logo search
Матер

История развития транспорта

1. Первобытнообщинный строй

В этот период люди не имели транспортных средств, а груз тянули по земле волоком или несли на собственных плечах. В процессе развития стали приручать диких животных и стали их использовать для перевозки груза.

2. Рабовладельческий строй

Этот период характерен разделением общества на классы, расселением на обширных территориях, ростом обмена и торговли, завоевательными и оборонными войнами, совершенствованием средств и способов перемещения. Между городами и государствами появились естественные караванные пути, а затем строились искусственные дороги. Рабовладельческий строй создал морской, речной и сухопутный транспорт. Для того, чтобы было удобно перемещаться по земной поверхности и с ускорением люди сооружали искусственные дороги. Первая искусственная дорога была построена в Древнем Китае в ІІІ ст. до н.э. – Великая Китайская стена. Сооружение выполняло 2 функции: крепостная стена и дорога. Ширина позволяла проехать пяти всадникам. Длина 7400 км. В Персии была Царская дорога, протяженностью 2400 км. По обе стороны выстраивали храмы, дворцы, устанавливали статуи, строения для отдыха путешественников. Восточные славяне выстроили Троянову дорогу, которая проходила вдоль ущелья Дуная и частично была выбита в скалах, частично висела на бревнах, закреплялась в скалах. Древний Рим своему могуществу обязан развитию транспорта. Там была сеть искусственных дорог. Принцип построения дорог: из Рима проходило 5 дорог, которые через определенное расстояние делились еще на 5 и т.д., до тех пор, пока вся территория не была охвачена дорогами.

3. Феодальный строй

расширяется добыча металлов и минералов; совершенствовалась техника; увеличивались виды и объемы ремесла, с/х; появилась потребность в совершенствовании транспортных средств. Стали расширять морские и речные коммуникации, строить каналы и появился внутренний водный транспорт. В VIII ст. были популярны торговые пути: 1) Шелковый путь. Он шел из Бухары по Каспийскому морю, по Волге в Ладожское море;

2) «Из варяг в греки». Шел из Балтийского моря через Новгород, Киев, с помощью малых рек и Днепра до Константинополя (Стамбул).

В начале XVII века функционировала регулярная почтовая связь: Москва – Рига – Вильнюс и далее на запад; Москва – Киев – Белая Церковь – Тула – Курск – Воронеж – Астрахань.

С середины XV века начался процесс торможения в развитии транспорта. Это было связно с вводом закона о собственности на землю. Земля была поделена между феодалами и представителями церквей. Въезд на их территорию и перемещение по ней было связано с большими денежными затратами, т.к. хозяева изымали пошлины за пользование мостами, паромом, рекой, амбаром.

4. Капиталистический строй

Характеризуется промышленной революцией, которая повлияла на темпы роста производства, торговли, было освоено производство машин самими машинами. Усложнилась техника и технология, появилась паровая машина, с помощью которой транспортное средство перемещается само без помощи животных. Появились паровозы, автомобили. Самолеты и трубопроводы.

Транспорт выделился в отдельную отрасль материального производства, которая осуществляла перевозку пассажиров, багажа, почты и груза за определенную плату.

Существует 6 видов транспорта:

В отличие от других отраслей материального производства, транспорт имеет свою особенность, которая заключается в единстве производственного процесса и продукта производства.

Производственный процесс – это перемещение или перевозка.

Продукт производства – перевозка или перемещение.

Современное состояние, роль и значение транспорта.

Транспорт – это одна из важнейших отраслей материального производства, при которой изготовление и перемещение являются одним процессом, и которая обеспечивает потребности государства и населения во всех видах перевозок.

Как любая отрасль материального производства, транспорт имеет производственный процесс и продукт производства, что выражается в одном и том же понятии – «перевозка» или «перемещение».

Транспорт имеет следующие особенности:

1) результатом работы транспорта есть не новый продукт, а определенный полезный эффект, который заключается в перемещении (пассажиров или грузов);

2) на транспорте используется не сырье, а лишь средства производства;

3) своей деятельностью транспорт продолжает производственный процесс в промышленности и сельском хозяйстве.

Продукция транспорта не может накапливаться, а эффективность его развития зависит от формирования пассажиро- и грузопотока. Вследствие чего происходит взаимодействие размещения транспорта и продуктивных сил. Формируя экономические, культурные и другие связи, транспорт ускоряет социально-экономическое развитие общества. Транспортно-географическое положение обуславливает размещение отдельных отраслей производства в одном месте. Например, в портовых городах развивается рыбная промышленность, судостроение, судоремонт, металлургические комбинаты, которые ориентируются на импорт сырья и топлива. Следовательно, транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения населения и государства потребности в перевозках при помощи географического положения товара или людей. Транспортные издержки учитываются в общих затратах общественного производства дважды:

1-ая – на стадии процесса производства, когда транспорт доставляет необходимые виды сырья, топлива и материалов.

2-ая – на стадии процесса оборота – это доставка готовой продукции к местам потребления.

Показатели мировой транспортной системы:

1. Сеть путей и сообщений. В мировом масштабе протяженность путей сообщений без морских трасс – 35 млн. км. Это соответствует густоте транспортной сети 23 км. На каждые 100 кв. км. суши.

2. Подвижной состав. Это ж/д вагоны и локомотивы, автомашины, самолеты, суда и т.п., используемые для перевозки пассажиров и грузов.

3. Численность персонала. Это люди, которые заняты работой на транспорте.

4. Транспортная продукция. (Пассажиро- и грузооборот).

Вся сеть путей и сообщений (сухопутных, водных, воздушных, трубопроводных, электро-), подвижной состав всех видов транспорта, транспортные корпорации, которые организовывают коммерческую и инвестиционную деятельность в отрасли, а также люди, которые работают на транспорте, в совокупности образуют мировую транспортную систему.

