logo search
Мой курсак 2003

5 Способ определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике, используемой при уголовном и служебном расследованиях дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Способ включает измерение скорости движения пешехода, установление ее среднеарифметической величины и отличается от известных тем, что проводят экспериментальное определение скорости движения 10-30 раз с тремя пешеходами одного возраста и одинакового физического развития с пострадавшим. При этом обрабатывают результаты как малую выборку с использованием центральных отклонений, с помощью которых определяют среднее значение скорости движения, среднее квадратическое отклонение, ошибку и достоверность среднего значения. При выявленной достоверности среднего значения рассчитывают необходимое количество экспериментов, которое сравнивают с их фактически проведенным числом, и при необходимости проводят дополнительные эксперименты, рассчитывают коэффициент достоверности экспериментальных данных по скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, определяют вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра. При соответствии величин указанных вероятностных показателей принятым для расследований ДТП допустимым их значениям или пределам рассчитывают на основании закона нормального распределения статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода путем вычитания из ее среднего значения и сложения с ним произведения коэффициента достоверности на среднее квадратическое отклонение. На судебную автотехническую экспертизу представляют установленные предельные значения скорости движения пострадавшего пешехода для производства расчетов по определению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. Для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в расследованиях ДТП определяют статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода при допустимых значениях или пределах вероятности не менее 0,95 и уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра не менее 95% и заданной точности при экспериментах по определению скорости движения пешехода не более ±0,5 км/ч. Изобретение обеспечивает повышенную точность определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения ДТП. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может быть применено для определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства при уголовном и служебном расследованиях дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Уголовное расследование ДТП проводится следственными органами МВД и прокуратуры, а служебное расследование - автотранспортными предприятиями, организациями и др.

Величина скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства имеет решающее значение в расследовании ДТП для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения водителем происшествия. Иногда изменение величины этого параметра даже на 0,5 км/ч может привести к противоположному выводу о наличии или отсутствии возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. А это в свою очередь приведет к обвинению невиновного водителя или к оправданию виновного.

Проведенный патентный поиск показал, что определение скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства на уровне изобретения до сих пор еще не рассмотрено. Поэтому приведение и описание прототипа или аналога не представляется возможным.

Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется использовать скорости движения пешеходов по данным, установленным исследованиями, например, Ленинградской НИЛСЭ в 1966 г., скорости движения детей - по данным Центральной криминалистической лаборатории в Москве, установленным в 1960 г. Рекомендуется также использовать данные о скоростях движения пешеходов и детей, приведенные в другой технической литературе, например книге Иларионова В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М.:Транспорт,1989. - 254 с., и др.

Практикуется также представление следствием на судебную автотехническую экспертизу скорости движения пешехода, установленной экспериментальным путем с другим пешеходом одного возраста с пострадавшим. Для этого проводится следственный эксперимент в одинаковых дорожных условиях с трехкратной повторностью и определяется среднеарифметическая величина скорости движения пешехода, которая представляется на судебную автотехническую экспертизу.

Является очевидным и не требует доказательства факт о том, что нельзя применять в экспертных расчетах по установлению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода данные о его скорости движения, взятые из технической литературы, например, установленные в Ленинграде и Москве 33-39 лет тому назад, так как никто, в том числе и следователь, не сможет доказать, что пострадавший пешеход двигался именно с такой скоростью. Поэтому следователь не имеет права представлять такие данные о скорости движения пешехода на судебную автотехническую экспертизу, а экспорт не вправе производить расчеты по установлению возможности или невозможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода с этими данными, а также взяв их по своему усмотрению из технической литературы.

Как увидим из предлагаемого способа, без математической обработки полученных экспериментальным путем величин скорости движения пешехода также нельзя применять в экспертных расчетах ее среднеарифметическую величину. Это связано с тем, что при экспериментальном определении скорости движения пешехода мы имеем дело со случайными величинами, так как привлеченные для экспериментов пешеходы не могут точно воспроизвести фактическую величину скорости движения пострадавшего пешехода. Поэтому в экспертных расчетах могут быть использованы лишь статистически достоверные предельные значения - минимальная и максимальная величины скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, в пределах которых с определенной вероятностью будет находиться фактическая скорость движения пострадавшего пешехода.

