logo search
Трактора и авто (лабораторный практикум)

Теоретическая часть

Пуск дизелей должен быть быстрым и надежным. Он происхо­дит в результате проворачивания коленчатого вала с частотой, обеспечивающей нормальное протекание рабочего процесса в цилиндрах. Чтобы создать в цилиндрах температуру, необходимую для самовоспламенения впрыснутого в сжатый воздух топлива, нужно вращать коленчатый вал с частотой не менее 150...250 об/мин. Минимальную частоту вращения коленчатого вала дизеля, не­обходимую для его надежного пуска, называют пусковой.

Различают два способа пуска дизелей: электрическим стартером и пусковым карбюраторным двигателем. Для пуска большинства тракторных дизелей используют второй способ.

Вначале электрическим стартером 3 (рис 38, а) приводят в действие пусковой двигатель. Рычагом 5 вводят в зацепление с зубчатым венцом маховика ведущую шестерню 7, насаженную на вал 11. Тогда вращение от коленчатого вала пускового двигателя через шестерни /5 и 9, многодисковое сцепление 14, муфту сво­бодного хода 12, вал 11 и ведущую шестерню 7 передается коленчатому валу 10 дизеля.

Коленчатый вал 1 пускового двигателя вращается с частотой, обеспечивающей пусковую частоту вращения коленчатого вала дизеля. После пуска коленчатый вал дизеля вращается с частотой, превышающей пусковую. Для предупреждения передачи вращения в обратной последовательности (от дизеля к пусковому двигателю) сразу после пуска срабатывает автомат выключения 6. В результате шестерня 7 и зубчатый венец 8 маховика выходят из зацепления.

Рисунок 38. Схемы пуска дизелей:

а – пусковым двигателем; б – электрическим стартером; 1 – коленчатый вал пускового двигателя: 2 – аккумуляторная батарея; 3 – электрический стартер; маховик пускового двигателя; 5 – рычаг включения шестерни; 6 – автомат выключения; 7 – ведущая шестерня; 8 – венец маховика дизеля; 9 и 15 - шестерни; 10 – коленчатый вал дизеля; 11 – вал механизма передачи; 12 – муфта свободного хода; 13 – рычаг сцепления; 14 – сцепление; 16 – шестерня стартера.

Система пуска с помощью специального двигателя надежна при любых температурных условиях, но обслуживание ее и опера­ции при пуске сложнее, чем при использовании электрического стартера.

Электрический стартер применяют для пуска карбюраторных двигателей, в том числе пусковых, и некоторых дизелей (Д-240, ЯМЗ-240Б). Стартер 3 (рис. 38, б) включен в цепь аккумулятора 2. В период пуска шестерня 16 стартера входит в зацепление с зубчатым венцом 8 маховика двигателя. После пуска дизеля шестерня стартера автоматически отключается от шестерни ма­ховика.

При выходе из строя пускового устройства возможен пуск дизеля буксированием трактора. В этом случае коленчатый вал приводится во вращение от ведущих колес трактора через трансмиссию.

Для облегчения пуска дизелей, имеющих высокую степень сжатия, большую мощность и, следовательно, большую массу движущихся деталей, используют различные вспомогательные устройства: декомпрессионный механизм; подогреватели воздуха, воды в системе охлаждения и масла в поддоне картера дизеля.