Работа транспорта определяет материальную основу географического и международного развития труда. По объему и структуре транспортных перевозок определяют уровень развития и особенности структуры хозяйства стран и регионов, а по конфигурации транспортной сети – особенности и закономерности размещения хозяйственной деятельности.

Транспорт имеет классификацию:

Классификация транспорта

1. По виду перевозок:

- Грузовой:

- Железнодорожный

- Автомобильный

- Внутренний водный

- Морской

- Трубопроводный

- Воздушный

- Пассажирский:

- Железнодорожный

- Автомобильный

- Внутренний водный

- Морской

- Воздушный

2. По использованию возможностей окружающей среды:

- Сухопутный:

- Железнодорожный

- Автомобильный

- Трубопроводный

- Водный:

- Морской

- Внутренний водный

- Речной

- Озерный

- Канальный

- Воздушный

3. По использованию средств передвижения:

- Железнодорожный

- Автомобильный

- Трубопроводный

- Гужевой

- Вьючный

Транспортная работа, выполняемая в пределах государства, называется внутренней перевозкой, а на морском виде транспорта – каботажем.

За пределами государства – международные перевозки.

Наибольшая густота транспортной сети сформировались в следующих регионах:

1. Северная Америка (США, Мексика, Канада)

2. Европа

3. Восточная Азия (особенно Япония, Восточный Китай)

4. Полуостров Индостан (индия и Пакистан)

5. Юг и запад Южной Америки

6. Южная и Северная Африка

В каждой отдельно взятой стране транспортная система имеет строго выраженную национальную принадлежность и свою специфику. Однако взятые вместе они образуют мировую транспортную систему. Транспортные системы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) характером социально-экономического строя;

2) уровнем развития;

3) экономико-географическими особенностями стран и регионов, включающие размеры территорий, её рельеф, климатические особенности, распределение населения и хозяйственных центров.

Мировую транспортную систему можно рассматривать в двух аспектах:

1) с точки зрения отраслевой, т.е. по видам транспорта

2) территориально - рассматривая транспортную систему по регионам.

Классификация мировой транспортной системы

Отраслевой (1)

Территориальный (2)

1. Отраслевой:

- железнодорожный

- автомобильный

- морской

- внутренний водный

- трубопроводный

- воздушный

2. Территориальный:

- Европа

- Северная Америка

- Азия, острова Тихого океана, Океания:

- Латинская Америка

- Африка

- Типовые:

В зависимости от особенностей, связанных с размерами территорий, характером размещения населения, уровнем развития экономики, соотношением работы отдельных видов транспорта и общим объемом географического положения товара или людей. Транспортные издержки учитываются в общих затратах общественного производства дважды:

1-ая – на стадии процесса производства, когда транспорт доставляет необходимые виды сырья, топлива и материалов.

2-ая – на стадии процесса оборота – это доставка готовой продукции к местам потребления.

Показатели мировой транспортной системы:

1. Сеть путей и сообщений. В мировом масштабе протяженность путей сообщений без морских трасс – 35 млн. км. Это соответствует густоте транспортной сети 23 км. На каждые 100 кв. км. суши.

2. Подвижной состав. Это ж/д вагоны и локомотивы, автомашины, самолеты, суда и т.п., используемые для перевозки пассажиров и грузов.

3. Численность персонала. Это люди, которые заняты работой на транспорте.

4. Транспортная продукция. (Пассажиро- и грузооборот).

Вся сеть путей и сообщений (сухопутных, водных, воздушных, трубопроводных, электро-), подвижной состав всех видов транспорта, транспортные корпорации, которые организовывают коммерческую и инвестиционную деятельность в отрасли, а также люди, которые работают на транспорте, в совокупности образуют мировую транспортную систему.

Работа транспорта определяет материальную основу географического и международного развития труда. По объему и структуре транспортных перевозок определяют уровень развития и особенности структуры хозяйства стран и регионов, а по конфигурации транспортной сети – особенности и закономерности размещения хозяйственной деятельности.

Отраслевая структура транспортной системы

Отраслевая структура мировой транспортной системы определяется шестью главными видами транспорта:

  1. железнодорожный

  2. автомобильный

  3. морской

  4. внутренний водный

  5. трубопроводный

  6. воздушный

За исключением трубопроводного транспорта, который применяется для перемещения определенных видов груза (жидкие, сыпучие и газообразные), все остальные виды транспорта используются для перевозки грузов и пассажиров, т.е. они являются универсальными и взаимозаменяемыми.

Структура мирового грузо- и пассажирооборота.

Грузооборот

%

Пассаж.оборот

%

Морской

62

Автомобил.

80

Ж/д

16

Ж/д

11

Трубопров.

11

Воздушный

8

Автомобил.

8

Морской

+

Вн. водный

1

Вн. водный

3

Морской транспорт перевозит очень небольшую часть грузов – всего 3,5%, но на далекие расстояния – в среднем 8500 км, что позволяет ему в мировом масштабе перевозить 75% всего грузооборота. Автомобильный транспорт перевозит более 80% всех грузов на короткие расстояния – в среднем 30 км, поэтому по грузообороту он уступает кроме морского, ж/д и трубопроводному транспорту. Зато в мировом пассажирообороте ему принадлежит внеконкурентное место. Вот почему зачастую многие виды транспорта группируются не о функциям и значению, а по географическим сферам применения.

Транспортная сеть мира.

1. Автодорожная сеть – 24000 тыс. км

2. Воздушные пути – 8000 тыс. км

3. Трубопроводная сеть – 1500 тыс. км

4. Железнодорожная сеть – 1300 тыс. км

5. Внутренние водные пути – 550 тыс. км