logo search
Лабораторные работы по Устройству автомобилей

Коробка передач грузовых автомобилей.

Цель работы: изучить устройство и работу коробок передач, синхронизаторов и механизмов управления, приобрести навыки в разборке и сборке коробок передач.

Оборудование: коробки передач грузовых автомобилей, стенд, сьемники и выколотки, тиски, набор рожковых и накедных и торцовых ключей.

Содержание работы: изучить устройство коробки передач научиться собирать и разбирать агрегат.

Устройство и работа коробки передач автомобиля КамАЗ.

На автомобиле КамАЗ, установлена механическая десятиступенчатая коробка передач, которая объединяет трехвальную, трехходовую, пятиступенчатую основную коробку передач и передний двухвальный редуктор-делитель. Такая коробка устанавливается на всех модификациях автомобилей КамАЗ, предназначенных для постоянной работы в составе автопоезда. На модификациях, предназначенных для работы без прицепа, может быть установлена только пятиступенчатая коробка передач.

В редукторной части коробки применены косозубые шестерни постоянного зацепления, кроме первой передачи и передачи заднего хода. Основная коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения пятой, четвертой, третьей и второй передач. Первая передача и задний ход включаются зубчатой муфтой. Переключение в делителе передач осуществляется синхронизатором инерционного типа.

Картер основной коробки передач крепится к картеру, являющемуся общим для сцепления и редуктора-делителя передач. В картере на подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы. Первичный и вторичный валы фиксируются от смещения в осевом направлении при помощи шариковых подшипников, а промежуточный вал при помощи двойного сферического роликоподшипника. Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликоподшипниках. Шестерня первичного вала выполнена заодно с валом. На промежуточном валу шестерни заднего хода, первой и второй передач выполнены заодно с валом, а остальные укреплены на валу при помощи шпонок и распорного кольца. Большая шестерня привода промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней, первичного вала, образуя первую ступень понижения передач основной коробки. Все шестерни вторичного вала установлены на специальных роликоподшипниках. Между шестерней первичного вала и шестерней четвертой передачи вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения пятой и четвертой передач, а между шестернями третьей и второй передач вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения этих передач. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой.

Коробка передач КАМАЗ .

На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач КАМАЗ , состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.

Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

При модернизации усилены шлицы первичного вала делителя, муфты шестерни первичного вала и муфты синхронизатора делителя за счет увеличения высоты зуба, применено, бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя.

Применяемость: КАМАЗ-4326, -43114, -43118, -55111, -43253.

Передаточные числа Номер передачи 1Н 1В 2Н 2В 3Н 2В 4Н 4В 5Н 5В 3ХН 3ХВ

Передаточные числа 7,82 4,03 2,5 1,53 1 7,38 1,53 1,25 1 0,815 7,38 6,02

Работа коробки передач:

При включении первой передачи водитель перемещает верхний конец рычага на себя и вперед, при этом нижний конец рычага входит в переводную головку штока первой передачи и перемещает его назад. Это движение через вилку передается шестерне, которая, перемещаясь по шлицам и валам, входит в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через пару шестерен 4 и 2 на промежуточный вал и через пару шестерен первой передачи на вторичный вал. Обе пары шестерен увеличивают крутящий момент, уменьшая частоту вращения вторичного вала.

На второй передаче шестерня перемещается вперед и своими внутренними зубьями соединяется с малым зубчатым венцом шестерни. Крутящий момент передается через пары шестерен и через ступицу шестерни на вторичный вал.

На третьей передаче водитель перемещает муфту назад, при этом шестерня через муфту и ее ступицу соединяется со своим валом. Крутящий момент предается через пары шестерен на вторичный вал.

На четвертой передаче при помощи муфты соединяются между собой первичным и вторичный валы, крутящий момент передается с одного вала на другой напрямую, без изменения.

На передаче заднего хода, водитель перемещает вперед блок шестерни заднего хода, его передняя шестерня соединяется с шестерней первой передачи вторичного вала, а задняя - с шестерней правой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через шестерни на промежуточный вал, через шестерню на переднюю шестерню блока и от задней шестерни блока на шестерню вторичного вала. В этом случае в работе участвуют три пары шестерен, первичный и вторичный валы вращаются в разные стороны. Смазка трущихся поверхностей коробки, осуществляется разбрызгиванием вращающимися шестернями масла, налитого в картер. В коробку передач заправляется 3,5 литра (с коробкой отбора мощности 4,2 литра) масла. Главные передачи переднего и заднего мостов отличаются от главной передач среднего моста приводными фланцами. На передний конец вала ведущей шестерни переднего моста устанавливаются втулка с крышкой, а на задний конец - фланец. Главная передача заднего моста имеет один фланец со стороны ведущей конической шестерни. На противоположном конце вала ведущей шестерни шлицы могут не выполняться.

Шестерни и подшипники главной передачи смазываются маслом, заливаемым в картер моста и картер главной передачи до уровня контрольного отверстия. Масло подхватывается шестернями, разбрызгивается и через роликовый подшипник попадает в полость конических шестерен картера главной передачи, откуда стекает в картер моста.

Регулярно контролируйте затяжку болтов крепления главной передачи к картеру моста. Ослабление затяжки болтов приводит к изгибу картера.

При регулировке главной передачи отрегулируйте предварительный натяг конических подшипников и проверьте пятно контакта в зацеплении конической пары шестерен главной передачи. Регулировочные работы выполняйте на снятой с автомобиля главной передачи. Величину натяга контролируйте моментом, необходимым, для поворота вала. Момент сопротивления повороту определяйте при помощи динамометра. Замерять момент на валу необходимо при плавном проворачивании его в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов. Следует иметь в виду, что неправильная регулировка подшипников может привести к разрушению не только самих подшипников, но и шестерен главной передачи.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите требования к коробкам передач.

2. Приведите классификацию коробок передач.

3. Перечислите оценочные параметры коробок передач (плотность

ряда, число передач и т.д.)

4. Перечислите преимущества и недостатки двухвальных коробок передач.

5. Перечислите преимущества и недостатки трёхвальных коробок передач.

6. Перечислите преимущества и недостатки многовальных коробок передач.

7. Проанализируйте способы включения передач.