logo search
ПУТИ СООБЩ, ТЕХНОЛОГ СООРУЖ В ТРАН СИСТ УП_восс

1.7. Технологические сооружения автомобильных дорог

Основными сооружениями автомобильной дороги являются земляное полотно, дорожная одежда, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены. К вспомогательным сооружениям условно можно отнести автомобильные станции, гаражи, заправочные, ремонтные, медицинские пункты, здания дорожной службы. К обустройству относят ограждения, дорожные знаки, озеленение, освещение, смотровые площадки и площадки отдыха.

Водопропускные трубы представляют собой простейшие водопропускные сооружения, которые предназначены для пропуска небольших объемов воды. Водопропускные трубы бывают круглого и прямоугольного сечения с отверстием не менее 0,75 м, многоочковые из уложенных рядом нескольких труб (обычно не более четырех). Применяют также водопропускные трубы из стальных гофрированных листов.

Мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автодорожные.

В горной местности для пересечения ущелий или оврагов глубиной более 20…25 м строят виадуки, которые служат не только для пропуска воды, но и заменяют насыпь там, где ее устраивать очень трудно или даже невозможно.

Для пересечения улицы, железной или автомобильной дороги сооружают путепровод. Длинные путепроводы, построенные для того, чтобы поднять дорогу на определенный уровень и оставить под ним пространство для проезда или других целей, называют эстакадами.

Современная автомобильная дорога должна иметь комплексы зданий и сооружений для функционирования самой дороги, удовлетворения потребностей проезжающих людей, создания им комфортных условий, а также для обслуживания транспортных средств.

Для организации грузовых перевозок на автомобильных дорогах создают грузовые станции транспортно-экспедиционные предприятия по группировке, сортировке, погрузке-разгрузке, формированию и управлению грузовыми перевозками.

Эффективность грузового и пассажирского обслуживания во многом зависит от наличия станций технического обслуживания (СТО).

Неотъемлемой частью дорожного сервиса являются автозаправочные станции (АЗС), пункты мойки и площадки для стоянки автомобилей, смотровые эстакады или смотровые канавы

В городах и крупных транспортных узлах размещают автовокзалы с залами ожидания, кассовыми залами, комнатами отдыха, камерами хранения, буфетами, узлами связи, аптечными и газетными киосками, туалетами и т. д.

Автобусные остановки на дорогах I — III категорий устраивают не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности – через 1,5 км.

Остановочные площадки на дорогах I-б – III категорий устраивают по типу закрытого кармана или полукармана и отделяют от проезжей части разделительной полосой, островками или линиями разметки, а на дорогах I-а категории располагают вне пределов земляного полотна и отделяют от проезжей части разделительной полосой.

Мотели предназначены для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, работают круглый год, кемпинги – для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, как правило, в теплый период года. Продовольственное обслуживание включает сеть ресторанов, столовых, кафе, буфетов или продуктовых ларьков, а торговое обслуживание – пункты торговли (киоски, павильоны, торговые автоматы), в которых продают туристические принадлежности, предметы личной гигиены и т. д.

Медицинская помощь участникам дорожного движения может быть оказана медицинскими учреждениями, расположенными на небольшом удалении от дороги; работниками ГИБДД, автотранспортных и дорожных организаций, имеющими аптечки для оказания первой медицинской помощи.

Медицинские пункты создают при автовокзалах, автобусных станциях, станциях технического обслуживания, в населенных пунктах.

Линейные посты ГИБДД размещают на дорогах в соответствии со специальными требованиями.

В комплекс обустройства автомобильных дорог входят видовые площадки, площадки-стоянки, площадки для кратковременного и длительного отдыха. Видовые площадки создают в местах, на которых можно показать живописную местность, архитектурный бассейн, горы, леса, ущелья и т. д.

Площадки для кратковременной остановки предусматривают у пунктов питания, торговли, скорой помощи, источников питьевой воды и в местах, где систематически останавливаются автомобили.

Площадки отдыха устраивают через 15-20 км на дорогах I и II категорий, через 25-35 км на дорогах III категории и через 45-55 км на дорогах IV категории. Площадки отдыха рассчитывают на одновременную остановку 20-50 автомобилей на дорогах I категории при интенсивности движения до 30000 авт. сут, 10-15 автомобилей на дорогах II и III категорий и 10 автомобилей на дорогах IV категории.

