logo search
Лабораторные работы по Устройству автомобилей

Разборка и сборка устройства системы смазки.

Цель работы: изучить схему подачи масла к трущимся поверхностям , разборку, сборку, устройства и работу приборов смазочной системы.

Оборудование: блоки цилиндров, приборы смазочной системы различных двигателей, тиски, наборы рожковых, торцевых и накидных ключей.

Содержание работы: изучить общее устройство смазочной системы, способы подачи масла к вращающимся поверхностям, названия приборов и деталей системы, их устройство, принцип работы, изучить различные способы удаления картерных газов.

Описание работы:

Отверстие в звездочке для смазывания цепи. Магистральный канал в распределительном валу; Канал в кулачке распределительного вала; Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; Маслоналивная горловина; Канал в опорной шейке распределительного вала; Наклонный канал в головке цилиндров: Канал подвода масла к газораспределительному механизму; Главная масляная магистраль в блоке цилиндров: Датчик сигнальной лампы достаточного давления масла; Канал подачи масла к коренному подшипнику: Канал подачи масла к шатунному подшипнику; Масляный картер: Масляный фильтр; Перепускной клапан; Картонный фильтрующий элемент; Противодренажный клапан; Масляный насос; Канал подачи масла от насоса к фильтру; Канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; Канал подачи масла ко втулке шестерни привода масляного насоса; Передний сальник коленчатого вала; Канал подачи масла к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса: Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; Впускная труба; Дроссельная заслонка второй камеры карбюратора; Дроссельная заслонка первой камеры карбюратора: Воздушный фильтр; Коллектор вытяжной вентиляции; Пламегаситель; Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; Вытяжной шланг; Указатель уровня масла; Крышка маслоотделителя; Маслоотделитель; Сливная трубка; Схема вентиляции картера двигателя.

Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, подшипники вала привода масляного насоса и распределителя зажигания, кулачки распределительного вала и втулка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода механизма газораспределения, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках. Вместимость системы смазки 3, 75 л. В систему смазки входят: масляный насос ,приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя, редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, электрический датчик недостаточного давления масла. Датчик недостаточного давления масла соединен с сигнальной лампой на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,02-0,06 МПа (0, 2-0, 6 кгс/см2). При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет). Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос , приводимый в действие парой шестерен со спиральными зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку маслоприемного патрубка и подает его по каналу в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу попадает в магистральный масляный канал проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам просверленным в блоке цилиндров, проникает к коренным подшипникам коленчатого вала и переднему подшипнику валика привода масляного насоса и распределителя зажигания. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам просверленным в блоке цилиндров, в головке и в корпусе подшипников распределительного вала. Масло, подошедшее к центральной опоре распределительного вала через канавку в опорной шейке, попадает в центральный канал распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и в опорных шейках - к кулачкам, рычагам и опорам вала. Масло от первого подшипника валика привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает ко второму подшипнику по каналу, просверленному в самом валике. К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу из полости блока перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком. Цепь механизма газораспределения смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса и распределителя зажигания, и затем разбрызгивается через радиальные каналы на звездочках указанных валов. Для того чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность. Для предотвращения повышения давления масла сверх допустимого в системе установлен редукционный клапан, перепускающий избыточное масло в маслоприемник. Масляный насос шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса неподвижно закреплена на валике, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. В корпус маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. Давление, при котором срабатывав? редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется. Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке и уплотняется прокладкой. Масло поступает в фильтр через отверстие и, пройдя фильтрующий элемент выходит в магистральный масляный канал блока через центральное отверстие и штуцер крепления. Фильтр имеет противодренажный клапан предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, срабатывающий при засорении фильтрующего элемента. Система вентиляции картера двигателя. Во время работы двигателя через зазоры в картер проникает некоторое количество отработавших газов. Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя. Картерные газы отсасываются по шлангам в за дроссельное устройство карбюратора и в карбюратор через коллектор вытяжной вентиляции. При малой частоте вращения коленчатого вала разрежение на входе в карбюратор незначительное (дроссельные заслонки закрыты), и основная масса газов отсасывается по шлангу в задроссельное пространство карбюратора. Когда дроссельная заслонка приоткрыта или открыта полностью, основная масса картерных газов будет отсасываться по шлангу в вытяжной коллектор и в карбюратор, минуя фильтрующий элемент воздушного фильтра. При этом через шланг . ввиду малого отверстия патрубка карбюратора, будет проходить незначительная часть картерных газов.

