2. Подготовительные работы и осмотр
автотранспортного средства
2.1. Эксперт консультационного подразделения, при обращении к нему заказчика, проверяет правильность оформления заявки, уточняет вид заказанной услуги и, при необходимости, наличие уведомления о своевременном вызове заинтересованных сторон (лиц).
2.2. Автотранспортное средство предъявляется на осмотр в чистом виде и осматривается в условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра.
2.3. Перед началом осмотра эксперт знакомится с имеющимися документами и уточняет (фиксирует) следующие данные:
2.3.1. Фамилия, имя, отчество владельца АМТС (доверенного представителя); полное наименование владельца - юридического лица.
2.3.2. Адрес владельца: почтовый - физического лица; юридический - юридического лица; номер расчетного счета и адрес банковского учреждения, ИНН.
2.3.3. Данные паспорта транспортного средства (технического паспорта, свидетельства о регистрации) АМТС: серия, номер, кем и когда выдан, на каком основании.
При отсутствии регистрационных документов допускается использовать данные справки - счета, договора купли - продажи или контракта на поставку АМТС.
В случае необходимости эксперт имеет право затребовать нотариально заверенный перевод содержания документов на АМТС.
2.3.4. Идентификационные данные на АМТС: вид, марка, модель (модификация), страна - изготовитель, страна - импортер (для АМТС иностранного производства, бывших в употреблении), цвет кузова (кабины - для грузовых автомобилей; платформы - для прицепа; рамы, бензобака и оперения - для мототехники), год и месяц выпуска, номер двигателя, его тип и рабочий объем, номер кузова, шасси (рамы), идентификационный номер (VIN), государственный номерной знак, наличие отметок (даты) о замене номерных агрегатов, пробег по счетчику пройденного пути спидометра.
2.4. Приступая к непосредственному осмотру и определению технического состояния и комплектности АМТС, эксперт проверяет:
2.4.1. Соответствие номеров АМТС, его агрегатов и цвета окраски записям в представленных документах.
2.4.2. Соответствие комплектности АМТС стандартной и наличие дополнительного оборудования, оснастки, некомплектность.
2.4.3. Подвергалось ли АМТС восстановительным работам ранее и каков их объем, характер и качество.
2.4.4. Производилась ли замена агрегатов, дорогостоящих комплектующих изделий.
2.4.5. Характер и степень сложности имеющихся повреждений к моменту осмотра.
При наличии дефектов кузова (кабины), грузовой платформы, рамы - деформации, перекосы, несоосности, непараллельности (в т.ч. мостов и осей АМТС), изменение нормируемых зазоров и т.п., характеризуемых линейными параметрами, - необходимо выполнить измерения в соответствии с нормами РД 37.009.024-92 "Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания", РТМ 37.001.050-78 "Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания".
2.4.6. Принадлежат ли выявленные при осмотре дефекты и деформации АМТС к рассматриваемой аварии (в сравнении со справкой ГАИ).
2.4.7. Возможность восстановительных работ, способы и объем (трудоемкость) их выполнения по каждому агрегату, узлу, детали.
При определении номенклатуры восстановительных работ, способов и объемов их выполнения, необходимых запасных частей и материалов эксперт должен исходить из нормативов и рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту предприятия - изготовителя данного АМТС.
2.4.8. Номенклатуру необходимых для восстановления АМТС запасных частей.
2.4.9. Виды и количество необходимых для ремонта основных материалов.
2.5. По окончании внешнего осмотра и выполнения соответствующих записей эксперт, если это возможно, запускает двигатель АМТС и проверяет его работу на всем диапазоне частот вращения коленчатого вала, а также работу других узлов, систем и контрольных приборов. Работа двигателя проверяется с целью выявления посторонних шумов (стуков), дымления.
2.6. При осмотре специализированного (специального) транспортного средства или автобуса эксперт, если это возможно, с помощью водителя (владельца) проверяет работу дополнительного оборудования, агрегатов, узлов и систем, установленных на транспортном средстве (подъемного механизма кузова автомобиля - самосвала, привода открывания и закрывания дверей автобуса и т.п.).
2.7. При проверке работы АМТС в движении, если это возможно, проверяется работа агрегатов с целью выявления посторонних шумов (стуков), других неисправностей.
2.8. По результатам проверки документов, внешнего осмотра и опробования АМТС в движении эксперт составляет Акт осмотра.
2.9. Акт осмотра подписывается экспертом, а после ознакомления - присутствующими заинтересованными лицами.
Примечание. По согласованию с заинтересованными организациями Акт осмотра может не составляться. В этом случае все необходимые данные, получаемые при осмотре АМТС, предоставляются заказчиком услуги и вносятся в заключение или другой документ, запрошенный заинтересованной организацией.
2.10. При оформлении Акта осмотра и других документов необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной документации, включая технологию ремонта АМТС, руководства по ремонту, каталоги запасных частей.
Для обеспечения единого подхода к оценке технического состояния АМТС различными экспертами и снижения влияния субъективности рекомендуется использовать таблицу оценки состояния (износа) осматриваемого АМТС при первичном определении состояния АМТС.
Таблица 1
ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АМТС
N п/п | Физическая характеристика состояния АМТС | Оценка состояния | Коэффициент износа, % |
1 | Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД автомототранспор- тное средство в отличном состо- янии, после выполнения предпро- дажной подготовки, без призна- ков эксплуатации | Новое | 0 - 10 |
2 | Практически новое АМТС на гарантийном периоде эксплуата- ции, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей | Очень хорошее | 10 - 20 |
3 | АМТС на послегарантийном перио- де эксплуатации, с выполненными объемами технического обслужи- вания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей. АМТС после капитального ремонта | Хорошее | 20 - 40 |
4 | Бывшее в эксплуатации АМТС, с выполненными объемами техничес- кого обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия | Удовлетворитель- ное | 40 - 60 |
5 | Бывшее в эксплуатации АМТС, в состоянии, пригодном для даль- нейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины) | Условно пригодное | 60 - 75 |
6 | Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски | Неудовлетвори- тельное | до 80 |
7 | Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполне- ния; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к эксп- луатации и ремонту | Предельное | 80 и более |
2.11. Зафиксированные в результате осмотра АМТС данные позволяют эксперту начать расчет стоимости АМТС на момент предъявления.
Примеры расчета приводятся в Приложении 6.
- 1. Общие положения
- 2. Подготовительные работы и осмотр
- 3. Определение стоимости автотранспортного средства
- 4. Определение затрат на восстановление
- 5. Определение величины дополнительной утраты товарной
- 1. Законодательные акты
- 2. Государственные стандарты
- 3. Отраслевые стандарты
- 4. Руководящие документы
- 5. Технологическая документация
- 1. Легковые автомобили
- 2. Автобусы
- 3. Грузовые автомобили и прицепы
- 1. Для легковых автомобилей производства ссср, России
- 2. Для легковых автомобилей иностранного производства
- 1. Автомобили бортовые
- 2. Автомобили - самосвалы
- 3. Автопоезда
- 4. Автомобили - цистерны
- 5. Фургоны
- 6. Автобусы
- 1. Автомобили бортовые