5. 2. Основы автотехнической экспертизы
Под автотехнической экспертизой понимается научно-техническое исследование, проводимое лицами, имеющими специальные знания, с целью объективного установления всех причинно-следственных факторов возникновения ДТП и действий всех прямых и косвенных участников ДТП.
Различают судебные и служебные экспертизы (служебное расследование).
Судебная экспертиза проводится, как правило, в случае ДТП с тяжелыми последствиями и необходимости установления степени виновности каждого из участников происшествия. Экспертиза выполняется в соответствии с законом по заданиям органов, занимающихся рассмотрением уголовных и гражданских дел.
Служебная экспертиза выполняется сотрудниками организации, за которыми закреплены транспортные средства, или сотрудниками дорожных подразделений, на участке которых произошло ДТП.
Экспертиза должна ответить на вопрос: является ли ДТП несчастным случаем или же результатом действий его участников, нарушивших Правила дорожного движения? В зависимости от обстоятельств ДТП и тяжести последствий в состав экспертов судебной автотехнической экспертизы кроме автотехника могут быть включены специалисты различного профиля: врач, криминалист, трассолог, бухгалтер.
Задачи, решаемые экспертами, в каждом конкретном случае различны и зависят от особенностей ДТП. В общем виде они могут быть сформулированы следующим образом:
- определение технического состояния транспортного средства и выяснение наличия причинно-следственной связи между его состоянием и возникновением ДТП (неправильная регулировка или неисправности тормозной системы, рулевого привода, подвески, системы освещения и сигнализации и пр.);
- выяснение возможности обнаружения и устранения технической неисправности до момента возникновения ДТП;
- установление возможности предотвращения ДТП;
- определение скорости и траектории. движения транспортных средств и других участников ДТП в период, предшествующий ДТП, и в момент его возникновения;
- фиксация параметров дороги и дорожной обстановки (ширины проезжей части и обочин, наличия и ширины разделительной полосы, величины уклона, радиусов кривых в плане и профиле и пр.);
- установление состояния проезжей части и обочины, наличия и мест установки технических средств регулирования (дорожных знаков, светофоров, разметки) и их эксплуатационного состояния;
- фиксация особых условий движения (наличие, место расположения и габариты неподвижных препятствий, ремонтные работы и характер ограждений, сужение проезжей части и ее причины и пр.);
- определение параметров видимости и обзорности окружающей обстановки с места водителя в момент возникновения ДТП;
- установление динамики процесса ДТП (направление действия и величины сил столкнувшихся транспортных средств, взаимное расположение и скорости движения участников ДТП в различные фазы развития происшествия, направление и величины перемещений участников в процессе ДТП и т. д.);
- определение взаиморасположения всех участников ДТП в момент, соответствующий технической возможности предотвращения происшествия;
- определение психофизиологических характеристик участников ДТП и установление причинно-следственных связей между их состоянием и возникновением ДТП.
На основании проведенной экспертизы комиссия (или один эксперт в случае единоличной экспертизы) представляет общее заключение, в котором в соответствующей последовательности излагаются результаты следственных исследований.
Служебная экспертиза (расследование), кроме установления причин возникновения ДТП, преследует профилактические цели. В частности, результаты расследования ДТП являются предметом обсуждения и разбора во всех звеньях автотранспортных дорожных организаций, ответственных за соблюдение и выполнение всего комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность движения.
Каждый автотехнический эксперт дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований и несет за данное им заключение личную ответственность. Заключение судебного эксперта базируется на материалах уголовного дела и является доказательством по делу.
Объектами исследования эксперта-автотехника являются:
- транспортные средства, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, а также следы на них;
- место ДТП;
- материалы (документы, вещественные доказательства, детали, механизмы и т. п.), предоставляемые в распоряжение эксперта.
Предметом автотехнической экспертизы является установление фактических данных, характеризующих весь процесс ДТП и действия лиц, причастных к этому происшествию.
В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит решение следующих задач:
а) исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП;
б) исследование обстановки на месте ДТП;
в) исследование действия участников ДТП;
г) исследование процесса (механизма) ДТП или отдельных его элементов на основании данных, установленных следственным путем или полученных в результате экспертного исследования;
д) определение технической возможности предотвращения ДТП. Техническое состояние транспортных средств исследуется с целью установления причин и времени возникновения неисправности и возможности обнаружить ее до момента наступления ДТП. Эксперт устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной технической неисправностью и фактом ДТП и определяет техническую возможность предотвращения ДТП при том состоянии транспортного средства, которое имело место на момент происшествия. Также выявляются обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали (или могли способствовать) возникновению ДТП.
- Коноплянко в. И., Гуджоян о. П., Зырянов в. В., Березин а. С.
- Безопасность движения.
- Учебное пособие.
- Кемерово: Кузбассвузиздат - 1998
- 1. Основные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
- 1. 1. Автомобилизация и аварийность
- 1. 2. Система управления безопасностью дорожного движения
- 1. 3. Нормативно-правовая база по безопасности движения
- 2. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 2. 1. Учет дорожно-транспортных происшествий
- 2. 2. Методы анализа дтп
- 3. Дорожный фактор и безопасность движения
- 3. 1. Основные характеристики дорожного движения
- 3.2. Скорость и аварийность
- Тема 4. Водитель и безопасность движения
- 5. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий
- 5. 1. Организация экспертизы. Цель и задачи экспертизы
- 5. 2. Основы автотехнической экспертизы
- 5.3. Производство автотехнической экспертизы
- 5. 4. Расчет движения автомобиля и пешехода
- Значение к при наличии следов юза
- 6. Организация работы по предупреждению аварийности в атп
- 6. 1. Задачи службы безопасности движения
- Закрепление за автомобилем
- Прохождение медосвидетельствования
- Журнал инструктажей по безопасности движения
- 6. 2. Задачи службы эксплуатации
- 6. 3. Задачи производственно-технической службы