Целью изобретения является повышение точности определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения ДТП.

Указанная цель достигается предлагаемым способом, который осуществляется следующим образом. Следствие проводит следственный эксперимент 10-30 раз с тремя пешеходами одного возраста и одинакового физического развития с пострадавшим по определению его скорости движения, темп которой устанавливается по показаниям водителя и очевидцев или свидетелей. Результаты экспериментов обрабатывают как малую выборку с использованием центральных отклонений, с помощью которых определяют среднее значение скорости движения, среднее квадратическое отклонение, коэффициент изменчивости или вариации, ошибку среднего, точность опыта или процент ошибки экспериментов и достоверность среднего значения. При выявленной достоверности среднего значения рассчитывают необходимое количество экспериментов, которое сравнивают с их фактически проведенным числом и при необходимости проводят дополнительные эксперименты. Затем рассчитывают коэффициент достоверности экспериментальных данных по скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, определяют вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также достоверности установленных предельных значений этого параметра. При соответствии величин указанных вероятностных показателей принятым для уголовного и служебного расследования дорожно-транспортных происшествий допустимым их значениям или пределам рассчитывают на основании закона нормального распределения, которому подчиняется скорость движения пешехода, статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода путем вычитания из ее среднего значения и сложения с ним произведения коэффициента достоверности на среднее квадратическое отклонение. Установленные предельные значения скорости движения пострадавшего пешехода представляют на судебную автотехническую экспертизу для производства расчетов по определению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода.

Для получения указанных статистических и вероятностных показателей использованы книги: Дворецкий М.Л. Практическое пособие по вариационной статистике. - Йошкар-Ола: ПЛТИ, 1961. - 99 с.и Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 1977. -479 с. Могут быть использованы также любые другие книги, в которых излагаются математическая статистика и теория вероятностей, например, Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. - М.: Медицина, 1975. - 295 с. и Зайцев И.А. Высшая математика. - М.: Высшая школа, 1991. - 399 с. и др.

Предлагаемый способ и установление подчинения скорости движения пешехода закону нормального распределения частот основаны на проведенных автором многочисленных экспериментальных исследованиях этого параметра у пешеходов разных возрастных групп, в различных дорожных условиях и темпе скорости движения. Было проведено 4585 экспериментальных определений скорости движения пешеходов. Для провидения исследований были сконструированы и изготовлены фоторелейное устройство и электрическое самопишущее устройство, которое работало со светолучевым осциллографом К-5-22. Результаты указанных экспериментальных исследований опубликованы в двух монографиях автора “Организация безопасного дорожного движения на транспортных узлах и пешеходных переходах”. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1991. - 135 с., “Организация и безопасность дорожного движения”. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1993. - 127 с., в диссертации и автореферате на соискание ученой степени доктора технических наук (1998 г.).

Данные экспериментального исследования были подвергнуты математической обработке на ЭВМ. Подчинение скорости движения пешехода закону нормального распределения частот установлено с использованием критериев согласия Пирсона и В.И. Романовского по известной в математической статистике методике.

Подчинение скорости движения пешеходов закону нормального распределения частот позволяет определить по результатам экспериментальных исследований статистически достоверные минимальную и максимальную величины этого параметра.

Пример. Проведены 25 определений скорости движения трех пешеходов и получены следующие данные: 9,5; 8,8; 10,2;9,5; 9,1; 7,9; 8,8; 9,7; 9,5; 9,2; 9,0; 8,1; 9,5; 8,9; 10,3; 9,6; 9,8; 10,0; 9,2; 9,4; 8,7; 8,8; 9,5; 9,8; 10,2 км/ч. Приводим эти данные в табл.5.1, находим суммы установленных величин, центральных отклонений и их квадратов.

