logo search
КУЛП Филин ноябрь 2011

Упражнение № 5 Тренировочный (контрольный, зачетный) полет на определение границы заднего сваливания

Цель

Определение поведения параплана в момент входа в режим полного срыва потока и выработка первоначальных навыков по возвращению

параплана в режим глубокого торможения.

Условия

Ветер до 4 м/с, ровный, встречный. Склон от 15 до 25 метров со

средней крутизной до 30 градусов, ровный, открытый.

Количество полётов

15

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

Упражнение выполняется над горизонтальной площадкой или площадкой, имеющей

небольшой наклон в направлении траектории полета (до 15-20 градусов). При выполнении

упражнения курсант находится в подвесной системе в вертикальном положении.

Инструктор находится на посадочной площадке в поле зрения обучаемого.

1-10 полеты: Ввод параплана в режим заднего сваливания.

На высоте 3-4 метров перевести параплан в режим торможения с затягиванием клее-

вант на 50-60% допустимого хода.

На высоте 3-4 метров поджать клеванты до 60-70% хода и убедиться в отсутствии

раскачки параплана. При наличии раскачки прекратить выполнение упражнения и приземлить-

ся не выходя из режима торможения.

На высоте не более 1,5-2 метров продолжить медленное затягивание клевант до высоты

один метр или входа в парашютирование. В одной попытке (одном полете) затягивать клеван-

ты не более, чем на 5 см.

Вход в режим полного срыва потока определяется по началу резкого проваливания пилота

вниз (парашютированию) с одновременным затягиванием купола параплана за спину пилота.

Если в первой попытке параплан в режим сваливания не вошел, в следующем полете за-

тормозить параплан на ход клевант, соответствующий тому, который удалось достигнуть к

высоте один метр предыдущего полета минус 1 см (запас на безопасность), и снизиться до

высоты 1,5-2 метров. Далее продолжить медленное затягивание клевант до высоты 1 метр или входа в парашютирование.

Если не удается ввести параплан в режим сваливания при затягивании клевант на глубину полностью вытянутых рук, намотать 1 оборот строп управления на руки или сменить хват клеванты и продолжить медленное торможение параплана по приведенной выше схеме.

При приземлении в режиме полного срыва потока курсанта будет заваливать на спину.

Приземляться строго на две ноги с последующим уходом, при необходимости, на кувырок назад.

При полете в режиме глубокого торможения затягивающие клеванты кисти рук могут

находиться на уровне бедер курсанта. Для исключения падения курсанта на руки и их возмож-

ного травмирования, руки перед приземлением следует быстро приподнять на 15-20 см и не

пытаться с их помощью как-либо смягчить падение.

11-15 полеты: Получение первоначальных навыков по возвращению параплана в режим

глубокого торможения.

На высоте 1,5-2,5 метров ввести параплан в режим полного срыва потока. Не давая режиму

развиться (не более, чем через 0.5-1 секунду), быстро поднять клеванты на 15-20 см и таким

образом вернуться в режим глубокого торможения.

Подъем клевант на большую высоту при выходе из полного срыва потока приводит, как и

при быстром выходе из режима торможения, к клевку, что недопустимо.

Восстановление режима парашютирования курсант ощутит по восстановлению нагрузки

на подвесную систему и уменьшению вертикальной скорости.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Категорически запрещается вводить параплан в режим полного срыва потока и

отрабатывать выход из него на высоте более 2-3 метров над землей.

Категорически запрещается задерживать выход из режима полного срыва потока более

чем на 0.5-1.0 секунду с момента начала входа.

• Тренировочную площадку располагать вне зоны действия динамического восходящего

потока, а также зон турбулентности от расположенных перед ней предметов на

местности.

• Убедиться в отсутствии на тренировочной площадке предметов, падение на которые

может привести к травмам.

• Упражнение выполнять в подвесной системе оборудованной мягким протектором.