Контрольные вопросы:

1 Какие масла применяются в смазочной системе двигателя.

2 Каково назначение смазочной системы и ее основных приборов.

3 Опишите назначение, устройство и работу масляного насоса.

4 Опишите назначение, устройство и работу масляного фильтра со сменным фильтрующим элементом.

Лаб.раб. №5

Ответ к вопросу №1

Смазочная система служит для уменьшения трения движущихся деталей двигателя, а также для их охлаждения при нагревании во время работы. С этой целью между трущимися поверхностями деталей вводится масло.

Моторные масла. В смазочных системах двигателей применяются только специальные масла, называемые моторными. По вязкостно-температурным свойствам моторные масла подразделяются согласно международной классификации SAE*, а по эксплуатационным свойствам — согласно классификации API. Числа в марке масла указывают его вязкость. Масла с латинской буквой «W» в обозначении относятся к зимним (от англ. winter— зима). В обозначении летних масел буква «W» отсутствует. Например, в средней полосе России летом следует использовать масло SAE 30, а зимой — SAE 15W.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-30. Этому маслу по вязкости соответствует отечественное масло М-53/12. Буква «з» в индексе означает, что масло загущено присадками.

Чем меньше первое число в марке, тем легче пуск двигателя в мороз. Чем больше второе число, тем выше вязкость масла в теплое время года и тем оно более предпочтительно для южных районов, а также изношенных двигателей. На рис. 10 приведены диапазоны температур для применения всесезонных моторных масел. По эксплуатационным качествам масла для бензиновых двигателей согласно классификации API разделяют на группы. В настоящее время используются масла групп SJ и SL (по классификации API), а по отечественной классификации — Г и Д.

По способу изготовления масла подразделяются на минеральные, полусинтетические и синтетические. Последние обладают лучшими характеристиками и более высоким качеством, но при этом они существенно дороже. Следует заметить, что применимость масла для данного двигателя определяется не способом его производства, а только вязкостно-температурными характеристиками и уровнем качества.

Внимание! В смазочной системе двигателя следует применять только моторные масла!

Недопустимо смешивание минеральных и синтетических масел, а также масел различных производителей, даже имеющих одинаковые вязкостно-температурные характеристики и уровни качества. Для доливки следует использовать только масло, аналогичное залитому в смазочную систему двигателя.

При эксплуатации автомобиля следует регулярно проверять уровень масла в двигателе, при необходимости доливать его и заменять строго в соответствии со сроками, указанными производителем автомобиля (двигателя) или изготовителем масла. Одновременно с маслом следует заменять масляный фильтр. Правильный выбор и своевременная замена масла в смазочной системе —залог долговечной безаварийной работы двигателя вашего автомобиля.

Лаб.раб.№5

Ответ к вопросу №2

Смазочной называется система, обеспечивающая подачу масла к трущимся деталям двигателя.

Система смазки двигателя внутреннего сгорания служит для уменьшения трения и изнашивания деталей двигателя, для охлаждения и коррозионной защиты трущихся деталей и удаления с их поверхностей продуктов изнашивания.

В двигателях автомобилей применяется комбинированная система смазки различных типов . Комбинированной называется система смазки, осуществляющая смазывание деталей двигателя под давлением и разбрызгиванием. Давление создается масляным насосом, а разбрызгивают масло коленчатый вал и другие быстровращающиеся детали двигателя.

Под давлением смазываются наиболее нагруженные трущиеся детали двигателей – коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала, подшипники вала привода масляного насоса и др.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, детали газораспределительного механизма, его цепного или шестеренного привода и другие детали двигателей. В двигателях со смазочной системой без масляного радиатора охлаждение масла, которое нагревается в процессе работы, происходит в основном в масляном поддоне.

При наличии в смазочной системе масляного радиатора охлаждение масла осуществляется и в масляном поддоне, и в масляном радиаторе, которые включается в работу при длительном движении автомобиля с высокими скоростями и при эксплуатации автомобиля летом. В смазочной системе с открытой вентиляцией картера двигателя картерные газы, состоящие из горючей смеси и продуктов сгорания, удаляются в окружающую среду. При закрытой вентиляции картера двигателя картерные газы принудительно удаляются в цилиндры двигателя на догорание, что предотвращает попадание газов в салон кузова легкового автомобиля и уменьшает выброс ядовитых веществ в окружающую среду.