Сооружения обслуживания обычно объединяют в комплексы, формируя их вокруг сооружений отдыха и автозаправочных станций. Площадки отдыха, автозаправочные станции, мотели и кемпинги предопределяют размещение комплексов службы сервиса на дорогах.

Для обеспечения организации и безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах устанавливают дорожные знаки. Действие знака распространяется на проезжую часть, велосипедную или пешеходную дорожку, у которой или над которой он установлен. Дорожные знаки изготавливаются четырех типоразмеров: I – малого, II – нормального, III – большого, IV – очень большого.

Дорожная разметка в виде линий, надписей и других обозначений, наносимых на проезжую часть, бортовой камень, элементы дорожных сооружений и обстановки дорог, устанавливает порядок движения, показывает габариты дорожных сооружений или указывает направление дороги и опасные ее участки. Разметка применяется как самостоятельно, так и в сочетании с дорожными знаками, но при их совместном использовании информация, передаваемая водителю, не должна быть противоречивой.

Дорожные ограждения устанавливают для предотвращения непредвиденных съездов автомобилей с откосов насыпей, падения с мостов, путепроводов и эстакад, переездов разделительной полосы, наездов на массивные препятствия, а также для упорядочения движения пешеходов. По функциональному назначению конструкции дорожных ограждений разделяют на две группы. К первой группе относятся конструкции, рассчитанные на силовое воздействие транспортных средств. Ко второй группе относят конструкции, предназначенные для регулирования движения пешеходов. По условиям взаимодействия автомобиля и ограждения конструкции ограждений первой группы разделяются на два вида: направляющие и останавливающие.

По конструктивному исполнению направляющие ограждения первой группы разделяют на несколько типов: барьерные – металлические профилированные планки, прикрепленные к амортизаторам (консолям), установленным на металлических стойках, которые имеют несколько модификаций; парапетные – железобетонные блоки со специальной формой поперечного сечения и блоки прямоугольной формы из бетона и бутобетона; бордюрные – отдельные железобетонные блоки, закрепленные у тротуара на мостах и путепроводах с целью ограничения габарита проезжей части; комбинированные – состоят из элементов барьерных, парапетных или бордюрных ограждений, а также ограждений второй группы.

Направляющие устройства предназначены для указания водителю изменения направления движения, расположения границ проезжей части и обочин, протяженности и формы опасных участков дороги или дорожных сооружений преимущественно в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях. К направляющим устройствам относят: направляющие столбики; световые тумбы с проблесковыми или постоянными огнями; плитки, кнопки и устройства со световозвращающими элементами, закрепляемые на проезжей части и дорожных сооружениях; переносные барьеры, стойки, щиты, конусы и вехи, применяемые в местах производства дорожных работ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите нормативные документы, регламентирующие требования к автомобильным дорогам.

2. Какими нормативными документами регламентируется классификация автомобильных дорог?

3. Как подразделяются автомобильные дороги в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств?

4. Как подразделяются автомобильные дороги в зависимости от их значения?

5. Какими показателями характеризуются транспортно-эксплуатационные свойства автомобильных дорог?

6. Каковы ограничения транспортных средств по длине, ширине, высоте?

7. Как характеризуется надежность автомобильных дорог?

8. Как характеризуется проезжаемость автомобильной дороги?

9. Как характеризуется прочность дорожной одежды?

10. За счет чего снижаются транспортно-эксплуатационные качества

автомобильных дорог при изменении природно-климатических факторов?

11. Какие элементы дороги влияют на безопасность движения?

12. Как определяется коэффициент безопасности?

13. Как определяется коэффициент аварийности?

14. Какие работы входят в процедуру обследования автомобильных дорог?

15. Какие работы входят в состав содержания земляного полотна?

16. Каковы существуют способы борьбы с зимней скользкостью?

17. Какие работы входят в состав ремонта дорожных одежд?

18. Перечислите основные сооружения автомобильных дорог.

19. Перечислите вспомогательные сооружения автомобильных дорог.

20. Перечислите инженерное обустройство автомобильных дорог.

21. Каких видов бывают дорожные ограждения?

22. Какие существуют требования к устройству площадок отдыха на автомобильных дорогах?