logo search
Лабораторные работы по Устройству автомобилей

Проверка приборов освещения, сигнализации

Цель работы: Ознакомить студентов с конструкцией внешних световых приборов и требованиями к ним, рассмотреть конструкцию и принцип работы тестера HLT–100, произвести диагностирование автомобиля и отрегулировать светооптику.

Оборудование: тестера HLT-100, Наружная корректировка светоприемника, внутренняя корректировка светоприемника.

Содержание работы: по плакатам с помощью учебника, стендов изучить устройство и работу приборов освещения.

Звуковой сигнал - электромагнитный вибрационный прибор, создающий звук при пропускании тока через него.

Весь механизм безрупорного сигнала состоит из следующих частей: корпуса с крышкой, электромагнита, якорька, контактов, мембраны и резонаторного диска. На автомобилях «Ваз» установлены два звуковых сигнала шумового типа, т. е. создающие звук широкого диапазона частот: С-304 низкого тона и С-305 высокого тона, отличающиеся только толщиной мембраны.

Сигналы имеют стальной корпус с приваренным сердечником и ярмом. Эти детали образуют магнитную систему электромагнита. Под ярмом находится обмотка, изолированная от корпуса. Мембрана зажата между корпусом и кольцом через прокладки. В центре мембраны закреплен стержень и резонаторный диск. Между стержнем и сердечником имеется зазор 0,35-0,45 мм, регулируемый подбором прокладок. Прерыватель, имеющий неподвижный контакт и подвижный контакт, укрепленный на пластине, установлен на мостике, который может перемещаться регулировочным винтом с пружиной.

Система освещения предназначена для обеспечения работы автомобиля в темное время суток. В нее входят фары (блок-фары), подфарники, задние фонари, фонари освещения номерного знака и багажника, плафоны освещения салона кузова, подкапотная лампа, лампы освещения щитка приборов, главный и ножной (ручной) переключатели и предохранители.

Фары предназначены для освещения пути автомобиля и обеспечивают получение ближнего и дальнего света.

Фара (рис. 92) состоит из корпуса, герметизированного оптического элемента с двухнитевой лампой, установленной в патроне, внутреннего и облицовочного ободов. Оптический элемент, в свою очередь, состоит из стального отражателя, покрытого тонким слоем алюминия, образующего зеркальную поверхность, и стеклянного рассеивателя.

Двухнитевая лампа вставляется с тыльной стороны патрона. Оптический элемент установлен не прямо в корпус фары, а в держатель, который удерживается в корпусе фары пружинами. Такая установка дает возможность регулировки положения оптического элемента, а тем самым и пучка света, с помощью двух регулировочных винтов — верхнего и бокового. На более современных автомобилях (начиная с «Ваз-2105») устанавливаются две блок-фары, каждая из которых объединяет в себе фару 2 (рис. 93), боковой указатель поворота 8 и габаритный огонь 3. Блок-фара имеет пластмассовый корпус, к которому приклеен рассеиватель, сзади корпус закрыт съемным пластмассовым кожухом; таким образом, внутренняя поверхность блок-фары изолирована от попадания пыли и влаги. Внутри корпуса установлен отражатель с лампами, провода от которых подведены к колодке 9, удерживаемый пружинным фиксатором. Для создания зеркальной поверхности внутренняя часть стального отражателя покрыта лаком, а затем тонким слоем алюминия.