Лаб.раб. №5

Ответ к вопросу №3

Масляный насос предназначен для создания давления в системе смазки, и тем самым обеспечить смазку движущихся частей двигателя внутреннего сгорания. В системе смазки с сухим картером масляный насос дополнительно выполняет функцию перекачки масла из картера двигателя в масляный бак.

Масляный насос приводится в действие от коленчатого вала или распределительного вала с помощью приводного вала.

По характеру управления масляные насосы разделяются на нерегулируемые и регулируемые. Нерегулируемые насосы поддерживают постоянное давление в системе смазки с помощью редукционного клапана. В регулируемых насосах постоянное давление поддерживается путем изменения производительности насоса.

В зависимости от конструкции различают масляные насосы:

шестеренного типа;

роторного типа.

Масляный насос шестеренного типа представляет собой две шестерни – ведущую и ведомую, размещенные в корпусе. Масло в насос поступает через всасывающий канал, захватывается шестернями и нагнетается в систему через нагнетательный канал. Производительность шестеренного насоса пропорциональна частоте вращения коленчатого вала. При превышении давления нагнетаемого масла определенной величины срабатывает редукционный клапан и перепускает часть масла во всасывающую полость или непосредственно в картер двигателя. Различают два вида конструкций шестеренных насосов:

шестеренный насос с наружным зацеплением (шестерня около шестерни);

шестеренный насос с внутренним зацеплением (шестерня в шестерне).

При равной производительности шестеренный насос с внутренним зацеплением имеет меньшие габаритные размеры. Масляные насосы шестеренного типа являются нерегулируемыми.

Принцип работы регулируемого роторного насоса

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивается потребность в масле и соответственно происходит падение давления в системе. С падением давления регулировочная пружина сдвигает статор, который в свою очередь изменяет положение ведомого ротора. Соответственно увеличивается объем всасывающей полости и повышается производительность насоса.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя, уменьшается расход масла и повышается давление в системе. За счет повышения давления сжимается регулировочная пружина, которая перемещает статор и изменяет положение ведомого ротора. Это приводит к уменьшению объема всасывающей полости и снижению производительности насоса.

Лаб. раб. №5

Ответ к вопросу №4

Масляные фильтры предназначены для очистки масла, циркулирующего в системе смазки. В систему смазки они могут включаться последовательно и параллельно. При последовательном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит все масло, подаваемое масляным насосом. Такие фильтры называют полнопоточными. При параллельном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит только 10-15% масла, подаваемого масляным насосом. Такие фильтры называют неполнопоточными.

Фильтр тонкой очистки масла типа АСФО (автомобильный супер -фильтр-отстойник) состоит из корпуса , в котором установлена центральная трубка с калиброванным отверстием диаметром 1,5 мм. На трубку устанавливается фильтрующий элемент, набранный из картонных пластин. На пластине выполнены радиальные канавки для прохода масла. Сверху и снизу пластины закрываются крышками и стягиваются металлическими скобами 1. Корпус маслофильтра закрывается крышкой и зажимается болтом, ввернутым в центральную трубку. Сверху и снизу фильтрующий элемент уплотняется прокладками. Кроме того, сверху на элемент воздействует пружина, прижимая его к нижней опоре центральной трубки. Масло подводится в корпус фильтра па трубопроводу через резьбовое отверстие и очищенное отводится через штуцер . Для слива отстоя и осадков предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой. В нижней крышке фильтрующего элемента выполнено перепускное отверстие, через которое проходит неочищенная часть масла к центральной трубке, далее через калиброванное отверстие попадает вместе с очищенным маслом в центральную трубку и сливается в поддон картера двигателя.

Работает фильтр так. При работе двигателя часть масла, пройдя фильтр грубой очистки, из главной масляной магистрали по трубопроводу подводится в корпус фильтра, где проходя па радиальным канавкам и через поры в картоне пластин очищается и по центральной трубке и отводящему штуцеру стекает в поддон картера. Наличие перепускного отверстия стабилизирует работу фильтра и способствует скорейшему прогреву масла в холодное время гада. Калиброванное отверстие в центральной трубке предотвращает избыточное поступление масла в центральную трубку и таким путем способствует его плавному прохождению через фильтрующие пластины и лучшей очистке. В процессе работы двигателя фильтрующий элемент загрязняется и его заменяют новым (обычно при смене масла в поддоне картера двигателя).