Определяем статистические показатели:

Среднее значение:

(5.1)

где  - сумма скоростей движения пешехода, км/ч;

n - число экспериментов;

Для определения центральных отклонений используем выражение:

; (5.2)

Таблица 5.1 – Сводная таблица расчетов

Скорость

движения

пешехода,

Xi

Центральные отклонения

Скорость

движения

пешехода,

Xi

Центральные отклонения

2

2

9,5

0,18

0,0324

9,6

0,28

0,0784

8,8

-0,52

0,2704

9,8

0,48

0,2304

10,2

0,88

0,7744

10,0

0,68

0,4624

9,5

0,18

0,0324

9,2

-0,12

0,0144

9,1

-0,22

0,0484

9,4

0,08

0,0064

7,9

- 1,42

2,0164

8,7

-0,62

0,3844

8,8

-0,52

0,2704

8,8

-0,52

0,2704

9,7

0,38

0,1444

9,5

0,18

0,0324

9,5

0,18

0,0324

9,8

0,48

0,2304

9,2

-0,12

0,0144

10,2

0,88

0,7744

9.0

-0,32

0,1024

∑Xi, =233.0

+6,02

-6,02

∑∝2= 8.88

8,1

- 1,22

1,4884

9,5

0,18

0,0324

±12,04

8,9

-0,42

0,1764

10,3

0.98

0,9604

например, для первой скорости движения оно составит α=9,5-9,32=0,18 км/ч. Среднеквадратическое отклонение:

км/ч

Коэффициент изменчивости или вариации:

при С до 5% изменчивость считается слабой, 6-10% - умеренной, 11-20% - значительной, 21-50% - большой, больше 50% - очень большой.

Ошибка среднего:

Процент ошибки экспериментов:

Достоверность среднего:

еслиравно или больше трех, то значение параметра является надежным, достоверным и им можно пользоваться для разных сопоставлений и выводов. В этом примере tc=68,5>3, следовательно среднее значение достоверно.

Необходимое количество экспериментов для получения статистически достоверных величин скорости движения пешехода определяем только при достоверности среднего значения, используя для этого формулу:

(5.3)

где t - коэффициент или показатель достоверности; при вероятности, например, 0,68; 0,95 и 0,997 t соответственно равен 1; 2 и 3;

m3 - заданная точность км/ч.

Задавшись, например, вероятностью 0,95 и точностью 0,3 км/ч определяем необходимое количество экспериментов которое меньше проведенного их числа. Следовательно, проведено достаточное количество экспериментов. Следует указать, что чем большей точностью будем задаваться в расчетах, тем большее количество экспериментов нужно провести. Так, если m3 в этом примере принять равной 0,2 км/ч, тогда N составит 46, при m3=0,1 км/ч - 185 экспериментов. Если задаваться меньшей точностью, то количество экспериментов потребуется меньше, например, в этом примере при m3=0,4 км/ч - 12, при m3=0,5 км/ч - 7.

Здесь укажем, что для уголовного и служебного расследований ДТП необходимо принимать вероятность не менее 0,95 и заданную точность экспериментальных данных при определении скорости движения пешехода не более ±0,5 км/ч. Это значит, что величины большинства (больше половины) экспериментально определенных скоростей движения пешехода не должны отличаться от их среднего значения более чем на заданную точность ±0,5 км/ч. Если это условие не выполняется, то необходимо увеличить количество экспериментов. Этот способ рекомендуем в качестве критерия для предварительной оценки необходимого количества экспериментов.

Если применить этот критерий к нашему приведенному выше примеру, то получается, что только в 9 случаях из 25 средняя скорость движения пешехода (9,32 км/ч) отличается от экспериментально определенных скоростей движения на величину более ±0,5 км/ч (например, 9,32-10,2=-0,88 км/ч; 9,32-7,9=1,42 км/ч и т.д.). Это свидетельствует о том, что вероятность соответствия скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов будет больше 0,95, которая, как будет видно, подтверждается нашими последующими исследованиями и составляет 0,9997.

