3.Коробка передач.
КП транспортных средств предназначена для изменения частоты и крутящего момента в более широких пределах, чем это может обеспечить двигатель транспортного средства. Как правило, это относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), которые имеют недостаточную приспособляемость. Транспортные средства с паровыми или электрическими (трамвай, троллейбус) двигателями, имеющими высокую приспособляемость и обеспечивающими изменение частоты вращения и крутящего момента в более широких пределах, чем ДВС, обычно выполняются без КП. Также КП предназначена для обеспечения движения транспортного средства задним ходом и длительного отключения двигателя от движителя при пуске двигателя и работе его на стоянках.
Пользуясь коробкой передач, водитель имеет возможность изменять величину передаваемого к ведущим колесам автомобиля крутящего момента или тягового усилия, изменять направление их вращения, пускать двигатель, несмотря на включенное сцепление, когда автомобиль стоит на месте.
При этом возможно движение автомобиля по инерции (накатом) без работающего двигателя. Изменение крутящего момента в коробке происходит при помощи шестерен. Возьмем для примера две шестерни: ведущая имеет 25 и ведомая 50 зубьев. Ведомая шестерня будет вращаться в 2 раза медленнее, но крутящий момент у нее будет в 2 раза больше. На использовании этого свойства шестерен основана работа коробки передач. Устройство коробки передач показано на рис.
Валы и шестерни коробки передач размешены внутри картера. За пределы картера выходят два вала: ведущий и ведомый. Ведущий вал опирается на подшипник, расположенный во фланце коленчатого вала двигателя, и на подшипник, укрепленный в картере коробки передач. Вал имеет шестерню, постоянно зацепленную с шестерней промежуточного вала. Кроме этого, на торцовой стороне шестерни ведущего вала имеется зубчатый венец, с которым может соединяться подвинутая к нему шестерня. Ведомый вал опирается с одной стороны на подшипник, расположенный в выточке ведущего вала, а с другой стороны — на подшипник, укрепленный в картере коробки передач. На шлицах ведомого вала установлены передвижные шестерни. Шестерни перемещаются по ведомому валу вилками в результате перестановки водителем рычага переключения передач.
Промежуточный вал все время вращается вместе с ведущим валом, так как соединен с ним шестерней постоянного зацепления. Он имеет еще три шестерни, предназначенные для включения первой, второй передач и заднего хода. Первая передача включена, когда шестерня первой передачи промежуточного вала зацеплена с соответствующей шестерней ведомого вала. Скорость движения автомобиля на первой передаче в несколько раз снижается, но зато крутящий момент на ведущих колесах во столько же раз возрастает.
Вторая передача включена, когда шестерня второй передачи промежуточного вала соединена с шестерней этой передачи на ведомом валу. Скорость движения автомобиля на второй передаче несколько выше, но крутящий момент на колесах меньше, чем при первой передаче. Третья передача включается при соединении зубчатого венца на торцовой стороне ведущего вала и расположенной напротив нее шестерни ведомого вала. Такая передача в этом случае будет называться "прямой", т. е. передача крутящего момента происходит непосредственно с ведущего вала на ведомый. Скорость движения автомобиля на третьей (прямой) передаче наивысшая. Крутящий момент на этой передаче не меняется.
Задний ход достигается зацеплением крайней справа шестерни ведомого вала с шестернями первой передачи и заднего хода промежуточного вала. Скорость движения автомобиля на этой передаче наименьшая, а крутящий момент на ведущих колесах — наибольший. При холостом ходе ни одна из шестерен ведомого вала не связана с шестернями промежуточного или ведущего вала, кроме шестерен постоянного зацепления. Такое положение шестерен показано на рис. и называется нейтральным положением. Включают и выключают передачи в коробке при помощи отдельного механизма.
- Раздел 1. Конструкция автомобилей
- Тема 1.1 Двигатели
- Общие сведения о двигателях.
- 2.Рабочие циклы двигателей.
- Рабочий цикл двухтактного двс.
- 3. Кривошипно-шатунный механизм – назначение, устройство, принцип работы.
- 4.Механизм газораспределения – назначение, устройство, принцип работы.
- 5.Система охлаждения – назначение, устройство, принцип работы.
- 6.Система смазки – назначение, устройство, принцип работы.
- 7.Система питания – назначение, устройство, принцип работы.