Лабораторная работа №6

Разборка и сборка системы питания дизельного двигателя.

Цель работы: изучить устройство и принцип действия приборов для подачи топлива и очистки воздуха, приобрести навыки в разборке и сборке приборов питания.

Оборудование: дизель автомобиль (в сборе и разрезе), топливные насосы, дизельные фильтры грубой и тонкой очистки топлива, форсунки, воздушные фильтры, тиски, набор ключей.

Содержание работы: изучение устройства, принципов действия и регулировок приборов для подачи топлива и очистки воздуха в дизелях.

Описание работы:

Система питания дизельного двигателя предназначена для обеспечения запаса топлива на автомобиле, очистки топлива и равномерного распределения его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями в соответствии с порядком работы, скоростным и нагрузочным режимом работы двигателя. Основные отличия дизельного двигателя от карбюраторного состоят в следующем. В дизельном двигателе чистый воздух засасывается в цилиндры и в них подвергается очень высокой степени сжатия. Вследствие этого в цилиндрах создается температура, превышающая температуру воспламенения дизельного топлива. Когда поршень находится почти в верхней мертвой точке, в сильно сжатый, достигающий температуры +600 °C воздух впрыскивается дизельное топливо, которое состоит из смеси керосиновых, газойлевых и соляровых фракций. Дизельное топливо загорается само по себе, свечи зажигания не требуются. Чтобы достигалась высокая температура сжатого воздуха при холодном двигателе, в каждой вихревой камере двигателя находится свеча накаливания. Кроме того, дизельный двигатель оснащен ускорителем запуска в холодном состоянии, который включается кнопкой на панели приборов или автоматически.

Из топливного бака дизельное топливо засасывается насосом высокого давления через топливный фильтр, который задерживает воду и грязь. Топливо подается только в том случае, если в системе нет воздуха. В насосе создается необходимое для впрыска давление, и топливо распределяется по цилиндрам. Количество впрыскиваемого топлива регулируется нажатием педали газа. Через форсунки топливо подается в предкамеру соответствующего цилиндра. Так как дизельный двигатель не нуждается в зажигании и его цикл не прекращается при отключении напряжения в системе накального зажигания, в конструкции дизельного двигателя предусмотрен магнитный клапан. При выключении зажигания напряжение на нем исчезает и канал поступления топлива закрывается.

Подача топлива осуществляется по двум магистралям: высокого и низкого давления. В магистрали низкого давления хранится топливо, происходит его фильтрация и подача под малым давлением к топливному насосу высокого давления. В магистрали высокого давления обеспечивается подача и впрыскивание необходимого количества топлива в цилиндры двигателя в определенный момент. Топливоподкачивающий насос подает топливо из бака через фильтры грубой и тонкой очистки по топливопроводам низкого давления к топливному насосу высокого давления, который в соответствии с порядком работы цилиндров по топливопроводам высокого давления подает топливо к форсункам. Форсунки, расположенные в головках цилиндров, впрыскивают и распыляют топливо в камеры сгорания двигателя. Так как топливоподкачивающий насос подает топливному насосу высокого давления топлива больше, чем нужно, то его избыток, а с ним и попавший в систему воздух по дренажным трубопроводам отводятся обратно в бак.

Топливный насос высокого давления является основным прибором системы питания дизеля. Он предназначен для равномерной подачи строго определенной дозы топлива к форсункам двигателя под высоким давлением в течение определенного промежутка времени согласно порядку работы цилиндров двигателя. Состоит он из одинаковых секций по количеству цилиндров двигателя. Секция включает в себя корпус, втулку плунжера (гильзу), плунжер, поворотную втулку, нагнетательный клапан, который прижат штуцером к гильзе плунжера через прокладку.

