3.4.3. Работа 2 определение основных показателей работы двигателей внутреннего сгорания
Цель работы
Определение параметров рабочего цикла двигателя и его основных показателей в режиме номинальной мощности.
Общие положения
Индицирование двигателя
При испытании двигателей внутреннего сгорания индицирование обеспечивает наглядную картину протекания процессов в цилиндре в координатных системах P – V (давление – объем), P - (давление – угол поворота коленчатого вала), P – t (давление – время).
По индикаторным диаграммам определяются: максимальное давление в цилиндре Pz , МПа; давление начала видимого сгорания Pc, МПа; давление конца сжатия Pc , МПа; степень повышения давления ; средняя скорость нарастания давления в цилиндре (P/)ср, МПа/град; максимальная скорость нарастания давления в цилиндре (dP/d)max, МПа/град; угол поворота коленчатого вала, соответствующий максимальному давлению в цилиндре, после ВМТ z , град; угол поворота коленчатого вала, соответствующий началу отрыва линии сгорания от линии сжатия, e , град.
Оборудование, применяемое при испытании
Схема установки для индицирования двигателя приведена на рис. 23. Установка включает испытываемый двигатель 1, электронный осциллограф 2, усилители-формирователи 3…7 соответственно положения поршня в ВМТ угловых меток, синхронизации цикла и начала истечения топлива из форсунки; датчики 8, 9, 10, 11, 12 соответственно начала впрыскивания топлива, давления газов в цилиндре двигателя, угловых меток, отметки В М Т и синхронизации цикла.
Для регистрации индикаторных диаграмм на экране осциллографа посредством синхронизации цикла выполняют развертку диаграммы с момента закрытия впускного клапана до момента открытия выпускного.
Рис. 23. Схема установки для индицирования двигателя
Сигналы отметки ВМТ, угловых меток и начала впрыска поступают на входы отдельных каналов осциллографа. Сигнал с датчика давления, установленного в камере сгорания двигателя, непосредственно поступает на вход осциллографа. Такое включение датчика (тензометрического типа) позволяет уменьшить влияние промежуточных усилителей на точность индицирования. На рис. 24 в качестве примера представлена развернутая индикаторная диаграмма единичного цикла.
Рис. 24. Развернутая индикаторная диаграмма единичного цикла
3. Порядок выполнения работы
Испытания проводятся на технически исправном двигателе с нормальными эксплуатационными регулировками при его нормальном тепловом режиме. На номинальном режиме работы двигателя записываются показания всех приборов, регистрирующих частоту вращения коленчатого вала, крутящий момент на валу тормозной установки, расходы воздуха на впуске и топлива, температуры охлаждающей жидкости, масла смазки, отработавших газов, окружающего воздуха и топлива, давления масла и других показателей. Одновременно на экране электронного осциллографа демонстрируется индикаторная диаграмма рабочего процесса в одном из цилиндров двигателя.
При анализе процесса сжатия по индикаторной диаграмме определяют следующие характеристики процесса.
Средний показатель политропы n1 за весь процесс рассчитывают по формуле
n1 = ,
где Pc – давление в конце сжатия, определяют по индикаторной диаграмме; Pa – давление в конце впуска также определяется по диаграмме с учетом угла запаздывания закрытия впускного клапана или выражения Pa = 0,95 P0; - степень сжатия принимают по паспортным данным двигателя.
Угол опережения впрыскивания топлива оп на диаграмме соответствует периоду от момента начала истечения топлива из форсунки до линии ВМТ. Продолжительность процесса впрыскивания впр определяется от момента начала истечения топлива из форсунки до посадки ее иглы. Найденные значения углов оп, впр используют для определения времени опережения впрыскивания и продолжительности периода впрыскивания по формулам:
оп = оп / (6 n); впр = впр / (6 n),
где n – частота вращения коленчатого вала, мин-1.
Период задержки воспламенения i соответствует продолжительности от момента начала истечения топлива из форсунки до момента начала отрыва линии сгорания (точка с) от линии сжатия.
В единицах времени период задержки воспламенения, с,
i = i / (6 n) .
Процесс сгорания охватывает период от момента фактического поступления топлива в камеру сгорания (точка b) до начала резкого нарастания давления (точка с), далее включает период быстрого нарастания давления (непосредственно сгорания большей доли топлива) и период его догорания на линии расширения.
В результате обработки индикаторной диаграммы каждый из рассмотренных периодов процесса сгорания может быть оценен рядом параметров.
Период задержки воспламенения составляет I = 1…5 мс, при этом в камере сгорания накапливается определенное количество топлива до 30 % (у тихоходных дизелей), до 60…70 % и даже до 100 % (у быстроходных дизелей).
Период резкого нарастания давления характеризуется средней и максимальной скоростями нарастания давления, степенью повышения давления. Средняя скорость нарастания давления (P/)ср определяется по диаграмме, если из точки с провести прямую в точку z. Получаемый в результате угол наклона прямой ср характеризует (P/)ср; тогда ее значение определится из соотношения
(P/)ср = tgср / ,
где - масштаб диаграммы по оси ординат, МПа/мм; - масштаб диаграммы по оси абсцисс, град/мм.
Значение средней скорости нарастания давления может быть также определено по формуле
(P/)ср = (Pz - Pc) (z - с),
где z и с - периоды соответственно достижения максимального давления сгорания и давления сжатия, град.
Максимальная скорость нарастания давления определяется углом наклона max, образованным касательной к линии сгорания на участке наиболее резкого нарастания давления c-z, рассчитывается по формуле
(dP/d)max = p tgmax/ .
Степень повышения давления определяется по формуле
= Pz / Pc ,
где Pz и Pc – наибольшие давления сгорания и конца сжатия, определяются по индикаторной диаграмме.