Далее определяем коэффициент достоверности экспериментальных данных, для чего формулу N решаем относительно t, заменив в ней N фактически проведенным количеством экспериментов Nф, т.е.

(5.4)

Подставив в эту формулу соответствующие величины: Nф=25; m3=±0,5 км/ч, σ=0,68 км/ч, устанавливаем, что

,

Полученная величина t соответствует вероятности 0,9997 (см.табл.4.2). Следовательно, уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра составляет 99,97%.

Таким образом, статистически достоверные минимальная и максимальная величины скорости движения пострадавшего пешехода составляют

т.е. с уверенностью на 99,97% можем утверждать, что скорость движения пострадавшего пешехода была в пределах 6,82...11,82 км/ч.

К сведению и для пользования в табл.2 приводим величины вероятности и процента уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в правильности установленных предельных значений этого параметра при различных величинах коэффициента или показателя достоверности экспериментальных данных t. Приведенные в табл.2 величины вероятности при соответствующих коэффициентах достоверности взяты из книги Гмурмана В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 1977. - 479 с.,

а проценты уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра пересчитаны нами.

Теперь покажем пример решения вопроса при трехкратной повторности экспериментов по определению скорости движения пешехода. Предположим, что установлены следующие величины скорости движения пешехода: 7,9; 9,4 и 8,9 км/ч. Обработав указанным выше способом устанавливаем следующие статистические показатели: среднее значение ; среднее квадратическое отклонение σ=±0,75 км/ч; коэффициент изменчивости или вариации С=8,62%; ошибка среднего  процентной ошибки экспериментов P=4,98%; достоверности среднего tc=20,1; 20,1>3, следовательно среднее значение достоверно.

При вероятности 0,95 и заданной точности±0,5 км/ч, используя приведенную выше формулу N, устанавливаем, что необходимое количество экспериментов составит

а было проведено всего 3 эксперимента.

Факт о том, что проведено недостаточное количество экспериментов можно было установить также применив приведенный выше критерий для предварительной оценки. Как видно из установленных экспериментальных данных, две из трех скоростей движения пешехода 7,9 и 9,4 км/ч отличаются от их среднего значения на 8,7-7,9=0,8 км/ч и 8,7-9,4=-0,7 км/ч, что больше заданной точности ±0,5 км/ч, т.е. не выполняется критерий предварительной оценки необходимого количества экспериментов. Это, как указали выше, свидетельствует о том, что вероятность соответствия скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов меньше 0,95.