Принцип работы ТНВД состоит в следующем. Под действием кулачка вала и пружины плунжер совершает возвратно-поступательное движение. При движении плунжера вниз внутреннее пространство гильзы наполняется топливом и топливо подается насосом низкого давления в подводящий канал корпуса насоса. При этом открывается впускное отверстие и топливо поступает в над плунжерное пространство. Далее под действием кулачка плунжер начинает подниматься вверх, перепуская топливо обратно в подводящий канал, до тех пор, пока верхняя кромка плунжера не перекроет впускное отверстие гильзы. После перекрытия этого отверстия давление топлива резко возрастает и топливо через зазор между втулкой и плунжером, преодолевая усилие пружины, поднимает нагнетательный клапан и поступает в топливопровод.

Продвижение плунжера вверх вызывает повышение давления выше уровня давления, которое создается пружиной форсунки. В результате этого игла форсунки приподнимается и происходит впрыскивание топлива в камеру сгорания. Подача топлива продолжается до тех пор, пока винтовая кромка плунжера не откроет выпускное отверстие в гильзе. В результате давление над плунжером резко падает, нагнетательный клапан под действием пружины закрывается и пространство над плунжером разъединяется с топливопроводом высокого давления. Далее плунжер перемещается вверх, топливо перетекает в сливной канал через винтовую кромку плунжера и продольный паз. Количество топлива подается в форсунку с помощью зубчатой рейки, втулки и связывающего поводка. Продолжительность впрыскивания соответствующих порций топлива, подаваемых в цилиндры двигателя, зависит от угла поворота плунжера, так как изменяется расстояние, проходимое плунжером от момента перекрытия впускного отверстия до момента открытия выпуского отверстия винтовой кромкой.

Для изменения момента начала впрыскивания топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала предназначена автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива. Изменяя момент впрыскивания топлива, автоматическая муфта улучшает экономичность двигателя и его пусковые качества. На конической поверхности переднего конца кулачкового валика топливного насоса высокого давления крепится шпонкой и фиксируется гайкой ведомая полумуфта. Ведущая полумуфта крепится на ступице ведомой и может на ней поворачиваться. Между ступицей и полумуфтой установлена втулка. Ведущая полумуфта приводится в действие распределительной промежуточной шестерней через вал с гибкими соединительными муфтами. На ведомую полумуфту вращение передается двумя грузами. Они качаются в плоскости, перпендикулярной к оси муфт на полуосях, запрессованных в ведомую полумуфту.

Одним концом приставка ведущей полумуфты упирается в палец груза, а другим – в профильный выступ. Пружины стремятся удержать грузы на упоре во втулке ведущей полумуфты. Если частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается, под действием центробежных сил грузы расходятся, и в результате ведомая полумуфта поворачивается относительно ведущей в направлении вращения кулачкового валика, что увеличивает угол опережения впрыска топлива. При уменьшении частоты вращения грузы под действием пружин сходятся. Ведомая полумуфта поворачивается вместе с валиком топливного насоса в противоположную сторону вращения, что уменьшает угол опережения впрыска топлива.

Для впрыскивания, распыления топлива и распределения его частиц по объему камеры сгорания служат форсунки. Главным элементом форсунки является распылитель, имеющий одно или несколько сопловых отверстий, которые формируют факел впрыскиваемого топлива. Форсунки могут быть открытого и закрытого типа. В четырехтактных дизелях применяют форсунки закрытого типа, сопловые отверстия которых закрываются запорной иглой, поэтому

внутренняя полость в корпусе распылителей форсунок сообщается с камерой сгорания только в период впрыскивания топлива.

Подача заряда воздуха в цилиндр под давлением для повышения мощности дизельного двигателя называется турбонаддувом. Для наддува дизель оборудуют турбокомпрессором на выхлопных газах. Дизельные двигатели, оснащенные турбокомпрессором, более экономичны.

Контрольные вопросы:

1. Опишите назначение, устройство и работу фильтра грубой очистки топлива.

2. Опишите назначение, устройство и работу фильтра тонкой очистки.

3. Опишите назначение, устройства и работу топливоподкачивающего насоса.

4. Опишите назначение, устройство и работу форсунки.

Лаб. раб. №6

Ответ к вопросу №1

Назначение и типы масляных фильтров. Фильтры служат для очистки

циркулирующего в системе смазки масла от примесей (частиц износа, нагара,

смол, абразивных частиц и пр.), ускоряющих износ деталей двигателей и

сокращающих срок их службы. Кроме того, очисткой масла удлиняется срок

его службы и соответственно уменьшается расход масла.