- Ответы на вопросы:
- Как восстановить компрессию в двигателе
- Менее трудоемкие способы восстановления компрессии.
- Разборка и сборка устройство газораспределительного механизма
- Контрольные вопросы
- Разборка и сборка системы питания карбюраторного двигателя
- Разборка и сборка системы охлаждения.
- Разборка и сборка устройства системы смазки.
- Разборка и сборка системы питания газового двигателя.
- Редуктор высокого давления
- Приборы газобаллонной установки.
- Тема 1.2 Трансмиссия.
- Общее устройство трансмиссий.
- 2.Сцепление.
- 3.Коробка передач.
- 4.Карданная передача.
- 5.Ведущие мосты.
- Разборка и сборка сцепления.
- Принцип работы сцепления
- Разборка и сборка коробки передач.
- Переключение передач
- Разборка и сборка карданной передачи.
- Описание конструкции
- Разборка и сборка мостов автомобиля.
- Редуктор заднего моста:
- Дифференциал.
- 1Вал привода задней оси; 2самоблокирующийся межосевой дифференциал; 3маслосборник; 4ведущий вал;5 картер раздаточной коробки;6 вал привода 7передней оси; 8цепная передача.
- 1Ведомая ступица;2корпус муфты, 3связанный приводным валом;4ведомый диск;5ведущий диск.
- Коробка передач грузовых автомобилей.
- Тема 1.3 Несущая система, подвеска, колеса. Содержание:
- 1.Конструкции рам автомобилей.
- Лонжеронные рамы.
- Периферийные рамы
- Вильчато-хребтовые рамы
- Несущее основание.
- Решётчатые.
- Интегрированная в кузов рама (Frame-in-body, UniFrame)
- 2.Передний управляемый мост.
- 3.Колеса и шины.
- Механика
- 4.Типы подвесок, назначение, принцип работы.
- По управляемости
- Элементы подвески
- 5.Виды кузовов, кабин различных автомобилей.
- Закрытые
- Открытые
- Грузопассажирские
- Лабораторная работа №15
- Разборка и сборка подвески легкового автомобиля.
- Кабина.
- Мост легкового автомобиля.
- Лабораторная работа№20
- Тема 1.4 Системы управления. Содержание:
- 1.Рулевое управление – назначение, устройство, принцип действия.
- 2.Тормозные системы – назначение, устройство, принцип действия.
- Запасная тормозная система
- Стояночная тормозная система
- Вспомогательная тормозная система
- Разборка и сборка усилителя рулевого управления легкового автомобиля.
- Тема 1.5 Перспективы развития конструкции автомобиля.
- 1.Городские автомобили.
- Особенности городских автомобилей
- 2.Автомобили для междугородних перевозок. Развозные грузовики
- 3. Автомобили будущего: самые необычные изобретения ученых.
- Плавает
- Раздел 2. Электрооборудование автомобилей.
- Тема 2.1 Система электроснабжения. Содержание:
- 1.Аккумуляторные батареи, основные неисправности акб.
- Принцип действия
- Основные характеристики
- Тип батареи
- 2.Генераторные установки, основные неисправности генераторных установок.
- 3.Схемы электроснабжения, техническое обслуживание
- Лабораторные занятия:
- Разборка и сборка генератора.
- Проверка системы электроснабжения.
- Проверка приборов освещения, сигнализации
- Лабораторная работа №32 Разборка и сборка стартера
- Тема 2.2 Система зажигания. Содержание:
- 1.Виды систем зажигания (контактная , электронная). Контактная система зажигания.
- Принцип работы контактной системы зажигания
- Электронная система зажигания.
- 2.Эксплуатация систем зажигания (проверка технического состояния и определение неисправностей).
- 5. Комплексная проверка.
- Отсутствие вспышек в цилиндрах двигателя
- Затрудненный запуск двигателя и (или) работа двигателя с перебоями.
- Снижение мощности двигателя (увеличение расхода топлива, плохая приемистость).
- 6 Техническое обслуживание.
- Проверка контактной системы зажигания.
- Контрольные вопросы:
- Проверка контакно-транзисторной системы зажигания
- Проверка катушки зажигания, датчиков распределения и свечей зажигания
- Проверка бесконтактной системы зажигания
- Тема 2.3 Электропусковые системы.