Таблица 5.2 – Результаты расчетов

Коэфф

ициент досто

верности, t

Вероят­

ность

соответствия

Процент уверенности

Коэфф

ициент досто

верности, t

Вероят­

ность

соответствия

Процент уверенности

Коэфф

ициент досто

верности t

Вероят­

ность

соответствия

Процент уверенности

1

1

3

4

5

6

7

8

9

0.00

0.000

0.00

0.80

0.576

57.6 1

1.60

0.890

89.0

0.02

0.016

1.60

0.82

0.588

58.8

1.62

0.894

89.4

0.04

0.032

3.20

0.84

0.600

60.0

1.64

0.900

90.0

0.06

0.048

4.80

0.86

0,610

61.0

1,66

0,904

90.4

0.08

0.064

6.40

0.88

0.622

62.2

1.68

0.908

90.8

0.10

0.080

8.00

0.90

0.632

63.2

1.70

0.910

91.0

0.12

0.096

9.60

0.92

0.642

64.2

1.72

0.914

91.4

0.14

0.112

11.2

0.94

0.652

65.2

1.74

0.918

91.8

0.16

0.128

12.8

0.96

0.664

66.4

1.76

0.922

92.2

0.18

0.142

14.2

0.98

0.674

67.4

1.78

0.926

92,6

0.20

0.158

15.8

1.00

0.682

68.2

1.80

0.928

92.8

0.22

0.174

17.4

1.02

0.692

69.2

1.82

0.932

93.2

0.24

0.190

19.0

1.04

0.702

70.2

1.84

0.934

93.4

0.26

0.206

20.6

1.06

0,710

71.0

1.86

0.938

93.8

0.28

0.220

22.0

1.08

0.720

72.0

1.88

0.940

94.0

0.30

0.236

23.6

1.10

0.728

72,8

1.90

0.942

94.2

0.32

0.252

25.2

1.12

0.738

73.8

1.92

0.946

94.6

0.34

0.266

26.6

1.14

0.746

74.6

1.94

0.948

94.8

0.36

0.282

28.2

1.16

0.754

75.4

1.96

0.950

95.0

0.38

0.296

29.6

1.18

0.762

76.2

1.98

0.952

95.2

0.40

0.310

31.0

1.20

0.770

77.0

2,00

0.954

95.4

0.42

0.326

32.6

1.22

0.776

77.6

2,05

0,960

96,0

0.44

0.340

34.0

1.24

0.786

78.6

2,10

0.964

96.4

0.46

0.354

35.4

1.26

0.792

79.2

2.15

0.968

96.8

0.48

0.368

36.8

1.28

0.800

80,0

2.20

0.972

97,2

0.50

0.384

38.4

1.30

0.806

80.6

2.25

0.976

97.6

0.52

0.398

39.8

1.32

0.814

81.4

2.30

0.978

97.8

0.54

0.410

41.0

1.34

0.820

82.0

2,35

0,982

98.2

0.56

0.424

42.4

1.36

0.826

82.6

2.40

0.984

98.4

0.58

0.438

43.8

1.38

0.832

83,2

2.45

0.986

98.6

0.60

0.452

45.2

1.40

0.838

83.9

2.50

0.988

98.8

0.62

0.464

46.4

1.42

0.844

84.4

2.60

0.990

99.0

0.64

0.478

47.8

1.44

0.850

85.0

2,70

0.992

99.2

0.66

0.490

49.0

1.46

0.856

85.6

2.80

0.994

99,4

0.68

0.504

50.4

1.48

0.862

86,2

2.90

0,996

99,6

0.70

0.516

51.6

1.50

0.866

86.6

3.00

0,997

99,7

0.72

0.528

52.8

1.52

0.872

87,2

3.20

0.9986

99,86

0.74

0.540

54.0

1.54

0.876

87,6

3.40

0.9992

99.92

0.76

0.552

55.2

1.56

0.882

88.2

3.60

0.9996

99.96

0.78

0.564

56,4

1.58

0.886

88.6

4.00

0.9999

99.99

Забегая вперед укажем, что эта вероятность составит всего 0,754, которая будет установлена ниже.

Величина коэффициента или показателя достоверности экспериментальных данных, рассчитанная по формуле t, составляет:

Полученная величина t соответствует вероятности 0,754 (см.табл.2). Следовательно, уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра составляет 75,4%.

Таким образом, статистически достоверные минимальная и максимальная величины скорости движения пострадавшего пешехода в данном случае составляют

т.е. с уверенностью только на 75,4% можем утверждать, что скорость движения пострадавшего пешехода была в пределах 7,83...9,75 км/ч.

Покажем еще один пример решения вопроса при десятикратной повторности экспериментов по определению скорости движения пешехода. Установлены следующие величины скорости движения двух пешеходов: 8,5; 8,8; 9,2; 9,5; 8,1; 7,9; 7,8; 9,7; 8,5; 9,2 км/ч. Получены следующие статистические показатели: среднее значение   среднее квадратическое отклонение σ=±0,67 км/ч; коэффициент изменчивости или вариации С=7,68%; ошибка среднего   процент ошибки экспериментов P=2,43%; достоверность среднего tc=41,1; 41',1>3, следовательно, среднее значение достоверно. При вероятности 0,95 и заданной точности ±0,5 км/ч необходимое количество экспериментов N=7. Было проведено 10 экспериментов, следовательно их количество достаточно.

