logo search
ПУТИ СООБЩ, ТЕХНОЛОГ СООРУЖ В ТРАН СИСТ УП_восс

3.1. Водные ресурсы и основные нормативные документы по эксплуатации водных путей

Водные пути являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи субъектов Российской Федерации, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении в 670 портов 45 стран Европы, Азии и Африки. Особенно велико их значение для хозяйственной и культурной жизни Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Водные пути могут быть внутренними и внешними.

Судоходные водные пути – это водные пути, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (океаны, моря, озера и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря и водохранилища). Выделяются магистральные водные пути, обслуживающие международные перевозки и перевозки между крупными районами внутри страны, а также местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 100 тыс. км, в том числе 16 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе судоходные шлюзы, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски.

Основными нормативными документами, регламентирующими использование водных путей являются федеральный закон РФ «Водный Кодекс РФ» №73-ФЗ, резолюция А.572 «Общие положения об установлении путей движения судов», принятая 3.06.2006 г. на 14-й Ассамблее Международной морской организации (ИМО), Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).

Основным документом, устанавливающим показатели работы государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства на навигационный период, является Программа гарантированных габаритов судовых ходов, утверждаемая ежегодно.