logo search
Лабораторные работы по Устройству автомобилей

Контрольные вопросы

  1. Каково назначение газораспределительного механизма, каковы его основные детали.

  2. Каково назначение и устройство распределительного вала

  3. Каков порядок монтажа и демонтажа клапанов

Лаб.раб. №2

Ответ к вопросу №1

Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндр горючей смеси и выпуска из него отработавших газов. Механизм имеет распределительные шестерни, распределительный вал, толкатели, штанги, коромысла и клапаны с пружинами. Как работает газораспределительный механизм? Шестерня привода газораспределительного механизма (распределительная шестерня) вращается вместе с коленчатым валом. Связанная с ней ведомая шестерня, установленная на распределительном валу, имеет в 2 раза больше зубьев, так что распределительный вал за два оборота коленчатого вала делает только один оборот.

Главными составляющими газораспределительного механизма являются:

Установленный в головку блока цилиндров единственный распределительный вал (SOHC), управлял работой как впускных, так и выпускных клапанов. Поскольку чем ближе распределительный вал к клапанам, тем меньше в газораспределительном механизме количество и масса деталей, совершающих возвратно-поступательное движение. Уменьшение инерционных нагрузок обеспечивает лучшую работу газораспределительного механизма и, что позволяет увеличить обороты двигателя.

П ри такой схеме клапаны могут иметь как рядное, так и наклонное двухрядное расположение. Клапаны могут приводится, как непосредственно кулачком распределительного вала, расположенного над клапанами, так и посредством рычагов (рокеров).

1. Головка блока цилиндров

2. Клапан

3. Наружная пружина клапана

4. Внутренняя пружина клапана

5. Тарелка клапанной пружины

6. Стаканчатый толкатель

7. Корпус подшипников распределительного вала

8. Распределительный вал

9. Шайба регулировки теплового зазора

10. Конусные сухарики крепления тарелки клапанной пружины

11. Маслосъёмная манжета клапана

12. Направляющая втулка клапана

13. Седло клапана

На этом рисунке изображён газораспределительный механизм. Эта конструкция ГРМ очень типичная и применяется на многих автомобилях.

В этой конструкции ГРМ клапан нажимает непосредственно на толкатель без применения рычага, следовательно, подъём клапана равен высоте подъёма кулачка распределительного вал. При такой конструкции ГРМ клапаны могут быть расположены только в ряд. Этот двигатель имеет камеру сгорания в виде клина.

Лаб.раб. №2

Ответ к вопросу №2

Распределительный вал — самая основная деталь газораспределительного механизма (ГРМ), предназначен для синхронизации впуска или выпуска и тактов работы двигателя.

В современных автомобильных двигателях, зачастую, расположен в верхней части головки блока цилиндров и соединён со шкивом или зубчатой звёздочкой коленвала ремнём или цепью ГРМ естественно и вращается с вдвое меньшей частотой, чем последний (на 4-тактных двигателях). Раньше была широко распространена схема с нижним расположением распределительного вала. Составной частью распределительного вала являются его кулачки, расположенные под некоторым углом друг к другу, количество которых совпадает с количеством впускных и выпускных клапанов двигателя. Таким образом, каждому из клапанов припадает индивидуальный кулачок, который и делает открытие клапана, набегая на рычаг толкателя клапана. Когда кулачок «сбегает» с рычага, клапан закрывается из-за действия мощной возвратной пружины.

Современные двигатели вмещают в себе системы регулировки фаз газораспределения, другими словами механизмы, которые позволяют проворачивать распределительный вал относительно приводной звездочки, своим действиям изменяя момент открытия и закрытия (фазу) клапанов, что разрешает более эффективно наполнять рабочей смесью цилиндры на разных оборотах. Конструктивно распредвал связан с коленвалом двигателя. Это соединение осуществляется посредством ремня или цепи. Ремень или цепь распредвала надета на шкив распредвала и звездочку коленвала. Привод распределительного вала осуществляется за счет коленчатого вала.

Наиболее эффективным считается шкив распредвала – разрезная шестерня, который применяется для тюнинга распредвала с целью увеличения мощностных характеристик двигателя.

На головке блока цилиндров расположены подшипники, в которых вращаются опорные шейки распредвала. В случае ремонта для крепления опорных шеек используются ремонтные вкладыши распредвала.

Осевой люфт распредвала предотвращают фиксаторы распредвала. По оси распределительного вала выполняется сквозное отверстие. Через него осуществляется смазка трущихся поверхностей деталей. С задней стороны это отверстие закрывает заглушка распредвала.

Лаб.раб. №2

Ответ к вопросу №3

Устройство для монтажа и демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания, содержащее опору, нажимной рычаг с рукояткой на одном конце и втулкой для соединения с опорой на другом его конце, упорное кольцо, выполненное с расточкой для воздействия на тарелку пружин клапана двигателя внутреннего сгорания, и упорный элемент в виде двух параллельных продольных пластин, нижняя часть которого соединена с упорным кольцом, а в его верхней части выполнены отверстия для соединения с нажимным рычагом, отличающееся тем, что оно снабжено механизмом толкателя, размещенным между двумя параллельными продольными пластинами упорного элемента и содержащим цилиндрический толкатель со сквозным цилиндрическим отверстием для прохода стержня клапана, связанную с цилиндрическим толкателем нажимную планку и возвратную пружину, надетую на цилиндрический толкатель и одним концом упертую в нажимную планку, а вторым концом упертую в направляющую толкателя, выполненную в виде втулки со сквозным осевым отверстием для прохода цилиндрического толкателя и прикрепленную над упорным кольцом к внутренним плоскостям упомянутых параллельных продольных пластин упорного элемента, при этом упорное кольцо выполнено с радиальными отверстиями, в которых закреплены магниты, с осевым коническим отверстием, выполненным с возможностью размещения в нем сухарей клапана двигателя внутреннего сгорания, и с буртиком, расположенным в верхней части осевого конического отверстия и выполненным с обеспечением базирования сухарей клапана двигателя внутреннего сгорания по торцу наибольшего диаметра конического отверстия, расположения в коническом отверстии торцов сухарей клапана внутреннего сгорания и возможностью взаимодействия последних с торцом цилиндрического толкателя, а нажимной рычаг выполнен с отверстиями, выполненными в соответствии с расположением клапанов двигателя внутреннего сгорания для обеспечения установки упорного элемента в рабочем положении соосно клапану двигателя внутреннего сгорания.

2. Способ ремонта клапанного двигателя внутреннего сгорания, включающий закрепление на головке блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания устройства для монтажа и демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания, с помощью которого осуществляют демонтаж и монтаж клапанов двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что используют устройство для монтажа и демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания, выполненное по п.1, а после демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания осуществляют ремонт клапанного механизма клапана двигателя внутреннего сгорания.

Лабораторная работа №3