементов, а также других организационных и нормативных мер, система установления путей движения судов может быть реализована в различном объеме и в различных формах. В этом случае говорят о системе установленных путей. При этом система установленных путей может в той или иной мере включать в себя и элементы, которые не отражены в резолюции ИМО А.572, но предусматриваются другими международными или национальными документами. Например, морские коридоры для мирного или архипелажного прохода устанавливаются на основе положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а зоны безопасности вокруг искусственных сооружений на море впервые были введены Конвенцией ООН о континентальном шельфе 1956 г., затем несколько раз уточнялись различными документами Международной морской организации (ИМО), последним из которых является резолюция А.671, принятая в 1989 г. в Лондоне.
Все элементы системы установления путей являются пространственными элементами, занимая определенную часть морской акватории. В общем случае их можно представлять в качестве морских районов системы установления путей движения.
- С. Е. Иванов пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- Информационные ресурсы дисциплины
- Автомобильные дороги и их технологические сооружения
- 1.1. Нормативные документы, действующие при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
- 1.2. Классификация автомобильных дорог
- 1.3. Конструкция автомобильных дорог
- 1.4. Основные транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог
- 1.5. Экологическое качество и безопасность автомобильных дорог
- 1.6. Обследование, диагностирование, содержание и ремонт автомобильных дорог
- 1.7. Технологические сооружения автомобильных дорог
- 2. Железнодорожные пути, станции и узлы
- 2.1. Основные нормативные документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения
- 2.2. Конструкция железнодорожного пути
- 2.3. Содержание и ремонт железнодорожных путей
- 2.4. Железнодорожные станции и узлы
- 3. Водные пути и их технологические сооружения
- 3.1. Водные ресурсы и основные нормативные документы по эксплуатации водных путей
- 3.2. Внутренние водные пути и их транспортно-эксплуатационные характеристики
- 3.3. Шлюзованные внутренние водные пути
- 3.4. Судоходные каналы
- 3.5. Содержание внутренних водных путей
- 3.6. Внешние водные пути
- 3.7. Порты
- 4. Воздушные трассы и аэропорты
- 4.1. Воздушные трассы
- 4.2. Аэропорты
- 5. Транспортно-грузовые комплексы
- 5.1. Понятие транспортно-логистической системы
- 5.2. Склады и грузовые терминалы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Предметный указатель
- Оглавление
- Пути сообщения, технологические сооружения транспортных систем
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5