Этот вывод можно было сделать не проведя математическую обработку экспериментальных данных, применив приведенный выше критерий предварительной оценки необходимого количества экспериментов. Как видно, только половина экспериментальных данных отличаются от их среднего значения более чем на ±0,5 км/ч: 8,72-8,5=0,22; 8,72-8,8=-0,08; 8,72-9,2=-0,48; 8,72-9,5=-0,78; 8,72-8,1=0,62; 8,72-7.9=0,82; 8,72-7,8=0,92; 8,72-9,7=-0,98; 8,72-8,5=0,22; 8,72-9,2=-0,48 (см.подчеркнутые величины). Это показывает, что проведено достаточное количество экспериментов.

Величина коэффициента или показателя достоверности экспериментальных данных, рассчитанная по формуле t, в этом случае составляет

что соответствует вероятности 0,982 (см.табл.2). Следовательно, уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра составляет 98,2%.

Таким образом, статистически достоверные минимальная и максимальная величины скорости движения пострадавшего пешехода в данном случае составляют

т.е. с уверенностью на 98,2% можем утверждать, что скорость движения пострадавшего пешехода была в пределах 7,14...10,30 км/ч.

На основании изложенного заключаем, что для избежания следственных и судебных ошибок необходимо принимать в экспертных расчетах по установлению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода не данные из технической литературы и среднюю скорость движения пешехода, установленную как среднеарифметическую величину при трехкратной повторности, а статистически достоверные минимальную и максимальную ее величины, полученные путем математической обработки экспериментальных данных при допустимых значениях или пределах вероятности не менее 0,95 и уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра, не менее чем на 95% и заданной точности при экспериментах скорости движения пешехода, не более ±0,5 км/ч.

Судебный автотехнический эксперт должен производить расчеты по установлению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в двух вариантах - при статистически достоверных минимальной и максимальной величинах скорости движения пешехода. Категорическое заключение о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия может быть сделано им только в том случае, если при минимальной и максимальной величинах скорости движения пострадавшего пешехода получаются одинаковые выводы.

Следователь обязан, во-первых, представить эксперту установленные предлагаемым выше способом статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения не менее трех пешеходов по результатам 10-30 замеров с указанием вероятности и процента уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра; темп скорости движения пострадавшего пешехода устанавливается при этом по показаниям водителя, очевидцев или свидетелей; во-вторых, потребовать от эксперта дачи заключения в двух вариантах; в третьих, сделать категорический вывод о непосредственной причине происшествия только при одинаковых выводах эксперта о наличии или отсутствии возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в обоих вариантах расчета.

Если следователь не в состоянии установить статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пешехода по данным следственного эксперимента предлагаемым выше способом, то для проведения расчетов он может официально пригласить инженера или математика, который должен принять участие в экспериментах, так как необходимое количество экспериментов должно быть рассчитано сразу же после проведения этого процессуального действия с тем, чтобы при необходимости можно было повторить эксперименты с этими же пешеходами.

Расчет статистически достоверных минимальной и максимальной величин скорости движения пешехода по данным следственного эксперимента можно поручить также и эксперту, поставив перед ним соответствующий вопрос и представив результаты измерений, полученные во время экспериментов. В этом случае следует проверить необходимое количество экспериментов, применив рекомендованный выше критерий предварительной оценки данного показателя, согласно которому величины больше половины экспериментально определенных скоростей движения пешехода не должны отличаться от их среднего значения более чем на заданную точность ±0,5 км/ч. Если не выполнить это требование, то может получиться так, что эксперт уже не сможет сделать выводы о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия с вероятностью не менее 0,95 и уверенность в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра будет менее 95%. Как было видно в приведенном выше втором примере с трехкратной повторностью определения скорости движения пешехода указанные вероятностные показателя составили 0,754 и 75,4%.