В зависимости от требуемого качества очистки масла различают следующие типы фильтров. Сетчатые фильтры маслоприемников устанавливаются перед входом масла в насос. Эти фильтры не пропускают в масляный насос сравнительно крупные механические примеси. В некоторых двигателях женские сумки купить дешево Пресс-конференции со звездами, irina derkach ) применяются плавающие маслоприемники, позволяющие масляному насосу засасывать из верхних слоев более чистое масло.

Часто металлические частицы — продукты износа — улавливаются при

помощи магнита, устанавливаемого в спускной пробке картера.

Фильтры грубой очистки обычно устанавливаются между насосом и

масляной магистралью.

Эти фильтры пропускают все масло, подаваемое насосом, в главную

масляную магистраль. Так как количество нагнетаемого насосом масла

сравнительно велико (до 20 л в минуту и более), а габариты фильтра должны

быть как можно меньше, то, следовательно, фильтрующие элементы этих

фильтров не должны оказывать большого сопротивления прохождению масла.

Поэтому фильтрующие элементы таких фильтров выполняются с достаточно

крупными порами, например металлические сетки, пластинчатые, ленточные, войлочные и др.

Такие фильтрующие элементы не улавливают мельчайших частиц примесей и не производят полной очистки масла, т. е. эти фильтры обеспечивают

только грубую очистку масла.

Лаб. раб.№6

Ответ к вопросу №2

Фильтры тонкой очистки служат для очистки масла от мельчайших

механических примесей и устанавливаются параллельно главной масляной

магистрали. Обычно (Д-38, Д-54А, КДМ-100, ГАЗ-51, ЗИЛ-104А и др.) часть

масла, направляется через фильтр тонкой очистки, откуда очищенное масло

возвращается в картер. Иногда устанавливается только один фильтр — тон-

кой очистки, через который проходит только часть масла, подаваемого насосом. Фильтрующие элементы тонкой очистки изготовляются бумажные, кар-

тонные, нитяные из хлепчатобумажных ниток и др.

Для получения большей компактности и для упрощения ухода за фильтром у многих двигателей фильтры грубой и тонкой очистки выполняются

в одном агрегате. Реактивные масляные центрифуги. В настоящее время широкое распространение на автотракторных двигателях получили специальные механизмы для очистки масла — реактивные масляные центрифуги. Часто они

устанавливаются параллельно фильтру грубой очистки (Д-40, Д-48, Д-54А

и др.) и предназначены для тонкой очистки масла. На некоторых тракторных двигателях (Д-14, Д-20, Д-28, Д-37М, Д-50) вместо фильтров грубой и

тонкой очистки устанавливается одна реактивная масляная центрифуга или

одна масляная центрифуга с механическим приводом (Д-ЗОБ).

Лаб.раб. №6

Ответ к вопросу №3

Топливоподкачивающий насос низкого давления предназначен для подачи топлива из топливного бака к впускной полости насоса высокого давления через фильтры грубой и тонкой очистки. Топливоподкачивающий насос поршневого типа приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала насоса высокого давления.

Насос установлен на задней крышке регулятора и приводится от эксцентрика кулачкового вала топливного насоса высокого давления.

Насос низкого давления дизеля КамАЗ-740 работает следующим образом. При опускании толкателя поршень под действием пружины движется вниз. При этом в полости создается разрежение и впускной клапан, сжимая пружину, перепускает топливо в эту полость по топливопроводу от фильтра грубой очистки. Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости вытесняется к топливному насосу высокого давления (ТНВД).

При движении поршня вверх под давлением предварительно поступившего топлива закрывается впускной клапан и открывается выпускной клапан. В этом случае топливо из полости через перепускной канал поступает в полость и при последующем перемещении поршня вниз вышеописанный цикл работы насоса повторяется. При различных режимах работы дизеля постоянное давление в перепускном канале достигается переменным ходом поршня, обеспечиваемым специально подобранной пружиной. На режимах частичных нагрузок дизеля при малых расходах топлива в полости возникает давление и поршень не совершает своего полного хода, поэтому шток толкателя частично перемещается в холостую.

К фланцу насоса низкого давления крепится насос ручной подкачки топлива, который служит для заполнения системы питания топливом и удаления из нее воздуха после проведения ремонтно-профилактических работ или длительной стоянки автомобиля. В системе питания дизелей КамАЗ установлен второй насос ручной подкачки топлива аналогичного типа, который крепится через кронштейн к картеру сцепления. Этот насос позволяет подкачивать топливо без опрокидывания кабины, что создает значительные удобства при пуске двигателя в условиях эксплуатации автомобилей.