Значения максимальной скорости нарастания давления могут достигать 1,5 МПа/град.
Для расчета среднего индикаторного давления может быть использован метод гармонического анализа.
Индикаторная мощность, кВт
Ni = pi Vh n i /120.
Мощность механических потерь, кВт
NM = Ni – Ne.
Среднее давление механических потерь, МПа
pM = pi – pe .
Индикаторный удельный расход топлива при работе на жидком топливе, г/(кВтч)
gi = 103 GТ / Ni.
Индикаторный коэффициент полезного действия
i = 3.6 103 /(gi Qн) ,
где Qн = 42,44 МДж/кг для дизельного топлива;
Qн = 44,93 МДж/кг для автомобильного бензина.
Механический коэффициент полезного действия
М = Ne / Ni .
Эффективный коэффициент полезного действия
е = i · М .
Результаты измерений и расчетов заносятся в протокол испытаний. К протоколу испытаний прикладывается индикаторная диаграмма с обозначением параметров процессов сжатия и сгорания. Основные расчетные формулы содержатся в работе 1(п.3.4.2).
4. Содержание отчета
Результаты измерений по протоколу испытаний (форма 1 приложения).
Индикаторная диаграмма с обозначением параметров процессов сжатия и сгорания.
Показатели рабочего процесса по индикаторной диаграмме (форма 2 приложения).
Результаты расчета коэффициентов Фурье (форма 3 приложения) и расчетные параметры рабочего процесса (форма 4 приложения).
- Учебно-методический комплекс Санкт-Петербург издательство сзту
- Утверждено редакционно-издательским советом университета
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 2.1.1. Основы теории, показатели и характеристики автомобильных двигателей
- 2.1.1.1. Действительные и теоретические циклы автомобильных двигателей (24 часа)
- Рабочие тела и их свойства
- Процессы газообмена
- Процесс сжатия
- Процесс расширения
- Топливоподача и смесеобразование в поршневых двигателях. Основные понятия теории воспламенения и сгорания (24 часа)
- Показатели рабочего цикла и двигателя (8 часов)
- Индикаторные показатели цикла
- Механические потери двигателя
- Эффективные и оценочные показатели двигателя
- Внешний тепловой баланс и тепловая напряженность двигателя (4 часа)
- Системы питания и наддува (4 часа)
- Топливная аппаратура двигателей с воспламенением от искры и дизелей
- Улучшение основных эксплуатационных свойств двигателей путем наддува
- 2.1.1.6. Режимы работы и характеристики автомобильных двигателей (8 часов)
- Особенности рабочих процессов автомобильных двигателей на неустановившихся режимах
- Характеристики автомобильных двигателей
- 2.1.1.7. Улучшение экологических показателей (8 часов)
- Токсичность автомобильных двигателей
- Параметры шума и вибрации
- 2.1.1.8. Перспективы развития автомобильных двигателей (16 часов)
- Динамический расчет автомобильных двигателей
- Кинематика кшм. Определение сил и моментов, действующих в двигателе (12 часов)
- Уравновешивание и равномерность хода двигателя (11 часов)
- Заключение (1 час)
- 2.2. Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения
- Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения
- Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 2.3.Структурно-логическая схема дисциплины
- Транспортная энергетика
- 2.4. Временной график изучения дисциплины при использовании дот
- Временной график изучения дисциплины
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.2. Лабораторный практикум
- Лабораторные работы (очная форма обучения)
- Лабораторные работы (очно-заочная форма обучения)
- Лабораторные работы (заочная форма обучения)
- Рейтинговая система
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- . Библиографический список
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине введение
- 3.2.1. Действительные и теоретические циклы автомобильных двигателей. Процессы их составляющие
- 3.2.1.2. Рабочие тела и их свойства Изучаемые вопросы:
- После преобразования получим
- 3.2.1.3. Процессы газообмена Изучаемые вопросы:
- Процесс сжатия Изучаемые вопросы:
- Процесс расширения Изучаемые вопросы:
- 3.2.2. Топливоподача и смесеобразование в двигателях. Теория воспламенения и сгорания
- 3.2.3. Показатели рабочего цикла и двигателя. Системы питания и наддува
- Тепловой баланс двигателя
- 3.2.4. Режимы работы и характеристики автомобильных двигателей. Улучшение экологических характеристик.
- 3.2.5. Перспективы развития автомобильных двигателей
- 3.2.6. Кинематика и динамика автомобильных двигателей
- Развертка индикаторной диаграммы
- Определение сил и моментов, действующих в кшм
- Уравновешивание двигателей
- Заключение
- 3.3. Глоссарий (краткий словарь терминов)
- Методические указания к выполнению лабораторных работ
- 3.4.1. Техника безопасности при проведении испытаний двигателя в лаборатории
- 3.4.2. Работа 1 виды испытаний автомобильных двигателей. Определение основных показателей при испытании двигателей
- 3.4.3. Работа 2 определение основных показателей работы двигателей внутреннего сгорания
- 3.4.4.Работа 3 снятие внешней скоростной характеристики карбюраторного двигателя
- 3.4.5. Работа 4 снятие внешней скоростной характеристики дизельного двигателя
- Протокол испытаний
- Показатели рабочего цикла
- Коэффициенты фурье
- Расчетные параметры
- Протокол испытаний
- Протокол испытаний
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Задание на контрольную работу
- 4.2. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4.3. Тренировочные тесты текущего контроля Тест № 1
- Тест № 2
- 6. Для чего используется расчетный метод определения составляющих
- 8. Какие двигатели по госТу проверяются на дымность?
- 4.4. Итоговый контроль. Вопросы к экзамену
- 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5