В заключение укажем, что как в выводах эксперта о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия, так и выводах следователя о виновности или невиновности водителя в совершении ДТП должны быть указаны вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значении этого параметра. В выводах эксперта должно быть указано, например, что с вероятностью не менее 0,95 и уверенностью в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значении этого параметра не менее чем на 95% утверждаться, что в данном случае имелась или не имелось возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. Или приведем другой вариант примера - с вероятностью только 0,65 и уверенностью в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра только на 65% утверждается, что в данном случае имелась или не имелось возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода. В своих выводах об установлении виновности или невиновности водителя транспортного средства следователь также должен указать приведенные выше вероятностные показатели.

Вывод по разделу: Как видно из вышеизложенного, в зависимости от представленных следствием данных судебной автотехнической экспертизы, указанные вероятностные показателя могут быть значительно меньше их допустимых значений или пределов - 0,95 и 95%, что должно быть учтено при оценке следствием достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы и обосновании им выводов о причинной связи и непосредственной причине ДТП, а также при оценке их судебными органами.

1. Способ определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства, включающий измерение скорости движения пешехода и установление ее среднеарифметической величины, отличающийся тем, что проводят экспериментальное определение скорости движения 10-30 раз с тремя пешеходами одного возраста и одинакового физического развития с пострадавшим, обрабатывают результаты как малую выборку с использованием центральных отклонений, с помощью которых определяют среднее значение скорости движения, среднее квадратическое отклонение, ошибку и достоверность среднего значения, при выявленной достоверности среднего значения рассчитывают необходимое количество экспериментов, которое сравнивают с их фактически проведенным числом, и при необходимости проводят дополнительные эксперименты, рассчитывают коэффициент достоверности экспериментальных данных по скорости движения охваченных экспериментами пешеходов, определяют вероятность и процент уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра, при соответствии величин указанных вероятностных показателей принятым для уголовного и служебного расследований дорожно-транспортных происшествий допустимым их значениям или пределам рассчитывают на основании закона нормального распределения статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода путем вычитания из ее среднего значения и сложения с ним произведения коэффициента достоверности на среднее квадратическое отклонение и представляют на судебную автотехническую экспертизу установленные предельные значения скорости движения пострадавшего пешехода для производства расчетов по определению наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода.

2. Способ определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что для установления наличия или отсутствия возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода в уголовном и служебном расследованиях дорожно-транспортных происшествий определяют статистически достоверные минимальную и максимальную величины скорости движения пострадавшего пешехода при допустимых значениях или пределах вероятности не менее 0,95 и уверенности в соответствии скоростей движения пострадавшего и охваченных экспериментами пешеходов, а также в достоверности установленных предельных значений этого параметра не менее 95% и заданной точности при экспериментах по определению скорости движения пешехода не более ±0,5 км/ч. 

ВЫВОДЫ

Реконструкция ДТП типа «наезд на пешехода» является сложной задачей, требующей комплексной экспертизы происшествия, тем не менее, все этапы процесса наезда можно представить с высокой точностью с помощью математических моделей, которые позволяют провести компьютерное моделирование и расчет результатов экспертизы в автоматическом режиме, что значительно сокращает сроки экспертизы и повышает точность ее результатов.

В данной курсовой работе были рассмотрены активная и пассивная безопасность автомобиля, системы, из которых они состоят и кратко раскрыт их смысл. Также рассмотрено влияние скоростного режима автомобиля на тяжесть дорожно-транспортных происшествий. Детально описаны виды столкновений автомобиля с пешеходом и подробно описана графическая схема наезда на человека. Также приведен алгоритм определения скорости автомобиля при наезде на пешехода.

Рассмотрен энергетический метод определения скорости автомобиля.

В зависимости от представленных следствием данных судебной автотехнической экспертизы, указанные вероятностные показателя могут быть значительно меньше их допустимых значений или пределов - 0,95 и 95%, что должно быть учтено при оценке следствием достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы и обосновании им выводов о причинной связи и непосредственной причине ДТП, а также при оценке их судебными органами.

Направление дальнейших исследований. Необходимо повысить точность экспериментальных показателей процесса, расширить и уточнить модель процесса взаимодействия человека с транспортным средством.