Лаб.раб. №6

Ответ к вопросу №4

Назначение форсунки. Форсунка в дизеле предназначена для непосредственного введения в камеру сгорания топлива в тонкораспыленном виде и равномерного распределения его по всему заряду воздуха, находящегося в камере сгорания.

В зависимости от способа смесеобразования к форсунке предъявляются различные требования. Например, в однокамерных дизелях форсунка должна распределить впрыскиваемый заряд топлива по всему объему заряда воздуха. Поэтому в однокамерных дизелях применяются форсунки с многодырчатыми

распылителями, а подача топлива осуществляется под очень большим давлением (несколько сот, а иногда и больше тысячи кгс/см'2}.

Работа форсунки

Работа форсунки может быть разделена на четыре рабочих стадии при работающем двигателе и создании высокого давления ТНВД:

- Форсунка закрыта с приложенным высоким давлением;

- Форсунка открывается (начало впрыска);

- Форсунка полностью открыта;

- Форсунка закрывается (конец впрыска).

Эти рабочие стадии являются результатом действия сил, приложенных к деталям форсунки. При остановленном двигателе и отсутствии давления в аккумуляторе форсунка закрыта под действием пружины.

Форсунка закрыта

При закрытой форсунке питание на электромагнитный клапан не подается .

При закрытом жиклере камеры гидроуправления пружина якоря прижимает шарик к седлу, высокое давление, подаваемое в камеру и к распылителю форсунки из аккумулятора, увеличивается. Таким образом, высокое давление, действующее на торец управляющего плунжера, вместе с усилием пружины держат форсунку закрытой, преодолевая силы давления в камере распылителя.

Форсунка открывается

Перед началом процесса впрыска, еще при закрытой форсунке, на электромагнитный клапан подается большой ток, что обеспечивает быстрый подъем шарикового клапана . Шариковый клапан открывает жиклер камеры гидроуправления и, поскольку теперь электромагнитная сила превосходит силу пружины якоря, клапан остается открытым, и практически одновременно сила тока, подаваемого на обмотку электромагнитного клапана, уменьшается до тока, требуемого для удерживания якоря. Это возможно потому, что воздушный зазор для электромагнитного потока теперь уменьшается. При открытом жиклере топливо может вытекать из камеры гидроуправления в верхнюю полость и далее по линии возврата топлива в бак. Давление в камере гидроуправления уменьшается, нарушается баланс давлений, и давление в камере распылителя, равное давлению в аккумуляторе, оказывается выше давления в камере гидроуправления. В результате сила давления, действующая на торец управляющего плунжера уменьшается, игла форсунки поднимается, и начинается процесс впрыска топлива.

Скорость подъема иглы форсунки определяется разностью расходов через жиклер и сопловые отверстия. Управляющий плунжер достигает верхнего упора, где остается, поддерживаемый "буферным" слоем топлива, образующимся в результате указанной выше разницы расходов через жиклер и сопловые отверстия. Игла форсунки теперь полностью открыта, и топливо впрыскивается в камеру сгорания под давлением, практически равным давлению в аккумуляторе. Распределение сил в форсунке подобно распределению в фазе открытия.

Форсунка закрывается (конец впрыска)

Как только прекращается подача питания на электромагнитный клапан, пружина якоря перемещает его вниз, и шариковый клапан закрывается. Якорь состоит из двух частей, поэтому, хотя тарелка якоря перемещается вниз заплечиком, она может оказывать противодействие возвратной пружиной, что уменьшает напряжения на якорь и шарик.

Закрытие жиклера приводит к повышению давления в камере гидроуправления при поступлении в нее топлива через "питающий" жиклер (7). Это давление, равное давлению в аккумуляторе, действует на торец управляющего плунжера, и сила давления вместе с силой пружины преодолевают силу давления, действующую на заплечик иглы форсунки, которая закрывается.

Скорость посадки иглы форсунки на седло, то есть скорость закрытия форсунки, определяется расходом через "питающий" жиклер. Впрыск топлива прекращается, как только игла форсунки садится на седло.

Лабораторная работа №7