Лампа 2 имеет две нити: 55 Вт для ближнего света и 60 Вт — для дальнего. Перед лампой установлен экран, который задерживает прямой свет от нитей лампы и обеспечивает более четкую границу пучка ближнего света. Благодаря выступам в отражателе ободок лампы устанавливает ее в строго определенном положении. Для регулировки направления пучка света фары "предусмотрены два винта — А и Б. Лампа автомобильных фар состоит из цоколя с фланцем, колбы, вольфрамовых нитей накаливания ближнего и дальнего света, а также экрана, который снижает ослепление водителей встречных транспортных средств. Колба заполняется инертным газом. Контакты обеспечивают подачу к каждой нити тока из соответствующей цепи. Втс5рые концы нитей через цоколь или третий контакт связаны с массой. Правильная установка лампы в оптический элемент обеспечивается вырезом на фланце. Двухнитевая лампа имеет обозначение: А 12- 45-1 +40. Буква А указывает, что лампа предназначена для автомобилей, цифра «12» означает напряжение в вольтах, при котором должна эксплуатироваться лампа, а последние две пары цифр - мощность в ваттах каждой нити накаливания. У однонитевых ламп последняя пара цифр отсутствует. Задний фонарь автомобилей «Ваз» включает в себя лампу габаритного света и противотуманного освещения с красным рассеивателем. Выключатель стоп-сигнала механический, приводится в действие от тормозной педали. При нажатии на педаль тормоза исток выключателя освобождается и под действием пружины перемещается вместе с контактной пластиной, которая через контакты замыкает электрическую цепь стоп-сигнала. Выключатель фонарей заднего хода служит для включения ламп задних фонарей с целью освещения дороги при движении автомобиля задним ходом. Выключатель освещения приборов автомобиля «Ваз» имеет керамическое основание с переменным резистором. Скользящий контакт соединен с вращающейся рукояткой, поворотом которой (при включенном положении выключателя наружного освещения) можно регулировать яркость горения лампы освещения приборов. В крайнем левом положении скользящий контакт выходит из соприкосновения с обмоткой резистора и освещение приборов выключается. Предохранители служат для защиты электрических цепей и приборов от коротких замыканий и перегрузок. На тех марках автомобилей, о которых я веду речь в своей книге, устанавливаются термобиметаллические и плавкие предохранители. Световая сигнализация нужна для предупреждения водителей о предстоящем маневре автомобиля, его торможении и неисправности. Она включает указатели поворотов, стоп-сигналов и аварийную сигнализацию. Указатели поворотов устанавливаются на автомобилях для предупреждения водителей других транспортных средств и пешеходов о намерении водителя совершить маневр, связанный с изменением направления движения. Указатели поворотов состоят из переключателя, электронного реле-прерывателя, сигнальных и контрольных ламп. Реле-прерыватель обеспечивает прерывистое горение (мигание) сигнальных и контрольных ламп при включенном переключателе указателей поворотов, а также мигание всех ламп указателей поворотов при включении аварийной сигнализации. Аварийная сигнализация предназначена для подачи сигналов прерывистым светом с помощью всех ламп указателей поворотов.

Обслуживаются системы освещения и сигнализации следующим образом.

- Перед каждым выездом автомобиля проверьте исправность системы освещения и сигнализации и их приборов путем включения.

- Через каждые 20000 км пробега автомобиля и при необходимости регулируйте свет фар. Для предупреждения неисправностей и устранения их необходима система диагностических работ по поддержанию системы освещения и сигнализации в эксплуатационно приемлемом состоянии. Неисправности системы освещения и световой сигнализации возникают из-за износа ламп или нарушения контактов в электрической цепи. Электроприборы и проводку от сгорания в случае короткого замыкания защищают предохранителем. Заменять перегоревший предохранитель можно только после того, как будет устранено короткое замыкание, то есть выявлено, почему предохранитель вышел из строя. Причину отсутствия света в отдельных лампах определяют при помощи лампы-переноски по схемам электрооборудования, предоставленным в руководстве по эксплуатации. Обычные причины неисправностей - перегорание нити лампы, плохой контакт в патроне, ненадежное соединение проводов в соединительных панелях и переключателях. Для определения причины отсутствия света в лампах используйте контрольную лампу-переноску. Последовательность действий по выявлению неисправности следующая. Например, не горит фара. Обычно это происходит из-за того, что вышла из строя лампа. Снимите стекло фары, посмотрите, не перегорела ли нить лампы. Если внешне лампа в порядке, перепроверьте ее, последовательно подключив в цепь контрольной лампы-переноски (одним проводом переносная лампа должна быть подключена к аккумуляторной батарее, а другим - к массе автомобиля). Если проверяемая лампа фары горит, перейдите к проверке центрального контакта патрона. Наиболее частая причина отсутствия света в фарах или подфарниках заключается в перегорании предохранителей или неисправности переключателя света. Вам придется в этом случае заменить неисправные детали, устранив причину замыкания, вызвавшего перегорание предохранителя. Дотроньтесь до центрального контакта патрона концом провода контрольной лампы. Если лампа не горит, перенесите провод к клемме переходной колодки. Если после этого она загорится, значит, причина в том, что в проводе, соединяющем центральный контакт патрона проверяемой лампы и переходную колодку, имеется обрыв, и провод нуждается в замене. Предположим, что свет фары или подфарника тусклый. В этом случае прежде всего проверьте надежность контактов в цепи, зачистите их и подтяните соединения и крепления лампы, если нужно. Другие возможные причины тусклости фар:

- загрязнение рассеивателей и отражателей;

- проникновение влаги в полость фары;

- появление темного налета на стеклянной колбе лампы.

Ослабление света фар, подфарников при неработающем или работающем на малой частоте вращения коленчатого вала двигателе бывает вызвана разрядкой аккумуляторной батареи. Неисправность стоп-сигнала выявляется при нажатии на педаль тормоза. Предположим, что не горит стоп-сигнал задних фонарей, а остальные потребители нормально работают. Вероятно, нарушилось соединение проводов с выключателем или вышел из строя сам выключатель. Проверьте надежность крепления выключателя, проводов к его зажимам, в случае необходимости обожмите наконечники проводов. Зажимы и поверхности выключателя очистите от пыли и грязи. Если данные меры не помогли, замените выключатель. Предположим, что при нажатии на тормозную педаль не работают не только стоп-сигналы, но и все приборы щитка. Значит, перегорел предохранитель и его следует заменить, предварительно устранив причину короткого замыкания, повлекшего выход предохранителя из строя. Предположим, не горят лампы при включении освещения приборов. Две возможные причины такой неисправности - выход из строя выключателя освещения приборов или перегорание ламп. Выньте выключатель из гнезда в панели приборов и при выключенных габаритных огнях соедините между собой клеммы выключателя. Если свет появится, значит, неисправен выключатель. Если же света нет, значит, перегоревшую лампу нужно заменить на новую, вынув приборный щиток на панели.

Три основных нарушения работы указателей поворотов:

1. При перегорании предохранителей лампы фонарей не горят, а также не работают контрольно- измерительные приборы. После устранения причин замыкания замените предохранитель.

2. В непрерывном мигании указателей поворотов виновато повреждение реле-прерывателя.

3. В изменении частоты мигания контрольной лампы при работающих указателях поворотов виновато перегорание лампы в одном из фонарей или повреждение электрической цепи реле-прерывателя, находящегося за щитком приборов.

Регулировку фар лучше производить со специальным оптическим прибором. Для проверки правильности регулировки фар поставьте автомобиль на ровной площадке на расстоянии 10 м от гладкой стены. Фары должны быть исправны, бак - полон, шины - накачаны до нормального давления, в автомобиле должен сидеть водитель. Сначала подехать к стене экрана на 11-13 м и несколько раз покачайте машину, чтобы подвески заняли правильное положение, после чего подкатите автомобиль точно до нужного положения. При необходимости установите на ноль регулятор ширины освещения. Одну из фар закройте кружком картона или темной тканью. Стена-экран должна быть предварительно размечена. Отметьте две точки, соответствующие центрам фар, на таком же расстоянии одна от другой и на такой же высоте от пола, как центры фар, и проведите между ними линию. Вторую линию проведите на 12 см ниже первой и параллельно ей, а третью - на 22 см ниже. Регулировка фар правильная, если верхняя граница световых пятен основных фар совпадает со второй линией, а противотуманных фар - с третьей линией. Точка пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен должна находиться соответственно на 12 и 22 см ниже точек расположения напротив центра фар.

Контрольные вопросы:

1. Основная цель стендовых испытаний светооптики.

2. Неисправности внешних световых приборов, с которыми автомобиль не допускается к эксплуатации.

3. Диагностические параметры и методы проверки фар.

4. Последовательность операций при регулировке фар.

5. Разметка экрана и технические условия при проверке внешних световых приборов автомобиля на специальном посту.